В рамках Петербургского международного экономического форума компания "Ростелеком" представила новый поисковый интернет-портал "Спутник". Доступ к сайту (пока только для обладателей российских ip-адресов) был открыт 22 мая.
Запуск контролируемой государством компанией "Ростелеком" собственного поискового портала слишком хорошо укладывается в ряд инициатив, направленных на усиление госконтроля за российским интернетом, и поэтому не может не вызывать подозрений. Впрочем, Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, с 2001 по 2005 г. заместитель генерального директора холдинга “Рамблер”, считает, что создатели "Спутника" теперь скорее сами могут пострадать от усиления регулирования в российском интернете, инспирированного старой командой "Ростелекома":
– Там был такой православный господин Константин Малофеев, он был миноритарным акционером "Ростелекома", но оказывал большое влияние на решения компании. Малофеев сформировал "Лигу безопасного Интернета", они навели мрак и ужас в интернете, пролоббировали блокировки и множество других ужасных законов. Парадокс ситуации в том, что теперь Малофеева и рядом нет, а все эти законы докатились [до принятия] и стали реальностью.
Полгода назад "Ростелеком" выкупил у Константина Малофеева оставшийся пакет 7,45% своих акций за 25 миллиардов рублей. Малофеев лишился своего влияния на компанию, но последствия его действий теперь неудобны самому "Ростелекому". "Вся история с ухудшением климата регулирования в интернете – заслуга конкретного человека, "Лиги безопасного интернета" и троечников, которые им поверили, – говорит Засурский. – Они запускают "Спутник" в той среде, в которой им самим теперь некомфортно. "Спутник", как и любой другой поисковик, показывает то, что люди хотят видеть. Они ищут “школьницы видео”, он им и показывает видео со школьницами. Нельзя сделать поисковик настолько умным, чтобы он всегда правильно отличал хорошее от плохого, это может сделать только человек, да и то, только когда посмотрит.
Другое опасение, которое вызывает запуск "Спутника": для его продвижения может быть применен административный ресурс. В интервью газете "Ведомости" вице-президент “Ростелекома” Алексей Басов заявил, что задачи проекта – рыночные, речь о навязывании портала пользователям может идти “едва ли”, впрочем, поддержка государства “может быть полезна проекту”. Легко вообразить, что "Спутник" может стать если не безальтернативной, то все-таки навязываемой (например, через стартовую страницу браузера) поисковой машиной для работников бюджетной сферы. Кроме того, "Ростелеком" активно занят подключением к интернету российской провинции, совсем недавно компания выбрала подрядчика (им стала дочка "Интер РАО ЕЭС") для строительства 200 тысяч километров оптоволоконных линий, благодаря которым в мировую паутину попадут около 15 тысяч небольших российских населенных пунктов, многие жители которых в итоге, вполне буквально, окажутся в сети в первый раз в жизни. Интернет, скорее всего, придет в их жизнь в пакете со "Спутником".
Иван Засурский согласен, что это вполне вероятно, но не видит в таком способе продвижения продукта ничего необычного:
– Так же делает "Майкрософт", который очень сильно отстал от конкурентов. Когда они запустили свою поисковую машину, первое что они сделали, это стали биться за домашнюю страницу. Посмотрим, как у кого получится – в России поисковик "Майкрософта" Bing не смог подняться вообще. А у "Ростелекома" шансы есть.
Основная фигура, стоящая в "Ростелекоме" за выводом на рынок проекта поискового портала, Алексей Басов – скорее, представитель индустрии, чем государственник. Басов пришел в "Ростелеком" в прошлом году, до этого он участвовал в создании сервиса статистики SpyLog, запускал сервис контекстной рекламы "Бегун", работал в холдинге "ФИНАМ". Засурский характеризует Басова как образованного человека и сильного интернет-менеджера. Вероятно, мотивация нынешней команды "Ростелекома" в запуске "Спутника" действительно в первую очередь связана с коммерцией.
– Если вы связист, у вас вообще-то к интернету душа неровно лежит, – объясняет Иван Засурский. – Интернет растет как на дрожжах, активы стоят сумасшедших денег. Вы просто кладете провода, все пользуются, и вы от этого ничего особенно не получаете. Так что это [создание поискового портала] для крупной телекоммуникационной компании правильная, наверное, ниша, если только они смогут ее занять.
