Ссылки для упрощенного доступа

Донбасс по-абхазски


Майдан стал точкой невозврата для Украины. Никто из сторон, вовлеченных в украинский кризис, не заинтересован в сохранении Украины в прежнем виде. Судя по тому, как организованно в Крыму менялся политический статус, было очевидно, что Москва задолго до событий в Киеве подготовила сценарий отторжения полуострова от Украины с целью его последующего присоединения к России. Владимир Путин лукавит, утверждая, что Россия не планировала никаких действий в Крыму, а готова была строить отношения в сложившихся геополитических реалиях, но ее вынудили к действиям реальные угрозы русскоязычному населению.

По логике вещей это означает, что Россия будет таким же способом защищать русское население в любой точке земного шара – будь то Украина, Литва, Казахстан или любая другая республика на постсоветском пространстве. Это примитивная логика и легла в основу протестов на юго-востоке Украины. Степень напряженности в этих областях Украины намного выше – в первую очередь, в силу того, что конфликт идентичностей здесь выражен ярче, чем в Крыму. Это подтверждают и результаты социологических опросов, на которые ссылается тот же президент России.
Крымский сценарий был исключительным, для России возможное присоединение юга и востока Украины несет в себе много рисков

Крымский сценарий был исключительным, для России возможное присоединение юга и востока Украины несет в себе много рисков. Это – социально-экономическая сфера. В Донбассе проживает население, превышающее крымское в три с лишним раза, значительную часть составляют пенсионеры. Не кажется случайным заявление министра финансов РФ Антона Силуанова (прозвучавшее на фоне новой эскалации в Краматорске) относительно нулевого роста ВВП страны в 2014 году. Для интеграции Донбасса у Москвы может попросту не хватить средств, поскольку освоение Крыма и так станет одним из самых дорогих экономических проектов после Олимпийских игр в Сочи.

Помимо этого, есть и геополитические риски. Запад считает, что вступление войск РФ на юг и восток Украины лежит за "красной линией". К сдаче Крыма и США, и ЕС, по-видимому, были готовы еще накануне мартовского референдума, но с юго-восточными областями ситуация совсем иная. С другой стороны, на Западе понимают опасность балканизации Украины, не случайно американские и европейские политики пытаются по различным каналам воздействовать на новое руководство в Киеве с целью способствовать деэскалации противостояния. Россия же заинтересована в сохранении угрозы гражданской войны, поскольку так называемое обеспечение безопасности русского населения на Украине является ее главным козырем в ее политической игре.

Если в результате конфликта на Украине все же произойдет ее фрагментация, Россия будет всячески пытаться реализовать на юго-востоке страны абхазский и югоосетинский сценарий, поскольку он несет в себе меньше политических и экономических рисков. Россия стремится обеспечить себе на юго-востоке Украины военное и политическое присутствие, а это возможно только в случае появления де-факто государств, независимость которых признает России. А уж затем Москва в полной мере на уровне двухсторонних соглашений – аналогичных тем, что она подписывала с Абхазией после ее признания, – обеспечит протекторат над новыми сепаратистскими территориями.

Ислам Текушев – кавказский журналист, главный редактор интернет-сайта Caucasustimes

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG