Губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий, собрав журналистов, посетовал: директором завода работалось гораздо легче, чем политиком. В здании Обладминистрации на всякий случай заварили две боковые двери и выставили автоматчиков. "Это банда, банда! Нам стыдно, что он из нашего региона! И пытался уехать, как бандит", – громко выражают свои эмоции две пожилые женщины с авоськами. Вряд ли они представляют угрозу зданию, а "бандеровцы" – любимая страшилка местного населения – пока не появлялись.
Созвав в понедельник пресс-конференцию, губернатор Андрей Шишацкий заявил, что единственной легитимной властью для него является Верховная Рада и назначенный ей и.о. президента Александр Турчинов. Андрей Шишацкий уточнил, что ездил на съезд лояльных Виктору Януковичу депутатов в Харьков в минувшую субботу, но только чтобы заявить о "неделимости Украины, хотя такая позиция вызвала удивление". Заявление Шишацкого не выглядит сенсационным, скорее наоборот: руководитель фракции Партии регионов Александр Ефремов уже заявляет, что "Виктор Янукович должен ответить за кровь", и эти его слова без конца крутят по местному радио.
По шахтерскому городу с миллионным населением разъезжают бентли и роллс-ройсы, а встретить бритых людей с печатками и цепями – не редкость. Даже больше, чем смена высшей власти, донецких журналистов волнуют перспективы антикоррупционных расследований в отношении властей, мафиозных авторитетов, коррумпированных силовых структур. "Сейчас они сидят в памперсах, отсидятся в России полгода, оставят здесь смотрящих, а потом вернутся", – уверяет местный милиционер. По его словам, после победы "оранжевой революции" "донецкий клан" так и не удалось задавить расследованиями, и надежд на то, что в этот раз будет по-другому, немного.
Восточный фронт: против бандеровцев, против Януковича
Тем временем в день фактической победы Евромайдана в субботу на площади Ленина в Донецке собрался "Восточный фронт" самообороны. В начале было человек 30. Один из протестующих, не стесняясь, отпивал настойку пиона из аптечного бутылька. Другие возмущались, что на площади нельзя курить и бросать окурки.
Ответы собравшихся людей на вопрос о причинах их недовольства были следующими: "Мы должны отделяться! Донбасс их кормит, а они только на митинги ходят". "Янукович ничего хорошего не сделал – только квартплату поднял". "Я против Януковича, конечно, он довел страну до ручки, но я вышел на случай, если бандеровцы придут нас убивать". "Слава богу, наш Ленин еще стоит". "Ленин – это часть России". "Я не с ними, я просто так тут стою". "Я вообще не против ЕС". К собравшимся подошел опрятного делового вида человек и, разговаривая по телефону, заявил кому-то: "Работой будет руководить блондин". Через некоторое время появились пара десятков молодых людей в спортивных костюмах и с георгиевскими лентами, действительно, в сопровождении блондина. Количество восточных "фронтовиков" увеличилось человек до 50 (по телефону шли разборки, почему еще кто-то не приехал).
Вялая картинка не смущала Первый российский телеканал, корреспондент которого заснял чье-то интервью о "фашистах с Майдана", которое позже показывали крупным планом. Похожая картинка была и по ТВ "Панорама" (контролировался Виктором Януковичем).
"В самолет грузили какие-то ящики"
В этот же день вечером работники аэропорта Донецка обсуждали случившуюся перестрелку – впервые с 90-х здесь стреляли. Согласно свидетелям инцидентов, при попытке выезда VIP-лиц на чартере, в который уже загружали какие-то ящики, стреляла охрана экс-генпрокурора Виктора Пшонки. Стреляли шумовыми пулями, а затем охрана окружила Пшонку вместе с сопровождавшим его депутатом Рады (тот пытался ругать пограничников за непочтительное отношение) и увела их в неизвестном направлении. Похожим образом не выпустили самого Виктора Януковича, охрана которого якобы предлагала пограничникам "дипломат" с долларами, бывших украинских министров: доходов и сборов Александра Клименко и внутренних дел Виталия Захарченко (правда, те не стреляли). В воскресенье Пшонку вроде бы видели в охраняемом ресторане "Малиновка" в Макеевке ("бандитский" город-спутник Донецка). У ресторана были спортивного вида молодые люди, но журналистам было сказано: "Вход закрыт, кухня не работает".
