Ссылки для упрощенного доступа

Украинский вопрос


Восставшая Украина пребывает на периферии американского общественного внимания. Конечно, большая пресса публикует репортажи из Киева, Госдепартамент периодически делает строгие заявления, а сенатский комитет по международным делам проводит публичные слушания, но все это в одном ряду со множеством других внешнеполитических сюжетов, от Сирии до Бирмы.

Отлично помню события ноября 2004 года. Тот год для Америки выдался тоже сложным. Но "оранжевая революция" заставила Вашингтон действовать. В Киев отправился сенатор Ричард Лугар, и не в личном качестве, а как специальный представитель президента – он привез Леониду Кучме послание Джорджа Буша. Предупреждение Буша не произвело должного впечатления ни на Киев, ни на Москву. На следующий день после второго тура, еще до оглашения его итогов, Владимир Путин поздравил Виктора Януковича с "убедительной" победой. Вероятно, Вашингтон проглотил бы горькую пилюлю, если бы не международные наблюдатели, выводы которых подтвердил Лугар.

Игнорировать этот вердикт вкупе с мощной кампанией в прессе администрация США была не в силах. Российскому послу в Вашингтоне Юрию Ушакову было указано на несвоевременность поздравлений Путина. Госсекретарь Колин Пауэлл сел за телефон, и уже через пару дней Москва и Киев столкнулись с консолидированной позицией Европейского союза и НАТО. Путин пошел на попятный. Но украинский ЦИК гнул свое – сертифицировал победу Януковича. Тогда Пауэлл заявил о непризнании итогов выборов правительством США. Потом было еще многое: съезд сепаратистов в Донбассе, на который помчался произносить подстрекательские речи московский мэр, попытки Москвы дискредитировать ОБСЕ, чьи наблюдатели посмели усомниться в итогах выборов...

Результат известен: президентом стал Виктор Ющенко. Когда новоизбранный лидер прибыл в Вашингтон, члены Конгресса украсили себя в его честь оранжевыми шарфиками и шапочками и наградили оратора овацией стоя. Если бы не решительный настрой США, вялая позиция Европы ничем не помогла бы Украине. Украинский кризис был осознан тогда как последний рубеж отступления Запада перед новой имперской экспансией России. Как выразился в те дни конгрессмен Генри Хайд, с интеграцией демократической Украины в европейские институты будет достигнута цель, осуществлять которую США начали 6 июня 1944 года, высадившись в Нормандии.

Сегодня картина в корне иная. Проявлять активность в украинском вопросе никто не хочет, если и делают это, то "по должности". Президент не вымолвил ни слова на украинскую тему. Причин много: это и усталость американцев от международных дел, вызывающих чаще всего негативные эмоции, и отсутствие политической воли по обе стороны Атлантики, и, не в последнюю очередь, нежелание лишний раз раздражать Москву.

У Америки много дел дома – что правда, то правда. Но вакантное место глобального лидера пусто не бывает. "Умирать за Данциг?" – таким был заголовок статьи французского публициста Марселя Деа, опубликованной в мае 1939 года, в которой он выступил против предоставления военных гарантий Польше в случае нападения на нее Германии.

Но есть и другая позиция. Весной 1917 года, когда Америка колебалась, вступать ли ей в европейскую войну, философ Джон Дьюи написал, что мир достиг поворотного момента, находится, как он выразился, в состоянии "пластичного сустава", и вследствие выбора США история может пойти тем или иным путем. Это выражение напомнили недавно эксперты-международники Мартин Индык и Роберт Кэган в своем тексте, написанном в виде личного обращения к президенту Обаме. При всех сложностях международной обстановки, полагают они, США обязаны сделать своей целью поддержку демократии во всем мире, возглавить борьбу за установление "мирового либерального порядка", ведь этот порядок сейчас "ветшает по краям". Это видоизмененная цитата из другого автора, Бенджамена Франклина, который в 1773 году в памфлете, озаглавленном "Правила, посредством коих великая империя может быть сокращена до малой", писал, обращаясь к министрам британского кабинета: "Прежде всего, джентльмены, примите в уразумение, что великая империя, подобно большому пирогу, убывает по краям..."

Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода
XS
SM
MD
LG