Вот здесь "Спутник", очевидно, столкнется со сложностями. “В принципе трудно решиться в 21-м веке запускать поисковик. Конкуренция огромная, требуются большие ресурсы, большая решительность”, – говорит Засурский. Фактически рынок поисковых систем в России уже давно разделен, и в нем есть явный лидер: доля "Яндекса" составляет около 60%, на втором месте идет Google (по разным данным – примерно 30%), остальным остается не более 10 процентов рынка. Здесь конкурентным преимуществом "Спутника" (помимо огромных возможностей "Ростелекома" по продвижению своего продукта) могут стать сервисы, связанные с государственными услугами. Еще в 2009 году "Ростелеком" был определен Правительством РФ как единственный исполнитель в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства. Компания выступила заказчиком создания портала Gosuslugi.ru.
– У "Спутника" есть четкая специализация – в России сейчас есть очень много электронных государственных услуг, – говорит Иван Засурский. – Если удастся создать в одном месте комфортную возможность для пользователя обращаться за госуслугами, то они [Спутник] вполне смогут занять и 30, и 40 процентов рынка. Коммерческие компании не умеют толком работать с таким видом контента, для них это слишком сложно.
Для обеспечения гражданам доступа к электронным государственным услугам и соответствующей справочной информации нет необходимости запускать полноценную поисковую систему. Пока что, на второй день работы "Спутника", основные нарекания относятся именно к ней: поисковая выдача не достаточно релевантна, индексация страниц неактуальна. Известно, что над разработкой поисковой машины работала команда компании "КМ медиа", приобретенной "Ростелекомом" в 2012 году. Ранее "КМ медиа" входила в холдинг “КМ онлайн”, которому принадлежит портал km.ru. Этот сайт, запущенный еще в 1998 году, действительно имеет собственную поисковую машину, которая в конце 90-х годов конкурировала за российский рынок с "Яндексом", "Рамблером" и другими. Сейчас рыночная доля km.ru среди поисковых систем стремится к нулю. Поставленный автором этой заметки эксперимент показал, что поисковые выдачи по нескольким запросам у km.ru и "Спутника" идентичны.
– "Спутник" разрабатывают более-менее внятные люди, – говорит Иван Засурский. – Они не делают никакого секрета, что пока не очень довольны результатом, они хотят развиваться и имеют для этого возможности.
Засурский считает, что если из нынешней поисковой машины ничего хорошего не получится, ее можно будет заменить на другую:
– Коробки передач для машины делают в разных странах разные производители. В России есть куча команд, которые можно развернуть в эту сторону [создания поисковика]. Не знаю, сколько времени и сил это может потребовать, но "Ростелеком" начинает с серьезного преимущества с точки зрения интегрированности с госуслугами, я считаю, они вполне могут развиться во что-то хорошее.
У "Спутника" есть две основные проблемы: во-первых, высокая конкуренция на рынке поисковых систем и поздний старт. Во-вторых, необходимость в условиях пролоббированных Малофеевым и принятых Госдумой ограничительных законов соответствовать имиджу безопасного, семейного поисковика с кристально чистой поисковой выдачей. Последнее может оказаться невозможным по чисто технологическим причинам. “В худшем случае, им придется дрейфовать в сторону поиска только среди определенного сегмента информации, в котором действительно не может быть ничего такого, по поводу чего к ним могут быть претензии”, – считает Иван Засурский.
Даже если "Спутник" окажется на домашней странице браузеров всех работников бюджетной сферы и жителей впервые подключенных к интернету деревень, это не сможет помешать пользователям обращаться к другим поисковым системам. Других планов по ограничению конкурентов судя по всему нет – во всяком случае, со стороны "Ростелекома".
– У вас всегда останется "Яндекс", Google, "Рамблер", – говорит Иван Засурский. – Каждая новая поисковая система дает новый срез, и это хорошо. Может быть, какие-то справки и услуги в "Спутнике" будет найти проще. Тогда люди будут им пользоваться, в России государство сейчас много значит”.
Пресс-службы "Яндекса" и "Google Россия" на запросы Радио Свобода ответили, что не комментируют действия конкурентов. Впрочем, в "Яндексе" добавили: “Только в нескольких странах мира у пользователей есть возможность выбора между поисковыми системами. И Россия как раз одна из таких стран, где высокая конкуренция благоприятствует постоянному развитию качества поисковиков и появлению новых сервисов и технологий”. Остается надеяться, что этот оптимизм оправдается.
