Закрытые двери избирательных комиссий обнаруживают десятки кандидатов в депутаты, пытавшихся зарегистрироваться для участия в муниципальных на выборах в Петербурге. Иногда же оказывается, что комиссии – призраки и ведут "фантомное существование".
Кроме губернатора горожане 14 сентября будут избирать около полутора тысяч депутатов в 106 муниципальных образованиях. В соответствии с российским законодательством, у граждан, желающих принять участие в местных выборах, на сбор подписей или выдвижение на партийной конференции есть всего 20 дней со дня официального опубликования избирательной комиссией муниципального образования решения о назначении выборов.
В большинстве муниципалитетов Петербурга о назначении дня выборов было объявлено в газетах 17 июня. Таким образом, 7 июля – последний день для подачи документов для выдвижения кандидатов. К этому дню в избирательных комиссиях всех муниципальных образований Петербурга должны быть приняты документы граждан, желающих участвовать в муниципальных выборах. Затем в течение десяти дней эти документы проверяются и кандидаты либо регистрируются таковыми, либо им отказывают в регистрации.
Какие же приемы, какие методы используются властями города для того, чтобы не допустить нежелательных граждан к участию в муниципальных выборах? Первый и самый распространенный прием – закрытые избирательные комиссии муниципальных образований, куда кандидаты от оппозиции, или самовыдвиженцы попасть не могут.
Активист партии "Яблоко" Олег Куликов, вставший 2 и 3 июля в пикет перед Мариинским дворцом, где располагается Горизбирком, рассказывает:
– Наше муниципальное образование "Парнас" находится на северо-западе Петербурга. И здесь у нас сложилась катастрофическая ситуация. Избирательная комиссия муниципального образования скрывалась от всех оппозиционных и независимых кандидатов. Мы стояли сутками возле муниципального образования (МО), мы не могли узнать, где находится избирательная комиссия этого образования. Да и само МО было закрыто. Через некоторое время там поставили явно нанятых охранников, которые, не признаваясь в том, что они – охранники, вели себя самым скандальным образом. Двери были заблокированы.
Все сроки для уведомления избиркома были пропущены, все сроки для проведения конференций для выдвижения от партий тоже прошли, и только 3 июля в Горизбиркоме эта избирательная комиссия МО себя как-то обозначила и назвала адрес, куда мы можем обратиться 4 июля. Но сроки уже прошли. Мы не успеваем. По сути это было сделано специально. Причем в таком положении оказались не только мы, "яблочники", но и коммунисты, и даже несколько представителей "Единой России", которых не захотели допустить в избирательную комиссию МО "Парнас". Если нам не удастся зарегистрироваться за эти оставшиеся несколько дней, то мы будем подавать в суд и будем добиваться, чтобы итоги т. н. "выборов" в МО "Парнас" были признаны недействительными, – пообещал Олег Куликов.
С другой формой саботажа регистрации кандидатов в округах столкнулись коммунисты в Московском районе Петербурга, в частности в муниципальном образовании "Московская застава". Первый секретарь районного комитета КПРФ Московского района Олег Иванушкин свидетельствует:
– Мне только что сообщили, что в очереди в избирательную комиссию МО "Московская застава" сидит 40-50 человек. Это уже известный прием: в очередь "нагоняются" за деньги какие-то люди, которые таким образом препятствуют сдаче документов самовыдвиженцев и активистов оппозиционных партий. Комиссия работает очень медленно, и многие граждане так и не смогут зарегистрироваться кандидатами. Конечно, здесь большую роль играют личности, которые стоят за всем этим. Например, МО "Пулковский меридиан" возглавляет некий Макаров, брат которого является депутатом Законодательного собрания Петербурга. В городском бюджете идет отдельной строкой субсидия на МО "Пулковский меридиан", и, безусловно, этой группировке не нужны никакие посторонние люди для того, чтобы "освоить" бюджетные средства. Здесь никакой политики. Я думаю в других МО, и в МО "Московская застава" нечто подобное, – предполагает коммунист Олег Иванушкин.
Не только кандидаты от партий "Яблоко" или КПРФ сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, пытаясь подать документы в избирательные комиссии. Такие же проблемы и у кандидатов от партии "Справедливая Россия".
