В известном детском стихотворении Маршака 1937 года "Рассказ о неизвестном герое" пожарные, милиция и фотографы (то есть пресса) разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет – "Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак "ГТО" на груди у него. Больше не знают о нем ничего", сообщает читателю Маршак. Однако проблема в том, что парней с такими приметами много, и "каждый к труду-обороне готов".
Неизвестно, вспоминал ли президент России Владимир Путин это стихотворение, когда подписывал указ "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне", однако старое название комплекса – ГТО – было оставлено в его прежнем виде, "как дань традициям нашей национальной истории", пояснил президент на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшемся 24 марта. ГТО возрождают, чтобы "массовый спорт стал еще более доступным для людей разного возраста и разного состояния здоровья". Президент заявил, что благодаря ГТО выросло не одно поколение активных и здоровых людей, и обязал своим указом правительство ежегодно, до 1 мая, отчитываться о состоянии физической подготовленности населения.
Насколько можно судить по выступлению на совещании красноярского губернатора Льва Кузнецова, сдача ГТО должна быть добровольным делом, которое, впрочем, может премироваться дополнительными баллами при поступлении в вуз или возвратом части налогов в фонд медицинского страхования. Одновременно Кузнецов назвал ГТО главным инструментом для оценки физического здоровья нации и предложил давать субсидии регионам по количеству занимающихся ГТО. Как эти два подхода будут сочетаться на практике, предсказать сложно.
Хотя об "оборонной" части ГТО никто не упоминает, и она оставлена в названии "Готов к труду и обороне" лишь как "дань традициям", в начале своего существования в 30-е годы прошлого века эта программа имела явно военные цели. Историк спорта Юрий Теппер подчеркивает, что это было не попыткой привлечь широкие массы трудящихся к спорту, а подготовкой "человеческого материала" к службе в армии и к работе на производстве, которая попутно сопровождалась спортивными состязаниями и распространением физкультурной грамотности. Теппер приводит в пример то, как использовала нормативное физическое воспитание для подготовки к военному делу Германия:
– По Версальскому договору Германия не могла иметь армию, а рассчитывала на увеличение вермахта, и была создана спортивная программа: бег, ходьба, метание гранаты, преодоление препятствий, стрельба из пистолета, стрельба из пулемета. И потом оказалось, когда набирали вермахт, что, в общем, эта программа сработала. В Советском Союзе комплекс ГТО возник в 30-е годы: 1931 год – первая ступень, 1932 год – вторая ступень, 1934 год – ступень "Будь готов к труду и обороне", молодежная, детская. И установлены нормы, которые изначально были преимущественно ориентированы на военную подготовку. Забавно, что первый значок ГТО товарищ Косарев, секретарь ЦК ВЛКСМ, преподнес товарищу Сталину. Хотя, в общем, вождь не бегал, гранату не метал, но образец готовности к труду и обороне был показан. Нужно отдать должное: знакомство советских людей с физкультурой, с бегом, прыжком, метанием, ликвидация физкультурной безграмотности – это сделал комплекс ГТО, ориентированный на военное дело: "Если завтра война, если завтра поход, будь сегодня к походу готов!". И когда в 1941 году в плен попал лучший контингент Красной армии, и нужно было мобилизовывать допризывников, то, в общем, определенный уровень подготовки, который был в стрельбе, метании гранаты, штыковом ударе, преодолении препятствий был обеспечен – несомненно, это сработало. А после войны произошла переориентация на олимпийский спорт, и комплекс ГТО отошел в сторону, он стал неинтересен. Была попытка удержать его. Поскольку было сказано, что ГТО – основа советской системы физического воспитания, то эти нормы в какой-то степени задавали содержание школьной физкультуре, вузовской физкультуре и так далее. Не надо считать, что нормы свято выполнялись, – как всегда, при социалистическом перевыполнении плана были дутые отчеты, и злые языки говорили, что есть такое дерево комплекса ГТО – липа. Серьезный сдвиг произошел в 80-е годы, когда у людей стало больше времени, когда появилась физкультура по месту жительства, появились физкультурно-оздоровительные комплексы. Можно ли это возродить сейчас – большой вопрос. Конечно, настораживает то, что накануне Олимпийских игр президент Путин сказал, что Россия будет великой державой или ее не будет вообще, – это показывает, что ориентация на силу существует. И крымская кампания, к великому сожалению, говорит о том, что ориентация на военные действия существует. Поэтому тревожит не то, что пытаются создать новую систему управления здоровьем людей, а то, что это делается под лозунгом "Готов к труду и обороне", – сказал Юрий Теппер.
