24 апреля отмечается всемирный День памяти жертв геноцида армян в Османской империи во время Первой мировой войны. Армянское население, обвиненное в сотрудничестве с врагом, то есть странами и войсками Антанты и, в первую очередь, русской армией, по решению высших руководителей Османской империи в 1915 году со всех концов страны сперва силой депортировалось в дикую пустыню, на территории нынешних Ирака и Сирии, где армяне были обречены на смерть. Потом начались массовые убийства, грабежи, уничтожение армянских деревень, имущества и армянского культурного наследия. Факт геноцида армян сегодня признан многими странами Запада. Это самый болезненный вопрос в отношениях между современными Арменией и Турцией, где до сих пор существует очень большая армянская диаспора. Но Анкара по-прежнему отказывается называть случившееся геноцидом и вообще менять официальный исторический взгляд на события тех лет.
24 апреля многие тысячи жителей Армении, Карабаха, армяне, приехавшие из-за границы и иностранные гости посещают мемориальный комплекс «Цицернакаберд» в Ереване, чтобы отдать дань уважения памяти жертв, количество которых точно неизвестно до сих пор – от одного до двух миллионов человек. Поминальные мероприятия сегодня проходят и за рубежом, по инициативе дипломатических представительств Армении и местных армянских диаспор. Накануне в связи с Днем памяти жертв геноцида армян с обращением выступил президент Армении Серж Саргсян:
- Сегодня мы поминаем невинные жертвы геноцида армян. Полтора миллиона сынов и дочерей армянского народа стали жертвами такого преступления, которому в то время еще не было названия. Ни один человеческий язык тогда еще не придумал подобного выражения или слова. Они погибли лишь потому, что были армянами. Заранее и детально спланированное злодеяние имело четкую цель: истребив народ, завладеть его родиной, его имуществом и наследием тысячелетий. 24 апреля – не только символичная дата, всем понятно, что геноцид армян начался не за один день и за один день не закончился. Более того, его нельзя считать закончившимся до тех пор, пока правопреемник Османской империи продолжает отрицать очевидный факт. Мы убеждены, что отрицание преступления является его прямым продолжением. Лишь признание и осуждение могут предотвратить повторение подобных преступлений. Сегодня мы стоим на пороге 100-летия геноцида армян. Оно может стать для Турции возможностью покаяться и освободить будущее своего государства от этого тяжелого бремени.
Одновременно публично подтверждаю: мы не рассматриваем турецкое общество в качестве врага. Склоняя голову перед памятью невинных жертв, мы помним всех тех турок, турецкие семьи, которые в те тяжелые дни протянули руку уничтожаемым варварами своим армянским соседям и друзьям, вырвали из когтей погромщиков многочисленных армянских детей. Слава памяти тех, кто, даже подвергая опасности свою жизнь и жизнь своих семей, протянул руку помощи нашим многочисленным соотечественникам. Каждое общество, в том числе и турки, должны гордиться теми своими предками, которые спасали жизни и бросали вызов геноциду. Мы это помним. Мы также полны признательности и к тем странам и народам, которые дали убежище нашим соотечественникам, спасшимся от геноцида, - сказал президент Армении Серж Саргсян.
Накануне, 23 апреля, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выразил соболезнование потомкам армян, "погибших в Османской империи в годы Первой мировой войны". Это первый в истории современной Турецкой республики какой бы то ни было публичный комментарий высшего руководителя государства по поводу тех событий. Массовые убийства армян Эрдоган назвал "общей болью", однако в своей речи слово "геноцид" он не употребил ни разу. "События тех лет имели "бесчеловечные последствия", но в наши дни они не должны быть причиной враждебного отношения к Турции. Прошлое не должно препятствовать установлению гуманистических отношений между армянами и турками, их умению сострадать друг другу", - добавил турецкий премьер.
- У меня есть друг армянин, мы знакомы много лет, но никогда не беседовали об этом. «Армянскую» тему считают запретной и боятся о ней упоминать. Но, думаю, мы должны больше говорить о своем историческом прошлом, потому что это единственный путь к демократическому обществу.