Председатель отделения партии "Справедливая Россия" в Московском районе Людмила Пушкарева, которая также пытается зарегистрироваться кандидатом в депутаты, считает, что власти нарушают конституционное право граждан на участие в выборах, что заставляет вообще усомниться в легитимности таких выборов:
– Ситуацию в МО "Пулковский меридиан" и МО "Московская застава" иначе как захватом власти не назовешь. Еще на этапе подачи документов все "ненужные" кандидаты отметаются с порога. Полмесяца, с момента объявления о дне выборов и до 3 июля, избирательные комиссии этих МО не работали вообще. 2 июля вдруг комиссии появились, объявили рабочий день с 10.00 до 12.00, на следующий день объявили выходной, в пятницу они работают тоже два часа, а с субботы, 5 июля, прием документов уже закончен. Иначе как нарушением конституционных прав граждан я это назвать не могу.
Но есть и еще один способ не допустить нежелательных граждан для участия в муниципальных выборах. Это создание так называемых избирательных участков-фантомов, месторасположение которых известно лишь избранным. Такие фантомы обнаружились, например, в муниципальных образованиях "Измайловское", "Парнас", "Черная речка" и других.
Член городской избирательной комиссии Петербурга Ольга Покровская поделилась с Радио Свобода своим опытом поиска таких избиркомов-фантомов:
– Приведу такой вопиющий случай: МО "Сампсониевское". Сначала всем сообщали, что избирательная комиссия этого МО находится по адресу: Большой Сампсониевский пр., д. 86, там, где располагается администрация Выборгского района. Но оказалось, что по этому адресу находится местная администрация этого МО, а не избирательная комиссия. Тогда назвали другой адрес: Новолитовская ул., д. 25. Я сама лично туда ездила. Это огромный жилой дом, в котором около тридцати парадных. Парадные закрыты железными дверями. Никаких вывесок, никакой информации там нет. Никто из местных жителей ничего не знает. Это комиссии-фантомы – новая предвыборная технология. Очень удобно. "Ненужные" кандидаты туда не дойдут. Я убеждена, что Петербургская городская избирательная комиссия подготовила почву для возникновения таких комиссий-фантомов. Начиная с прошлого года я, как член Горизбиркома, ставила вопрос о недостатке информации о месторасположения комиссий. Ни разу ни от кого я не получила вразумительного ответа. Никого не заинтересовала ситуация, в которой из 111 избирательных комиссий МО более чем у 100 неизвестны их адреса. 3 июля Горизбирком объявил о том, что на его сайте выложены адреса всех избирательных комиссий МО. Но уже никто не успеет подать документы на регистрацию кандидатом. Поздно, – прогнозирует Ольга Покровская.
Все эти многочисленные нарушения привели к тому, что терпение у депутатов петербургского Законодательного собрания лопнуло. Борис Вишневский обратился к прокурору Санкт-Петербурга Сергею Литвиненко с призывом прекратить нарушения закона на муниципальных выборах:
– На муниципальных выборах наблюдается то, что я назвал в письме прокурору "саботажем избиркомов". Причем все это – одна компания, не хочется говорить – "шайка". Часть избирательных комиссий МО невозможно найти. Невозможно сдать документы. Невозможно направить уведомление о проведении партийной конференции, требуемое по закону. Совершенно понятно, что они прячутся для того, чтобы потом сказать, что вы не выполнили необходимых требований, не принесли документы и т. д., поэтому мы вам отказываем в регистрации кандидатами.
На все это накладывается ситуация с губернаторскими выборами, когда в принудительном порядке строем гонят муниципалов подписываться, непонятно зачем, за господина Полтавченко, собирая ему огромное число лишних подписей для того, чтобы не дать возможности поставить эти подписи за других, и избавить губернатора от политической конкуренции, которой он, видимо, смертельно боится, – подчеркивает депутат Борис Вишневский. – То же касается и муниципальных выборов. "Ребята" из "Единой России" страшно боятся, что те кандидаты, которых они выдвинули, не выдержат честного соревнования с представителями оппозиции или с независимыми гражданскими активистами. Делается все, чтобы не допустить их к выборам.
Реакции прокуратуры Петербурга на жалобы нет. Саботаж продолжается.