То и дело появлялись слухи, что VIP-кортеж видели по дороге в Мариуполь или еще где-то. Куда пытались вылететь на частных самолетах – неизвестно. "Могли вылетать в двух направлениях, в Россию и на Кубу, поскольку сын Виктора Януковича – Александр – за последние полгода скупил подозрительно много активов на Кубе", – уверяет донецкий бизнесмен, пострадавший от рейдерской атаки в 2012 году. Точной статистики нет, но в Донецке, как и в Луганске, жалоб на "отъем бизнеса "енакиевскими" (ОПГ, названная в честь Енакиево, это место рождения Януковича) очень много.
"Нужно платить 12% на офис Саши Януковича"
Обиженные бизнесмены даже собираются на какие-то оппозиционные толковища для обсуждения перспектив правосудия. "Никакой бизнес был невозможен без уплаты 12% на офис Саши Януковича, а за неплатежи к тебе приходят "братки" и требуют переписать бизнес. Я держался три недели, пока у меня не отняли все", – рассказывает бизнесмен, попросивший не указывать своего имени. Он уверяет, что платил дань, но бизнес все равно "отжали по "беспределу". Бизнесмен рассказывает, что ЖКХ, и в частности уборка мусора в Донецке, оказалось под контролем человека, близкого к ОПГ. Отсюда и рост тарифов для населения.
Действующий работник милиции на условиях анонимности рассказывает, что начальник ОВД Донецка якобы купил свою должность за 2,5 миллиона долларов – спонсорами выступили преступные авторитеты. Каждый подчиненный, вплоть до опера, должен платить начальнику от 200 до 1000 долларов в месяц (эти деньги можно либо получать взятками, либо брать у бандитов), а начальники ОВД (не только Донецка) – депутату Рады от бывшей правящей партии, у которого есть "секретарь", следящий за регулярными выплатами. А на вершине всей этой пирамиды якобы было первое лицо государства.
"Из хама до пана"
Виктор Янукович не пользуется уважением даже в родном городке Енакиево, километрах в ста от Донецка. Утверждается, что "кум" Виктора Януковича по кличке "Юра Малой" построил в Енакиево церковь. "Замаливает грехи, а сам давно в Монако", – утверждают местные жители. "Мне не нужны золотые унитазы, мне бы хлеба кусок", – рассказывает одноклассница Януковича Валентина, до сих пор работающая на металлургическом заводе в Енакиево (когда-то там работал и Виктор Янукович). Ее муж Юрий вспоминает популярный на Украине анекдот о том, что напившихся крови комаров лучше не сгонять, а вот голодные (а у Виктора Януковича было трудное голодное детство) выпьют всю кровь. "Из хама до пана", – машет рукой Валентина (украинский вариант поговорки "из грязи в князи"). Сосед Валентины Сергей боится "бандеровцев" и даже запасается картошкой. Но Януковича не защищает.
Что будет с "дырками" на Донбассе?
Трудно услышать слово поддержки в адрес низложенного президента Януковича и на копанках – так называют незаконные угольные карьеры. К одной из копанок в городе Снежное под Донецком дорога пролегает через ряды брошенных домов, которые разбирают на кирпичи и доски для продажи. Донбасс через каждые пять метров изрыт такими "дырками", поясняет шахтер Андрей. Его "дырка" – 300 метров глубиной. Андрей заявил, что многие "дырки" остановлены с начала Майдана, и, конечно, его тревожит будущее, но "при Тимошенко с доходами было лучше", поскольку при Януковиче "житья совсем не стало".