Петербургский культуролог, декан факультета антропологии Европейского университета Михаил Лурье допускает, что у российских властей есть прагматические цели при возрождении ГТО, но определенно видит и идеологическую составляющую:
– Я не могу за авторов этого проекта и за Путина сказать, есть ли тут какие-то практические стороны. Речь идет о том, что надо поднимать здоровье молодых людей и популяризировать спорт. Возможно, есть практические цели, связанные не только с укреплением здоровья, но и со стремлением подготовить больше спортсменов, конкурентоспособных в международных состязаниях. Но то, что у этого проекта есть и символическая сторона, мне ясно. Более того, важно заметить: Путин сказал, что название сохранено как дань традициям нашей национальной истории. Как известно, нормы ГТО были введены в Советском Союзе. И если это традиция национальной истории, то речь идет о том, что современная Россия как национальное образование напрямую наследует Советскому Союзу как тоже некому национальному образованию. Это, по-моему, очень важный момент.
– ГТО ведет свою историю от 30-х годов прошлого века, это сталинское время. Есть ли тут какие-то параллели? И могут ли сегодняшние люди во власти, отвечающие за идеологию, умышленно проводить параллели с тем временем?
– Не уверен. На мой взгляд, возрождение норм ГТО отсылает не столько к эпохе их создания, сколько к той эпохе, когда они уже были обычной массовой практикой. А позднесоветскую эпоху помнит огромное количество людей. Для людей от 35 лет и старше ГТО – это вполне понятная аббревиатура. Не думаю, что здесь есть сталинистский намек. Другое дело, что косвенно, конечно, идея единения нации через массовые спортивные практики отсылает именно в 30-е годы. Хотя, еще раз говорю, на уровне сознания, я думаю, что ГТО конкретно со сталинским временем ассоциируется только у тех, кто об этом знает. Есть символы, которые гораздо более конкретно ассоциируются со сталинским режимом, – заявил Радио Свобода Михаил Лурье.
Если исходить из приведенного в начале статьи стихотворения Маршака, можно предположить, что в советское время или, по крайней мере, в какие-то периоды советской эпохи значок ГТО был предметом гордости. Это подтверждает Юрий Теппер:
– У меня сохранился значок ГТО 1930 года, значок моего отца, и это был маленький физкультурный орден. Это был действительно орден – знак, который показывал, что человек готов, идейно выдержан и знает, во имя чего он занимается физкультурой и спортом, куда он стремится. Ореол был.
Михаил Лурье сомневается, что сейчас подобная вещь будет восприниматься как знак отличия:
– Чтобы это начинало так восприниматься, надо провести очень большую работу не просто по популяризации конкретно ГТО, но вообще по внедрению в массовое сознание такого рода категорий, как знаки отличия обычных людей. Если вы помните, стихотворение Маршака заканчивается тем, что "многие парни плечисты и крепки, многие носят футболки и кепки, много в столице таких же значков". То есть это, с одной стороны, знак отличия, с другой – его может получить каждый, кто выполнил эти самые нормы ГТО. Мне трудно найти какие-то аналоги в современной культуре. Как правило, какие-то знаки отличия все-таки отсылают к конкретным традициям, корпоративным традициям, субкультурным традициям и так далее. Мне представляется, современную молодежь нужно долго менять, воспитывать, перевоспитывать, а может быть, и ломать об колено, чтобы она, в конце концов, начала быть восприимчивой к такого рода знакам отличия, которые распространяются на всех. Тем более что средства, которыми ГТО будет популяризироваться, если верить заявлению министра образования Ливанова, отсылают к нелучшим практикам советской эпохи: министр сказал, что уже с 2015 года показатели норм ГТО будут учитываться в конкурсе при поступлении в вуз. Если это будет так, я думаю, довольно долго придется приучать людей к тому, что это не просто какая-то очередная навязанная сверху практика, за которую дают какие-то поблажки, а действительно то, чем следует гордиться.
...Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!
Неизвестно, вспоминал ли президент России Владимир Путин это стихотворение, когда подписывал указ "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне", однако старое название комплекса – ГТО – было оставлено в его прежнем виде, "как дань традициям нашей национальной истории", пояснил президент на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшемся 24 марта. ГТО возрождают, чтобы "массовый спорт стал еще более доступным для людей разного возраста и разного состояния здоровья". Президент заявил, что благодаря ГТО выросло не одно поколение активных и здоровых людей, и обязал своим указом правительство ежегодно, до 1 мая, отчитываться о состоянии физической подготовленности населения.
Насколько можно судить по выступлению на совещании красноярского губернатора Льва Кузнецова, сдача ГТО должна быть добровольным делом, которое, впрочем, может премироваться дополнительными баллами при поступлении в вуз или возвратом части налогов в фонд медицинского страхования. Одновременно Кузнецов назвал ГТО главным инструментом для оценки физического здоровья нации и предложил давать субсидии регионам по количеству занимающихся ГТО. Как эти два подхода будут сочетаться на практике, предсказать сложно.
Хотя об "оборонной" части ГТО никто не упоминает, и она оставлена в названии "Готов к труду и обороне" лишь как "дань традициям", в начале своего существования в 30-е годы прошлого века эта программа имела явно военные цели. Историк спорта Юрий Теппер подчеркивает, что это было не попыткой привлечь широкие массы трудящихся к спорту, а подготовкой "человеческого материала" к службе в армии и к работе на производстве, которая попутно сопровождалась спортивными состязаниями и распространением физкультурной грамотности. Теппер приводит в пример то, как использовала нормативное физическое воспитание для подготовки к военному делу Германия:
Первый значок ГТО товарищ Косарев, секретарь ЦК ВЛКСМ, преподнес товарищу Сталину
– По Версальскому договору Германия не могла иметь армию, а рассчитывала на увеличение вермахта, и была создана спортивная программа: бег, ходьба, метание гранаты, преодоление препятствий, стрельба из пистолета, стрельба из пулемета. И потом оказалось, когда набирали вермахт, что, в общем, эта программа сработала. В Советском Союзе комплекс ГТО возник в 30-е годы: 1931 год – первая ступень, 1932 год – вторая ступень, 1934 год – ступень "Будь готов к труду и обороне", молодежная, детская. И установлены нормы, которые изначально были преимущественно ориентированы на военную подготовку. Забавно, что первый значок ГТО товарищ Косарев, секретарь ЦК ВЛКСМ, преподнес товарищу Сталину. Хотя, в общем, вождь не бегал, гранату не метал, но образец готовности к труду и обороне был показан. Нужно отдать должное: знакомство советских людей с физкультурой, с бегом, прыжком, метанием, ликвидация физкультурной безграмотности – это сделал комплекс ГТО, ориентированный на военное дело: "Если завтра война, если завтра поход, будь сегодня к походу готов!". И когда в 1941 году в плен попал лучший контингент Красной армии, и нужно было мобилизовывать допризывников, то, в общем, определенный уровень подготовки, который был в стрельбе, метании гранаты, штыковом ударе, преодолении препятствий был обеспечен – несомненно, это сработало. А после войны произошла переориентация на олимпийский спорт, и комплекс ГТО отошел в сторону, он стал неинтересен. Была попытка удержать его. Поскольку было сказано, что ГТО – основа советской системы физического воспитания, то эти нормы в какой-то степени задавали содержание школьной физкультуре, вузовской физкультуре и так далее. Не надо считать, что нормы свято выполнялись, – как всегда, при социалистическом перевыполнении плана были дутые отчеты, и злые языки говорили, что есть такое дерево комплекса ГТО – липа. Серьезный сдвиг произошел в 80-е годы, когда у людей стало больше времени, когда появилась физкультура по месту жительства, появились физкультурно-оздоровительные комплексы. Можно ли это возродить сейчас – большой вопрос. Конечно, настораживает то, что накануне Олимпийских игр президент Путин сказал, что Россия будет великой державой или ее не будет вообще, – это показывает, что ориентация на силу существует. И крымская кампания, к великому сожалению, говорит о том, что ориентация на военные действия существует. Поэтому тревожит не то, что пытаются создать новую систему управления здоровьем людей, а то, что это делается под лозунгом "Готов к труду и обороне", – сказал Юрий Теппер.