В знак скорби у здания армяно-турецкой газеты «Агос» всегда лежат букеты белых гвоздик. Именно здесь, в самом центре делового Стамбула, у здания редакции среди бела дня 19 января 2007 года был убит армянский журналист Грант Динк. Сразу после его гибели был задержан несовершеннолетний Огюн Самаст, уроженец черноморского города Трабзон, и выявлена преступная группировка, в которую входили, в основном, подростки. На следствии они в один голос заявили, что «приговорили» Динка к смерти за его статьи о геноциде армян, которые якобы оскорбляли честь и достоинство турецкой нации. Их судили и надолго отправили в тюрьму. Следствие по делу Динка продолжается до сих пор, процесс продвигается крайне медленно, и до сих пор неизвестно, кто руководил действиями исполнителей, которые, как заявили власти, явно действовали по чьему-то "заказу".
По словам супруги Динка Ракель, истинные убийцы ее мужа вряд ли будут когда-нибудь названы. Участник акций памяти, двадцатилетний студент Стамбульского университета Мерт считает, что Грант Динк стал жертвой политики, которую на протяжении многих лет проводили турецкие власти:
- Детей учили быть патриотами и ненавидеть врагов. Инакомыслие подавлялось. Выращенные в условиях такой идеологии националисты требовали уничтожить всех, кто думает иначе. В смерти Динка виноваты все мы, не даром акции его памяти проводятся под лозунгом «Мы все - Гранты Динки».
Газета «Агос», которую возглавлял Грант Динк, совершила маленькую революцию в турецком сознании. Журналисты издания, в основном представители армянской интеллигенции, впервые в турецкой истории рискнули обсуждать с читателями запретную тему. Они организовали десятки дискуссий и конференций с участием турецких специалистов, которые проходили, несмотря на акции протеста и угрозы со стороны турецких националистов. Участники дискуссий впервые, пожалуй, поколебали фундамент главной турецкой идеи о том, что армяне были «предателями родины». Официальную позицию консервативных турецких историков объясняет преподаватель Ахмед Дурсун. Он считает, что в годы Первой мировой войны армяне стали «пятой колонной», намереваясь разрушить страну изнутри в самый трудный период, когда Османская империя и так трещала по швам:
- Османская империя вступила в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии в ноябре 1914 года. Русские стали формировать отряды из дезертиров, не желавших служить в рядах Османской армии, общее число которых достигло тридцати тысяч человек. Они влились в ряды действующей русской армии на различных участках фронта. Армяне также организовали партизанские отряды, которые грабили турецкие конвои, отнимали провизию и еду. Турецкие части несли большие потери. Власти решили зачистить тыл – и это было нормальное действие в условиях военного времени.
Под давлением Евросоюза, вступить в который уже много лет стремится современная Турция, несколько лет назад Анкара разработала новую концепцию отечественной истории. Учебники изрядно отредактировали - были удалены оскорбительные высказывания в адрес других народов, особенно армян.
Появились книги молодых турецких авторов, напоминающих, что в годы Первой мировой войны в приютах оказались тысячи армянских детей, которые были усыновлены турецкими родителями, приняли турецкие имена и веру. Например, Сабиха Гекчен, национальная героиня, первая в турецкой истории женщина-пилот и приемная дочь создателя Турецкой республики Ататюрка, на самом деле была армянкой. Книга молодой журналистки и писательницы Элиф Шафак «Стамбульский подкидыш», рассказывающая о судьбе одного из таких брошенных армянских детей, уже много лет остается бестселлером. Большинство именитых турецких историков в «армянском вопросе» все же предпочитают занимать нейтральную позицию, многие – из-за боязни вызвать недовольство властей и угрозы потери работы. Самая распространенная точка зрения – "это был не геноцид, армяне якобы стали жертвой хаоса Первой мировой войны, приведшей к массовым жертвам среди всего мирного населения империи, то есть среди не только армян, но и турок".
Уже который год турецкое правительство предлагает создать комиссию с участием историков Турции и Армении, с целью анализа «армянского вопроса». Анкара обещает даже открыть старые османские архивы, и для большей объективности оценки исторических фактов привлечь иностранных специалистов. Турецкие историки напоминают, что свидетелей того времени давно нет в живых, и о том, что произошло, могут поведать лишь документы и фотографии. Однако Ереван отказывается вести с турками какие бы то ни было «исторические дискуссии», полагаясь на документы турецкой стороны. "Факт геноцида армян, признанный правительствами многих стран - это историческая реальность, - говорят в Армении, "такая же, как уничтожение евреев нацистами в годы Второй Мировой войны".