Андрей жалуется: он не может понять, что на самом деле произошло на Майдане, поскольку по всем каналам разная информация. "Это бандеровцы или нет?" Однако записываться в "Восточный фронт" не спешит. Дом Андрея регулярно покрывается трещинами от того, что проседает грунт из-за выкопанных "дырок" по соседству. Приходится делать ремонт каждый год. В случае травмы шахтеры с "дырок" не получают никаких компенсаций. Но выхода нет: официальные шахты в округе почти все закрыты.
Согласно журналистским расследованиям донецкого автора Дениса Казанского (получил премию), "дырки", существующие уже лет двадцать, при власти Виктора Януковича оказались под контролем структур Александра Януковича, в частности, компании MACO Traiding. Уголь с "дырок" легализуется на официальных складах и отправляется на экспорт. "Если раньше копанки могли делать каждый, кто хотел, и это было выходом для людей во время экономического кризиса, то с приходом к власти Виктора Януковича этот бизнес оказался под жестким контролем одной группы лиц", – говорит Денис Казанский.
В Великопоселковском районе Донецкой области в воскресенье протестующие атаковали администрацию. "В каждом случае снос памятников Ленину должен решаться индивидуально, местными властями", – рассуждает губернатор Андрей Шишацкий. Он говорит, что общался с президентом Чехии и тот сказал, что при вступлении в ЕС возрастает безработица. "Поэтому мы должны быть и с ЕС, и с Россией, и вообще, я верю, что в конце концов Россия, Украина и ЕС могут образовать вместе евроатлантический альянс", – говорит Андрей Шишацкий.
При возросшем недовольстве населения разыгрывать карту "бандеровцев" на Донбассе все сложнее. Студенты переживают по поводу отмены русского языка как регионального, но на антимайдан не готовы, тем более что говорят на двух языках. И бизнесмены, и рабочие уверяют, что при "оранжевой" власти, которая считалась враждебной Донбассу, "было лучше". Многие пассивны либо говорят, что надо восстанавливать графу "против всех" в избирательных бюллетенях. В Донецке нередки рассказы о фальсификации выборов президента Украины: якобы под носом у европейских наблюдателей было две машины с одинаковыми бюллетенями, но с разными галочками. Люди словно пытаются оправдаться: мол, мы никогда и не выбирали Януковича.
Созвав в понедельник пресс-конференцию, губернатор Андрей Шишацкий заявил, что единственной легитимной властью для него является Верховная Рада и назначенный ей и.о. президента Александр Турчинов. Андрей Шишацкий уточнил, что ездил на съезд лояльных Виктору Януковичу депутатов в Харьков в минувшую субботу, но только чтобы заявить о "неделимости Украины, хотя такая позиция вызвала удивление". Заявление Шишацкого не выглядит сенсационным, скорее наоборот: руководитель фракции Партии регионов Александр Ефремов уже заявляет, что "Виктор Янукович должен ответить за кровь", и эти его слова без конца крутят по местному радио.
По шахтерскому городу с миллионным населением разъезжают бентли и роллс-ройсы, а встретить бритых людей с печатками и цепями – не редкость. Даже больше, чем смена высшей власти, донецких журналистов волнуют перспективы антикоррупционных расследований в отношении властей, мафиозных авторитетов, коррумпированных силовых структур. "Сейчас они сидят в памперсах, отсидятся в России полгода, оставят здесь смотрящих, а потом вернутся", – уверяет местный милиционер. По его словам, после победы "оранжевой революции" "донецкий клан" так и не удалось задавить расследованиями, и надежд на то, что в этот раз будет по-другому, немного.
Восточный фронт: против бандеровцев, против Януковича
Тем временем в день фактической победы Евромайдана в субботу на площади Ленина в Донецке собрался "Восточный фронт" самообороны. В начале было человек 30. Один из протестующих, не стесняясь, отпивал настойку пиона из аптечного бутылька. Другие возмущались, что на площади нельзя курить и бросать окурки.