Петербургский культуролог, декан факультета антропологии Европейского университета Михаил Лурье допускает, что у российских властей есть прагматические цели при возрождении ГТО, но определенно видит и идеологическую составляющую:
– Я не могу за авторов этого проекта и за Путина сказать, есть ли тут какие-то практические стороны. Речь идет о том, что надо поднимать здоровье молодых людей и популяризировать спорт. Возможно, есть практические цели, связанные не только с укреплением здоровья, но и со стремлением подготовить больше спортсменов, конкурентоспособных в международных состязаниях. Но то, что у этого проекта есть и символическая сторона, мне ясно. Более того, важно заметить: Путин сказал, что название сохранено как дань традициям нашей национальной истории. Как известно, нормы ГТО были введены в Советском Союзе. И если это традиция национальной истории, то речь идет о том, что современная Россия как национальное образование напрямую наследует Советскому Союзу как тоже некому национальному образованию. Это, по-моему, очень важный момент.
Не думаю, что здесь есть сталинистский намек. Другое дело, что косвенно, конечно, идея единения нации через массовые спортивные практики отсылает именно в 30-е годы
– ГТО ведет свою историю от 30-х годов прошлого века, это сталинское время. Есть ли тут какие-то параллели? И могут ли сегодняшние люди во власти, отвечающие за идеологию, умышленно проводить параллели с тем временем?
– Не уверен. На мой взгляд, возрождение норм ГТО отсылает не столько к эпохе их создания, сколько к той эпохе, когда они уже были обычной массовой практикой. А позднесоветскую эпоху помнит огромное количество людей. Для людей от 35 лет и старше ГТО – это вполне понятная аббревиатура. Не думаю, что здесь есть сталинистский намек. Другое дело, что косвенно, конечно, идея единения нации через массовые спортивные практики отсылает именно в 30-е годы. Хотя, еще раз говорю, на уровне сознания, я думаю, что ГТО конкретно со сталинским временем ассоциируется только у тех, кто об этом знает. Есть символы, которые гораздо более конкретно ассоциируются со сталинским режимом, – заявил Радио Свобода Михаил Лурье.
Если исходить из приведенного в начале статьи стихотворения Маршака, можно предположить, что в советское время или, по крайней мере, в какие-то периоды советской эпохи значок ГТО был предметом гордости. Это подтверждает Юрий Теппер:
– У меня сохранился значок ГТО 1930 года, значок моего отца, и это был маленький физкультурный орден. Это был действительно орден – знак, который показывал, что человек готов, идейно выдержан и знает, во имя чего он занимается физкультурой и спортом, куда он стремится. Ореол был.
Михаил Лурье сомневается, что сейчас подобная вещь будет восприниматься как знак отличия:
Современную молодежь нужно долго менять, воспитывать, а может быть, и ломать об колено, чтобы она, в конце концов, начала быть восприимчивой к такого рода знакам отличия
...Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!