Запуск контролируемой государством компанией "Ростелеком" собственного поискового портала слишком хорошо укладывается в ряд инициатив, направленных на усиление госконтроля за российским интернетом, и поэтому не может не вызывать подозрений. Впрочем, Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, с 2001 по 2005 г. заместитель генерального директора холдинга “Рамблер”, считает, что создатели "Спутника" теперь скорее сами могут пострадать от усиления регулирования в российском интернете, инспирированного старой командой "Ростелекома":
– Там был такой православный господин Константин Малофеев, он был миноритарным акционером "Ростелекома", но оказывал большое влияние на решения компании. Малофеев сформировал "Лигу безопасного Интернета", они навели мрак и ужас в интернете, пролоббировали блокировки и множество других ужасных законов. Парадокс ситуации в том, что теперь Малофеева и рядом нет, а все эти законы докатились [до принятия] и стали реальностью.
Полгода назад "Ростелеком" выкупил у Константина Малофеева оставшийся пакет 7,45% своих акций за 25 миллиардов рублей. Малофеев лишился своего влияния на компанию, но последствия его действий теперь неудобны самому "Ростелекому". "Вся история с ухудшением климата регулирования в интернете – заслуга конкретного человека, "Лиги безопасного интернета" и троечников, которые им поверили, – говорит Засурский. – Они запускают "Спутник" в той среде, в которой им самим теперь некомфортно. "Спутник", как и любой другой поисковик, показывает то, что люди хотят видеть. Они ищут “школьницы видео”, он им и показывает видео со школьницами. Нельзя сделать поисковик настолько умным, чтобы он всегда правильно отличал хорошее от плохого, это может сделать только человек, да и то, только когда посмотрит.
Другое опасение, которое вызывает запуск "Спутника": для его продвижения может быть применен административный ресурс. В интервью газете "Ведомости" вице-президент “Ростелекома” Алексей Басов заявил, что задачи проекта – рыночные, речь о навязывании портала пользователям может идти “едва ли”, впрочем, поддержка государства “может быть полезна проекту”. Легко вообразить, что "Спутник" может стать если не безальтернативной, то все-таки навязываемой (например, через стартовую страницу браузера) поисковой машиной для работников бюджетной сферы. Кроме того, "Ростелеком" активно занят подключением к интернету российской провинции, совсем недавно компания выбрала подрядчика (им стала дочка "Интер РАО ЕЭС") для строительства 200 тысяч километров оптоволоконных линий, благодаря которым в мировую паутину попадут около 15 тысяч небольших российских населенных пунктов, многие жители которых в итоге, вполне буквально, окажутся в сети в первый раз в жизни. Интернет, скорее всего, придет в их жизнь в пакете со "Спутником".
Иван Засурский согласен, что это вполне вероятно, но не видит в таком способе продвижения продукта ничего необычного:
– Так же делает "Майкрософт", который очень сильно отстал от конкурентов. Когда они запустили свою поисковую машину, первое что они сделали, это стали биться за домашнюю страницу. Посмотрим, как у кого получится – в России поисковик "Майкрософта" Bing не смог подняться вообще. А у "Ростелекома" шансы есть.
Основная фигура, стоящая в "Ростелекоме" за выводом на рынок проекта поискового портала, Алексей Басов – скорее, представитель индустрии, чем государственник. Басов пришел в "Ростелеком" в прошлом году, до этого он участвовал в создании сервиса статистики SpyLog, запускал сервис контекстной рекламы "Бегун", работал в холдинге "ФИНАМ". Засурский характеризует Басова как образованного человека и сильного интернет-менеджера. Вероятно, мотивация нынешней команды "Ростелекома" в запуске "Спутника" действительно в первую очередь связана с коммерцией.
– Если вы связист, у вас вообще-то к интернету душа неровно лежит, – объясняет Иван Засурский. – Интернет растет как на дрожжах, активы стоят сумасшедших денег. Вы просто кладете провода, все пользуются, и вы от этого ничего особенно не получаете. Так что это [создание поискового портала] для крупной телекоммуникационной компании правильная, наверное, ниша, если только они смогут ее занять.
