Накануне визита папы Римского Франциска на Святую землю в мае 2014 года Ватикан, как ожидается, рассекретит архивы, относящиеся к периоду Второй мировой войны. Одной из причин такого решения является противоречивая фигура папы Пия XII.
В мемориальном комплексе Яд Вашем, увековечившем память шести миллионов евреев, истребленных нацистами в годы Второй мировой войны, Пий XII представлен как человек, ничего не сделавший для их спасения. Однако Римская католическая церковь намерена в скором времени причислить этого понтифика к лику блаженных. Еще папа Иоанн Павел II в свое время, оправдывая деятельность Пия XII и, в частности, рассказывая о его усилиях по укрывательству еврейских детей в католических монастырях фашистской Италии, заявил: "Придет время, и все воочию увидят, каким он был в действительности, когда можно будет открыть ватиканские архивы".
Государственное телевидение Италии выпустило серию программ и двухсерийный телефильм "Под римским небом", представляющие в положительном свете деятельность папы Пия XII, подчеркивающие его близость к простым людям после бомбежки Вечного города авиацией союзников. Учитывая неоднозначность оценок фигуры понтифика времен Второй мировой войны, особенно со стороны еврейской общественности, папа Франциск и намерен открыть архивы, касающиеся этого исторического периода.
Авраам Скорка, ректор Латиноамериканской раввинской семинарии в Буэнос-Айресе, давний друг папы Франциска, выразил твердую уверенность, что понтифик скоро откроет архивы Ватикана. Папа Франциск еще в 2010 году заявил, что желает докопаться до истины и что у церкви нет никаких причин бояться правды. По мнению хорошо информированного итальянского портала журналистских расследований Dagospia, на Ватикан в этом отношении оказано сильное дипломатическое давление со стороны Израиля, в преддверии визита понтифика на Святую землю с 24 по 26 мая.
Значительную часть историков, как итальянских, так и зарубежных, в особенности интересует молчание папы Пия XII относительно депортации в лагеря смерти римских евреев в период нацистской оккупации 16 октября 1943 года. Пресс-секретарь Святого престола Федерико Ломбарди подтвердил, что Ватикан давно работает над рассекречиванием архивов периода Второй мировой войны, однако добавив при этом: "Мне кажется, что на свет не появится чего-то особенно нового". По словам руководителя ватиканской пресс-службы, задержка с рассекречиванием архивов вызвана причинами технического характера: вначале необходимо составить подробную опись имеющейся документации и каталогизировать ее, для того чтобы облегчить просмотр документов. Речь идет о миллионах страниц, которые необходимо пронумеровать и запротоколировать.
Став папой, Франциск неоднократно положительно оценивал деятельность Пия XII в период Второй мировой войны. В июле 2013 года, по случаю 70-летия бомбардировки авиацией союзников римского квартала Сан-Лоренцо, когда понтифик прибыл в разбомбленный район, папа назвал своего предшественника "заботливым пастырем, пожелавшим быть среди паствы в час тяжелых испытаний". В октябре прошлого года, на встрече с делегацией еврейских общин в годовщину депортации римских евреев, папа Франциск напомнил о помощи, оказанной христианами евреям с благословения папы Пия XII. Папа Франциск интерпретировал волю своего предшественника как "руку, протянутую братьям, находящимся в тяжелом положении".
О личности Пия XII и позиции Ватикана в годы Второй мировой войны Радио Свобода рассказывает римский журналист-ватиканолог Алексей Букалов:
– Папа Франциск не раз говорил об обновлении, как и о намерениях предать гласности информацию о разных аспектах деятельности Римской католической церкви. Тема, связанная с Пием XII, всегда немного актуализируется накануне Дня памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января. Интерес к этой теме на сей раз подогрел хороший друг папы Франциска, раввин из Буэнос-Айреса. Он несколько раз приезжал в Рим, и я имел честь с ним беседовать, он рассказывал о своих отношениях с папой. Когда Авраам Скорка трапезничал в доме Святой Марфы, где и живет понтифик, папа Франциск заботился о том, чтобы ему готовили кошерную пищу. Я это к тому рассказываю, что папа Франциск открыт к таким вот деликатным темам, и теперь, особенно в связи с недавно объявленной поездкой в конце мая на Святую землю, интерес этот еще больше возрастает.
Израиль давно ставит перед Святым престолом вопрос об открытии архивов. Постепенно такая медленная работа ведется, но главные бумаги до сих пор общественности недоступны. Если кто-то из наших радиослушателей был на экскурсии в Ватикане, то представляет себе внутренний дворик Ватикана (раньше это был внутренний двор Семинарии), под которым, под слоем почвы, находится архив.
