Ссылки для упрощенного доступа

Преторианцы идут наверх


Михаил Соколов – о кадровых решениях

Новый комплект кадровых решений Владимира Путина выглядит как попытка стянуть новыми скрепами советского образца административный аппарат, заменив верных на еще более верных, приставив к ним надежных надзирающих и смотрящих.

Путин назначил командующего Внутренними войсками МВД РФ Николая Рогожкина на должность полпреда в Сибирском федеральном округе. Появление "генерал-губернатора" напоминает о временах, когда полпредом в Сибири был генерал Анатолий Квашнин, пытавшийся "построить" губернаторов региона, но и так и не сумевший ничего сделать для развития региона.

Полпред в Сибири Виктор Толоконский понижением в должности заплатил за победу на выборах мэра в Новосибирске коммуниста Анатолия Локтя. Толоконского подозревают в поддержке оппозиционного кандидата. Два ближайших сотрудника Толоконского только что заняли посты вице-мэров Новосибирска. А Толоконский, когда-то руководивший Новосибирской областью, переведен на пост временного губернатора Красноярского края – и, видимо, будет участвовать в выборах главы региона в сентябре. Руководитель он вполне эффективный и, что важно, неавторитарный, так что привыкшим к относительно мягкому политическому климату красноярцам скорее повезло. Тем более что на этот пост претендовал глава Хакасии Виктор Зимин, человек очень жесткий и конфликтный.

Новый комплект кадровых решений Владимира Путина выглядит как попытка стянуть новыми скрепами советского образца административный аппарат, заменив верных на еще более верных, приставив к ним надежных надзирающих и смотрящих
Бывшего красноярского губернатора Льва Кузнецова президент сделал главой нового министерства по делам Северного Кавказа. Отъезда из Сибири друга вице-премьера Александра Хлопонина, губернатора-миллионера, любившего руководить краем из Европы, давно ждали. И без повышения в чине. Но, видимо, норильская группировка еще достаточно влиятельна. Забавно, что для премьера Дмитрия Медведева это кадрово-управленческое решение Путина было сюрпризом, и он заявил, что обязательно поговорит с новым министром. Есть уже министерства по делам Дальнего Востока, Крыма, теперь вот создано еще одно – для Северного Кавказа... Фактически это означает, что проблемными территориями пытаются управлять из Москвы по сверхцентралистской советской модели: появились уже министерства по делам колоний. В федерации никому такое и в голову не придет: проблемы организации управления решаются разграничением полномочий между центром и регионами. А как быть остальной России? Остается ждать рождения министерств по делам Юга, Центра и Севера?

Бывший вице-премьер и полпред на Северном Кавказе Александр Хлопонин потерял полпредство. Его разжаловали в простые вице-премьеры с непонятными функциями. Фактически признан провал предложенной Дмитрием Медведевым и реализовывавшейся Хлопониным политики "мягкой силы" на Северном Кавказе. Ничего не получилось ни с привлечением инвестиций, ни с замирением территории.

Вместо гражданского наместника на Кавказе опять появляется полпред-генерал. На этот пост Путин назначил командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Сергея Меликова. Пока неясно, сохранит ли генерал и пост командующего. Вспоминаются времена главы Южного округа генерала армии Виктора Казанцева, чье четырехлетнее пребывание на посту наместника закончилось обвинениями в коррупции. Просматривается знакомая силовая тенденция: во главе округов поставим надежных генералов, прокуроров, "будет порядок", прижмем глав регионов, а экономика сама заработает…

Важные перемещения произошли и в силовом блоке: президент назначил бывшего главу Федеральной службы охраны Виктора Золотова первым замом министра внутренних дел Российской Федерации – главнокомандующим внутренними войсками. Золотов считается верным из верных, человеком, который выполнит любой приказ. Ему будет поручена реформа уже превратившихся в мини-армию войск, предназначенных для подавления бунтов.

И еще одно перемещение внутри высшей элиты. Бывший глава Управления делами Владимир Кожин стал "помощником по вопросам военно-технического сотрудничества". Должность почетная, но "без права решающей подписи". А ведь в дворцовом ведомстве России у бывшего питерского комсомольского аппаратчика было 60 000 сотрудников. УД обслуживает более сотни предприятий и учреждений, Кремль, правительственные резиденции и правительственные дачи, использует более 4000 автомобилей. Управлять номенклатурными благами теперь доверено Александру Колпакову, возглавлявшему управление "В" Службы безопасности Президента Российской Федерации Федеральной службы охраны Российской Федерации. В ведении Колпакова была валдайская резиденция Путина. Но, самое интересное, супруга Колпакова была номинальным совладельцем скандально известного "дворца Путина" в Геленджике. Такой доверенный охранник во главе распределителя номенклатурных благ для чиновников не подведет президента России.

В условиях, когда Владимир Путин ведет на Украине войну с Западом, в первые ряды элиты России все больше выдвигаются люди в погонах, соратники из спецслужб, в частности самой закрытой – ФСО, своего рода преторианская гвардия Кремля, а методом управления регионами становится мобилизационная централизация.

Михаил Соколов – политический обозреватель Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции
XS
SM
MD
LG