Вот здесь "Спутник", очевидно, столкнется со сложностями. “В принципе трудно решиться в 21-м веке запускать поисковик. Конкуренция огромная, требуются большие ресурсы, большая решительность”, – говорит Засурский. Фактически рынок поисковых систем в России уже давно разделен, и в нем есть явный лидер: доля "Яндекса" составляет около 60%, на втором месте идет Google (по разным данным – примерно 30%), остальным остается не более 10 процентов рынка. Здесь конкурентным преимуществом "Спутника" (помимо огромных возможностей "Ростелекома" по продвижению своего продукта) могут стать сервисы, связанные с государственными услугами. Еще в 2009 году "Ростелеком" был определен Правительством РФ как единственный исполнитель в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства. Компания выступила заказчиком создания портала Gosuslugi.ru.
– У "Спутника" есть четкая специализация – в России сейчас есть очень много электронных государственных услуг, – говорит Иван Засурский. – Если удастся создать в одном месте комфортную возможность для пользователя обращаться за госуслугами, то они [Спутник] вполне смогут занять и 30, и 40 процентов рынка. Коммерческие компании не умеют толком работать с таким видом контента, для них это слишком сложно.
Для обеспечения гражданам доступа к электронным государственным услугам и соответствующей справочной информации нет необходимости запускать полноценную поисковую систему. Пока что, на второй день работы "Спутника", основные нарекания относятся именно к ней: поисковая выдача не достаточно релевантна, индексация страниц неактуальна. Известно, что над разработкой поисковой машины работала команда компании "КМ медиа", приобретенной "Ростелекомом" в 2012 году. Ранее "КМ медиа" входила в холдинг “КМ онлайн”, которому принадлежит портал km.ru. Этот сайт, запущенный еще в 1998 году, действительно имеет собственную поисковую машину, которая в конце 90-х годов конкурировала за российский рынок с "Яндексом", "Рамблером" и другими. Сейчас рыночная доля km.ru среди поисковых систем стремится к нулю. Поставленный автором этой заметки эксперимент показал, что поисковые выдачи по нескольким запросам у km.ru и "Спутника" идентичны.
– "Спутник" разрабатывают более-менее внятные люди, – говорит Иван Засурский. – Они не делают никакого секрета, что пока не очень довольны результатом, они хотят развиваться и имеют для этого возможности.
Засурский считает, что если из нынешней поисковой машины ничего хорошего не получится, ее можно будет заменить на другую:
– Коробки передач для машины делают в разных странах разные производители. В России есть куча команд, которые можно развернуть в эту сторону [создания поисковика]. Не знаю, сколько времени и сил это может потребовать, но "Ростелеком" начинает с серьезного преимущества с точки зрения интегрированности с госуслугами, я считаю, они вполне могут развиться во что-то хорошее.
У "Спутника" есть две основные проблемы: во-первых, высокая конкуренция на рынке поисковых систем и поздний старт. Во-вторых, необходимость в условиях пролоббированных Малофеевым и принятых Госдумой ограничительных законов соответствовать имиджу безопасного, семейного поисковика с кристально чистой поисковой выдачей. Последнее может оказаться невозможным по чисто технологическим причинам. “В худшем случае, им придется дрейфовать в сторону поиска только среди определенного сегмента информации, в котором действительно не может быть ничего такого, по поводу чего к ним могут быть претензии”, – считает Иван Засурский.
Даже если "Спутник" окажется на домашней странице браузеров всех работников бюджетной сферы и жителей впервые подключенных к интернету деревень, это не сможет помешать пользователям обращаться к другим поисковым системам. Других планов по ограничению конкурентов судя по всему нет – во всяком случае, со стороны "Ростелекома".
– У вас всегда останется "Яндекс", Google, "Рамблер", – говорит Иван Засурский. – Каждая новая поисковая система дает новый срез, и это хорошо. Может быть, какие-то справки и услуги в "Спутнике" будет найти проще. Тогда люди будут им пользоваться, в России государство сейчас много значит”.
Пресс-службы "Яндекса" и "Google Россия" на запросы Радио Свобода ответили, что не комментируют действия конкурентов. Впрочем, в "Яндексе" добавили: “Только в нескольких странах мира у пользователей есть возможность выбора между поисковыми системами. И Россия как раз одна из таких стран, где высокая конкуренция благоприятствует постоянному развитию качества поисковиков и появлению новых сервисов и технологий”. Остается надеяться, что этот оптимизм оправдается.