Россия на переговорах по газу с Украиной и Евросоюзом готова обсудить ситуацию вокруг газопровода "Южный поток", об остановке строительства которого на территории своей страны ранее сообщили власти Болгарии. Эксперты считают, что между проблемами нового проекта по экспорту в Европу российского газа и двусторонними газовыми разногласиями России и Украины существует очевидная связь.
Российские власти до сих пор не получали никаких официальных уведомлений от Европейской комиссии относительно остановки строительства газопровода "Южный поток" на территории Болгарии, заявил министр энергетики Александр Новак, отметив, что разговор об этой проблеме может пойти на переговорах между Россией и Украиной по газу, которые сейчас проходят при участии Евросоюза. В воскресенье болгарская пресса сообщила, что глава правительства Болгарии Пламен Орешарски распорядился приостановить работы в рамках "Южного потока" для проведения консультаций с Еврокомиссией. По словам же болгарского министра энергетики Драгомира Стойнева, его страна не отказывается от планов строительства газопровода, считая этот проект "неизбежным и важным как для Европы, так и для Болгарии". Однако и он признал, что пока вокруг газопровода существуют "нерешенные вопросы".
"Южный поток", который планирует построить "Газпром" в кооперации с рядом европейских компаний, должен пройти по дну Черного моря в Болгарию и далее – в страны Южной и Центральной Европы. Для реализации проекта российский концерн уже подписал двусторонние соглашения с каждым из участвующих в нем государств, в том числе и с Болгарией. Однако власти этой страны, по словам партнера и аналитика компании RusEnergy Михаила Крутихина, не обратили при этом внимания на норму Евросоюза о необходимости согласования подобных энергетических сделок с Брюсселем.
Болгария проигнорировала это решение, несмотря на самые строгие предупреждения со стороны Еврокомиссии
"Болгария проигнорировала это решение, несмотря на самые строгие предупреждения со стороны Еврокомиссии, – говорит эксперт. – И игнорировать это ей удавалось до тех пор, пока Еврокомиссия не объявила, что фактически уже инициировала процесс наказания Болгарии, то есть принятия против нее экономических санкций. Для Болгарии это очень чувствительно, поэтому страна вынуждена была прекратить работу над проектом, как говорят в Еврокомиссии, до тех пор, пока болгарские документы не будут приведены в соответствие с нормами Евросоюза".
В борьбе за европейский энергорынок, за будущую долю на нем Соединенные Штаты готовы применять любые методы
Иной взгляд на причины давления Евросоюза на Болгарию относительно ее участия в "Южном потоке" у заместителя генерального директора инвестиционной группы "Универ" Дмитрия Александрова. Он не сомневается, что проблемы России с газопроводом "Южный поток" напрямую связаны с давлением США на страны ЕС для продвижения американских компаний на европейский газовый рынок. "В борьбе за европейский энергорынок, за будущую долю на нем Соединенные Штаты готовы применять любые методы, фактически сейчас они это и делают. Естественно, что запуск "Южного потока" является сильным ударом по возможностям резко дестабилизировать цены и объемы на европейском газовом рынке, это существенное снижение статуса Украины как нестабильного транзитера, и в целом это стабилизация снабжения газом Южной и Центральной Европы".
По планам "Газпрома" и его партнеров, трубопровод "Южный поток" мощностью 63 миллиарда кубометров в год должен начать поставки первого газа на европейский рынок уже в конце 2015 года. Однако проблемы только лишь с одной Болгарией могут привести к переносу сроков введения его в эксплуатацию. Михаил Крутихин напоминает, что именно эта страна является важнейшей с точки зрения транзита, а ближайшие соседи Болгарию в этом проекте заменить не смогут.
Болгарии – это ключевой маршрут, потому что румыны не проявили большого желания сотрудничать с "Газпромом"
"Болгарии – это ключевой маршрут, потому что румыны не проявили большого желания сотрудничать с "Газпромом" в этом плане. Им вполне достаточно газа, который они получают по традиционному маршруту и добывают сами, получая немножко из других европейских стран. А у Болгарии был далеко идущий план создания в этой стране хаба по дистрибуции российского, каспийского и ближневосточного газа. То есть Болгария мечтала получать газ по нескольким маршрутам – и от "Южного потока", и от традиционного газопровода через Румынию из России, и от турецкого интерконнектора, который заканчивают строить, – а затем распределять этот газ по различным европейским странам. Но вот у Болгарии срывается замечательный план, срывается он и у "Газпрома", – говорит Михаил Крутихин.
Дмитрий Александров готов согласиться, что строительство "Южного потока" через территорию Болгарии является для проекта оптимальным вариантом. Однако он отмечает, что при определенных условиях и другие маршруты также окажутся экономически рентабельными – например, через Турцию. "Про экономическую выгоду говорить очень сложно, потому что надо смотреть, с чем
Если через Украину невозможно прокачивать газ стабильно, то можно искать варианты и более длинные, но обеспечивающие стабильный транзит
мы сравниваем. Если через Украину невозможно прокачивать газ стабильно, то можно искать варианты и более длинные, но обеспечивающие стабильный транзит. Поэтому турецкий вариант все равно может быть выгодным в этой ситуации, поскольку он позволяет выйти либо через Грецию на Италию, либо создавать терминалы по сжижению, что также позволит снабжать газовый рынок Европы. Но все-таки хочется надеяться, что здравый смысл, прежде всего, в Европе возобладает. И пускай строительство и дальше будет затягиваться, но оно все-таки не будет остановлено на стадии уже очень глубокой проработки проекта".
Иначе говоря, России и "Газпрому" сейчас крайне важно сохранить Болгарию в качестве одного из участников проекта "Южный поток". Ради этого они, по мнению экспертов, могут пойти на компромисс в некоторых других спорных вопросах. Дмитрий Александров соглашается, что болгарская тема "Южного потока" вполне может быть задействована Евросоюзом в российско-украинских переговорах по газу – хотя и не считает такую позицию правильной.
"Да, конечно, это является не столько аргументом, сколько разменной картой. С российской стороны уже было достаточно жесткое заявление о том, что фактически все это можно считать уже реальными экономическими санкциями в отношении России. В какой-то степени это действительно так. Увязывание строительства "Южного потока" с ситуацией в украинском транзите и с внутренним ценообразованием на украинском рынке газа в принципе некорректно ни с экономической, ни с политической точки зрения. То есть это такая тактика связывания не связанных вопросов для того, чтобы добиться положительного решения по какому-нибудь из них", – говорит Дмитрий Александров.
Я ожидаю, что будет какой-то довольно серьезный компромисс с российской стороны, который может удовлетворить украинскую сторону
Партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин также считает неслучайными темы продолжающихся газовых переговоров. "Это начиналось как две разные истории, но сейчас, я думаю, самое реальное влияние здесь может быть. Если "Газпром" и российские руководители увидят, что никакого "Южного потока" в ближайшей перспективе у них не получится, то придется договариваться с Украиной. Я думаю, что эти соображения объясняют очень мягкую политику и очень мягкий подход российских переговорщиков. Я ожидаю, что будет какой-то довольно серьезный компромисс с российской стороны, который может удовлетворить украинскую сторону".
Однако уступки России в газовом споре с Украиной отнюдь не означают светлого будущего проекта "Южный поток". Ранее сообщалось, что тендер на строительство болгарской части газопровода выиграла компания с участием структур Геннадия Тимченко, попавшего под персональные санкции Соединенных Штатов, но не Европейского союза. В связи с этим США уже предупредили Софию, что участие опального бизнесмена в проекте "Южный поток" может привести к введению санкций и в отношении болгарских компаний.