Ответы собравшихся людей на вопрос о причинах их недовольства были следующими: "Мы должны отделяться! Донбасс их кормит, а они только на митинги ходят". "Янукович ничего хорошего не сделал – только квартплату поднял". "Я против Януковича, конечно, он довел страну до ручки, но я вышел на случай, если бандеровцы придут нас убивать". "Слава богу, наш Ленин еще стоит". "Ленин – это часть России". "Я не с ними, я просто так тут стою". "Я вообще не против ЕС". К собравшимся подошел опрятного делового вида человек и, разговаривая по телефону, заявил кому-то: "Работой будет руководить блондин". Через некоторое время появились пара десятков молодых людей в спортивных костюмах и с георгиевскими лентами, действительно, в сопровождении блондина. Количество восточных "фронтовиков" увеличилось человек до 50 (по телефону шли разборки, почему еще кто-то не приехал).
Вялая картинка не смущала Первый российский телеканал, корреспондент которого заснял чье-то интервью о "фашистах с Майдана", которое позже показывали крупным планом. Похожая картинка была и по ТВ "Панорама" (контролировался Виктором Януковичем).
"В самолет грузили какие-то ящики"
В этот же день вечером работники аэропорта Донецка обсуждали случившуюся перестрелку – впервые с 90-х здесь стреляли. Согласно свидетелям инцидентов, при попытке выезда VIP-лиц на чартере, в который уже загружали какие-то ящики, стреляла охрана экс-генпрокурора Виктора Пшонки. Стреляли шумовыми пулями, а затем охрана окружила Пшонку вместе с сопровождавшим его депутатом Рады (тот пытался ругать пограничников за непочтительное отношение) и увела их в неизвестном направлении. Похожим образом не выпустили самого Виктора Януковича, охрана которого якобы предлагала пограничникам "дипломат" с долларами, бывших украинских министров: доходов и сборов Александра Клименко и внутренних дел Виталия Захарченко (правда, те не стреляли). В воскресенье Пшонку вроде бы видели в охраняемом ресторане "Малиновка" в Макеевке ("бандитский" город-спутник Донецка). У ресторана были спортивного вида молодые люди, но журналистам было сказано: "Вход закрыт, кухня не работает".
То и дело появлялись слухи, что VIP-кортеж видели по дороге в Мариуполь или еще где-то. Куда пытались вылететь на частных самолетах – неизвестно. "Могли вылетать в двух направлениях, в Россию и на Кубу, поскольку сын Виктора Януковича – Александр – за последние полгода скупил подозрительно много активов на Кубе", – уверяет донецкий бизнесмен, пострадавший от рейдерской атаки в 2012 году. Точной статистики нет, но в Донецке, как и в Луганске, жалоб на "отъем бизнеса "енакиевскими" (ОПГ, названная в честь Енакиево, это место рождения Януковича) очень много.
"Нужно платить 12% на офис Саши Януковича"
Обиженные бизнесмены даже собираются на какие-то оппозиционные толковища для обсуждения перспектив правосудия. "Никакой бизнес был невозможен без уплаты 12% на офис Саши Януковича, а за неплатежи к тебе приходят "братки" и требуют переписать бизнес. Я держался три недели, пока у меня не отняли все", – рассказывает бизнесмен, попросивший не указывать своего имени. Он уверяет, что платил дань, но бизнес все равно "отжали по "беспределу". Бизнесмен рассказывает, что ЖКХ, и в частности уборка мусора в Донецке, оказалось под контролем человека, близкого к ОПГ. Отсюда и рост тарифов для населения.
Действующий работник милиции на условиях анонимности рассказывает, что начальник ОВД Донецка якобы купил свою должность за 2,5 миллиона долларов – спонсорами выступили преступные авторитеты. Каждый подчиненный, вплоть до опера, должен платить начальнику от 200 до 1000 долларов в месяц (эти деньги можно либо получать взятками, либо брать у бандитов), а начальники ОВД (не только Донецка) – депутату Рады от бывшей правящей партии, у которого есть "секретарь", следящий за регулярными выплатами. А на вершине всей этой пирамиды якобы было первое лицо государства.