Папа Бенедикт XVI также неоднократно высказывался по этому поводу, он отлучал от церкви священников, которые отрицали Холокост. Я помню его приезд в Освенцим, он настоял, чтобы посещение мемориального комплекса включили в программу его официального визита в Польшу. Папа-немец молился над каждым камнем, который олицетворяет количество жертв из разных стран в этом страшном месте. Мы стояли под навесом, шел дождь, и когда Бенедикт дошел до последнего в ряду камня, отец Георг, его секретарь, убрал зонт, и мы поняли, что дождь кончился. Папа опять произнес молитву, а потом поднял голову наверх и громогласно задал вопрос: "А где же ты был, Господи?" Самое удивительное, что папа получил ответ, и я этого не забуду никогда: в этот момент по каким-то метеорологическим соображениям, очевидно, зажглась радуга от одного конца горизонта до другого. Радуга – это очень серьезный ветхозаветный символ. Несколько стариков, три десятка бывших узников, с номерами на руках встречали папу, и одна дама просто от этой сцены потеряла сознание. Потому что никакой Дэвид Копперфильд не может сделать такой номер.
Папа Бенедикт, отвечая на частые вопросы, говорит о том, что церковь помогала евреям, давала им убежище, и это, конечно, нуждается именно в гласности, именно в публикации документов, и тогда, может быть, мир узнает конкретику по этому поводу. Потом эта проблема перекрыла другую проблему – подготовку к беатификации папы Пия XII. Ватикан планировал беатификацию, работала специальная комиссия, но международная общественность крайне критически воспринимала такую работу: пока не будут открыты архивы, ни о каком провозглашении этого папы блаженным не может идти речи.
– Понятно, что речь идет о гибели миллионов людей, и вопрос этот страшно деликатный. Но папе Пию, наверное, тоже было непросто защитить еврейскую общину, Ватикан со всех сторон соседствовал с фашистской Италией...
– Муссолини сумел первым из итальянских правителей за сто лет наладить отношения с Ватиканом. Именно он подписал в качестве премьер-министра Италии в 1929 году конкордат об урегулировании отношений Италии и Святого престола. Отношения между ними были, но такие настороженные, и конечно, очень подозрительные с обеих сторон.
– Речь сейчас идет о том, что Ватикан должен обнародовать все архивные документы, связанные с деятельностью папы Пия XII в том, что касается вопроса Холокоста, или будут какие-то изъятия?
– Я не сомневаюсь, что будут изъятия, но требования раздаются именно такие: открыть все документы. В отношении самых деликатных документов это очень трудно сделать, хотя некоторые, прежде скрытые данные, уже просачиваются. Ну, например, драматическая история о том, что когда оккупировавшие Рим нацисты потребовали выкуп за евреев, которых удерживали в гетто, то эти деньги заплатил Ватикан. Не помогло: в нарушение данного слова оккупационные войска вывезли в Освенцим тысячи евреев. Но тем не менее попытка была сделана, и это документально установлено.
– Я ознакомился с заявлениями и папы Франциска, и других ватиканских чинов по данной теме, и все эти заявления звучат довольно уверенно. Смысл сводится к тому, что папа Пий XII заслуживает беатификации, что он был замечательным понтификом: "Вот мы откроем документы – и вы все это узнаете". Чего же тогда ждали, если нечего бояться?
– Ватикан всегда стремится сохранить в тайне свои внутренние пружины и логику своих действий. Папу Пия называли "великим молчальником", и одно из главных обвинений в его адрес (в том числе и со стороны еврейского государства) заключается не в том, что он нечто сделал не так, а в том, что он кое-чего не сделал. Иными словами, что он не возвысил свой голос в защиту евреев. Сторонники папы Пия и многие ватиканские историки говорят: он положил на чаши весов возможность свободной деятельности церкви в условиях Второй мировой войны и проблему Холокоста. Может быть, чтобы не разозлить фюрера, папа и не сделал некоторых заявлений, отсюда и подозрительность в отношении его поведения. А почему Ватикан не раскрывает до сих пор этих документов, напрашивается естественный ответ: есть что скрывать.
– Верно я понимаю теолого-политическую подоплеку всей этой истории: если бы не необходимость беатификации папы Пия XII, то Ватикан предпочел бы эти архивы под полом своего внутреннего дворика так и оставить?
– Я думаю, что какая-то связь между этим есть, но она не определяющая. Вопрос беатификации – это большая политическая игра. На конец апреля намечена церемония канонизации двух пап – Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Это серьезный поступок со стороны Франциска, он практически начинает свой понтификат с провозглашения святыми двух своих предшественников. Для Ватикана это важный вопрос большой политики. Однако это не отменяет дискуссии о позиции Ватикана в отношении Холокоста, в отношении нацистских преступлений Второй мировой войны. Я думаю, документы все равно должны были быть опубликованы, еще и потому, что без этого невозможна нормализация отношений между Израилем и Ватиканом. Эти отношения установлены, они существуют, но есть, например, проблема доступа Ватикана к святым местам на территории Израиля, есть и вопрос, связанный с исторической позицией Римской католической церкви в годы нацизма, – рассказал Радио Свобода римский журналист Алексей Букалов.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время свободы"
В мемориальном комплексе Яд Вашем, увековечившем память шести миллионов евреев, истребленных нацистами в годы Второй мировой войны, Пий XII представлен как человек, ничего не сделавший для их спасения. Однако Римская католическая церковь намерена в скором времени причислить этого понтифика к лику блаженных. Еще папа Иоанн Павел II в свое время, оправдывая деятельность Пия XII и, в частности, рассказывая о его усилиях по укрывательству еврейских детей в католических монастырях фашистской Италии, заявил: "Придет время, и все воочию увидят, каким он был в действительности, когда можно будет открыть ватиканские архивы".
Государственное телевидение Италии выпустило серию программ и двухсерийный телефильм "Под римским небом", представляющие в положительном свете деятельность папы Пия XII, подчеркивающие его близость к простым людям после бомбежки Вечного города авиацией союзников. Учитывая неоднозначность оценок фигуры понтифика времен Второй мировой войны, особенно со стороны еврейской общественности, папа Франциск и намерен открыть архивы, касающиеся этого исторического периода.
Авраам Скорка, ректор Латиноамериканской раввинской семинарии в Буэнос-Айресе, давний друг папы Франциска, выразил твердую уверенность, что понтифик скоро откроет архивы Ватикана. Папа Франциск еще в 2010 году заявил, что желает докопаться до истины и что у церкви нет никаких причин бояться правды. По мнению хорошо информированного итальянского портала журналистских расследований Dagospia, на Ватикан в этом отношении оказано сильное дипломатическое давление со стороны Израиля, в преддверии визита понтифика на Святую землю с 24 по 26 мая.
Значительную часть историков, как итальянских, так и зарубежных, в особенности интересует молчание папы Пия XII относительно депортации в лагеря смерти римских евреев в период нацистской оккупации 16 октября 1943 года. Пресс-секретарь Святого престола Федерико Ломбарди подтвердил, что Ватикан давно работает над рассекречиванием архивов периода Второй мировой войны, однако добавив при этом: "Мне кажется, что на свет не появится чего-то особенно нового". По словам руководителя ватиканской пресс-службы, задержка с рассекречиванием архивов вызвана причинами технического характера: вначале необходимо составить подробную опись имеющейся документации и каталогизировать ее, для того чтобы облегчить просмотр документов. Речь идет о миллионах страниц, которые необходимо пронумеровать и запротоколировать.
Став папой, Франциск неоднократно положительно оценивал деятельность Пия XII в период Второй мировой войны. В июле 2013 года, по случаю 70-летия бомбардировки авиацией союзников римского квартала Сан-Лоренцо, когда понтифик прибыл в разбомбленный район, папа назвал своего предшественника "заботливым пастырем, пожелавшим быть среди паствы в час тяжелых испытаний". В октябре прошлого года, на встрече с делегацией еврейских общин в годовщину депортации римских евреев, папа Франциск напомнил о помощи, оказанной христианами евреям с благословения папы Пия XII. Папа Франциск интерпретировал волю своего предшественника как "руку, протянутую братьям, находящимся в тяжелом положении".
О личности Пия XII и позиции Ватикана в годы Второй мировой войны Радио Свобода рассказывает римский журналист-ватиканолог Алексей Букалов:
– Папа Франциск не раз говорил об обновлении, как и о намерениях предать гласности информацию о разных аспектах деятельности Римской католической церкви. Тема, связанная с Пием XII, всегда немного актуализируется накануне Дня памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января. Интерес к этой теме на сей раз подогрел хороший друг папы Франциска, раввин из Буэнос-Айреса. Он несколько раз приезжал в Рим, и я имел честь с ним беседовать, он рассказывал о своих отношениях с папой. Когда Авраам Скорка трапезничал в доме Святой Марфы, где и живет понтифик, папа Франциск заботился о том, чтобы ему готовили кошерную пищу. Я это к тому рассказываю, что папа Франциск открыт к таким вот деликатным темам, и теперь, особенно в связи с недавно объявленной поездкой в конце мая на Святую землю, интерес этот еще больше возрастает.