"Из хама до пана"
Виктор Янукович не пользуется уважением даже в родном городке Енакиево, километрах в ста от Донецка. Утверждается, что "кум" Виктора Януковича по кличке "Юра Малой" построил в Енакиево церковь. "Замаливает грехи, а сам давно в Монако", – утверждают местные жители. "Мне не нужны золотые унитазы, мне бы хлеба кусок", – рассказывает одноклассница Януковича Валентина, до сих пор работающая на металлургическом заводе в Енакиево (когда-то там работал и Виктор Янукович). Ее муж Юрий вспоминает популярный на Украине анекдот о том, что напившихся крови комаров лучше не сгонять, а вот голодные (а у Виктора Януковича было трудное голодное детство) выпьют всю кровь. "Из хама до пана", – машет рукой Валентина (украинский вариант поговорки "из грязи в князи"). Сосед Валентины Сергей боится "бандеровцев" и даже запасается картошкой. Но Януковича не защищает.
Что будет с "дырками" на Донбассе?
Трудно услышать слово поддержки в адрес низложенного президента Януковича и на копанках – так называют незаконные угольные карьеры. К одной из копанок в городе Снежное под Донецком дорога пролегает через ряды брошенных домов, которые разбирают на кирпичи и доски для продажи. Донбасс через каждые пять метров изрыт такими "дырками", поясняет шахтер Андрей. Его "дырка" – 300 метров глубиной. Андрей заявил, что многие "дырки" остановлены с начала Майдана, и, конечно, его тревожит будущее, но "при Тимошенко с доходами было лучше", поскольку при Януковиче "житья совсем не стало".
Андрей жалуется: он не может понять, что на самом деле произошло на Майдане, поскольку по всем каналам разная информация. "Это бандеровцы или нет?" Однако записываться в "Восточный фронт" не спешит. Дом Андрея регулярно покрывается трещинами от того, что проседает грунт из-за выкопанных "дырок" по соседству. Приходится делать ремонт каждый год. В случае травмы шахтеры с "дырок" не получают никаких компенсаций. Но выхода нет: официальные шахты в округе почти все закрыты.
Согласно журналистским расследованиям донецкого автора Дениса Казанского (получил премию), "дырки", существующие уже лет двадцать, при власти Виктора Януковича оказались под контролем структур Александра Януковича, в частности, компании MACO Traiding. Уголь с "дырок" легализуется на официальных складах и отправляется на экспорт. "Если раньше копанки могли делать каждый, кто хотел, и это было выходом для людей во время экономического кризиса, то с приходом к власти Виктора Януковича этот бизнес оказался под жестким контролем одной группы лиц", – говорит Денис Казанский.
В Великопоселковском районе Донецкой области в воскресенье протестующие атаковали администрацию. "В каждом случае снос памятников Ленину должен решаться индивидуально, местными властями", – рассуждает губернатор Андрей Шишацкий. Он говорит, что общался с президентом Чехии и тот сказал, что при вступлении в ЕС возрастает безработица. "Поэтому мы должны быть и с ЕС, и с Россией, и вообще, я верю, что в конце концов Россия, Украина и ЕС могут образовать вместе евроатлантический альянс", – говорит Андрей Шишацкий.
При возросшем недовольстве населения разыгрывать карту "бандеровцев" на Донбассе все сложнее. Студенты переживают по поводу отмены русского языка как регионального, но на антимайдан не готовы, тем более что говорят на двух языках. И бизнесмены, и рабочие уверяют, что при "оранжевой" власти, которая считалась враждебной Донбассу, "было лучше". Многие пассивны либо говорят, что надо восстанавливать графу "против всех" в избирательных бюллетенях. В Донецке нередки рассказы о фальсификации выборов президента Украины: якобы под носом у европейских наблюдателей было две машины с одинаковыми бюллетенями, но с разными галочками. Люди словно пытаются оправдаться: мол, мы никогда и не выбирали Януковича.