Израиль давно ставит перед Святым престолом вопрос об открытии архивов. Постепенно такая медленная работа ведется, но главные бумаги до сих пор общественности недоступны. Если кто-то из наших радиослушателей был на экскурсии в Ватикане, то представляет себе внутренний дворик Ватикана (раньше это был внутренний двор Семинарии), под которым, под слоем почвы, находится архив.
Папа Бенедикт XVI также неоднократно высказывался по этому поводу, он отлучал от церкви священников, которые отрицали Холокост. Я помню его приезд в Освенцим, он настоял, чтобы посещение мемориального комплекса включили в программу его официального визита в Польшу. Папа-немец молился над каждым камнем, который олицетворяет количество жертв из разных стран в этом страшном месте. Мы стояли под навесом, шел дождь, и когда Бенедикт дошел до последнего в ряду камня, отец Георг, его секретарь, убрал зонт, и мы поняли, что дождь кончился. Папа опять произнес молитву, а потом поднял голову наверх и громогласно задал вопрос: "А где же ты был, Господи?" Самое удивительное, что папа получил ответ, и я этого не забуду никогда: в этот момент по каким-то метеорологическим соображениям, очевидно, зажглась радуга от одного конца горизонта до другого. Радуга – это очень серьезный ветхозаветный символ. Несколько стариков, три десятка бывших узников, с номерами на руках встречали папу, и одна дама просто от этой сцены потеряла сознание. Потому что никакой Дэвид Копперфильд не может сделать такой номер.
Папа Бенедикт, отвечая на частые вопросы, говорит о том, что церковь помогала евреям, давала им убежище, и это, конечно, нуждается именно в гласности, именно в публикации документов, и тогда, может быть, мир узнает конкретику по этому поводу. Потом эта проблема перекрыла другую проблему – подготовку к беатификации папы Пия XII. Ватикан планировал беатификацию, работала специальная комиссия, но международная общественность крайне критически воспринимала такую работу: пока не будут открыты архивы, ни о каком провозглашении этого папы блаженным не может идти речи.
– Понятно, что речь идет о гибели миллионов людей, и вопрос этот страшно деликатный. Но папе Пию, наверное, тоже было непросто защитить еврейскую общину, Ватикан со всех сторон соседствовал с фашистской Италией...
– Муссолини сумел первым из итальянских правителей за сто лет наладить отношения с Ватиканом. Именно он подписал в качестве премьер-министра Италии в 1929 году конкордат об урегулировании отношений Италии и Святого престола. Отношения между ними были, но такие настороженные, и конечно, очень подозрительные с обеих сторон.
– Речь сейчас идет о том, что Ватикан должен обнародовать все архивные документы, связанные с деятельностью папы Пия XII в том, что касается вопроса Холокоста, или будут какие-то изъятия?
– Я не сомневаюсь, что будут изъятия, но требования раздаются именно такие: открыть все документы. В отношении самых деликатных документов это очень трудно сделать, хотя некоторые, прежде скрытые данные, уже просачиваются. Ну, например, драматическая история о том, что когда оккупировавшие Рим нацисты потребовали выкуп за евреев, которых удерживали в гетто, то эти деньги заплатил Ватикан. Не помогло: в нарушение данного слова оккупационные войска вывезли в Освенцим тысячи евреев. Но тем не менее попытка была сделана, и это документально установлено.
– Я ознакомился с заявлениями и папы Франциска, и других ватиканских чинов по данной теме, и все эти заявления звучат довольно уверенно. Смысл сводится к тому, что папа Пий XII заслуживает беатификации, что он был замечательным понтификом: "Вот мы откроем документы – и вы все это узнаете". Чего же тогда ждали, если нечего бояться?
– Ватикан всегда стремится сохранить в тайне свои внутренние пружины и логику своих действий. Папу Пия называли "великим молчальником", и одно из главных обвинений в его адрес (в том числе и со стороны еврейского государства) заключается не в том, что он нечто сделал не так, а в том, что он кое-чего не сделал. Иными словами, что он не возвысил свой голос в защиту евреев. Сторонники папы Пия и многие ватиканские историки говорят: он положил на чаши весов возможность свободной деятельности церкви в условиях Второй мировой войны и проблему Холокоста. Может быть, чтобы не разозлить фюрера, папа и не сделал некоторых заявлений, отсюда и подозрительность в отношении его поведения. А почему Ватикан не раскрывает до сих пор этих документов, напрашивается естественный ответ: есть что скрывать.
– Верно я понимаю теолого-политическую подоплеку всей этой истории: если бы не необходимость беатификации папы Пия XII, то Ватикан предпочел бы эти архивы под полом своего внутреннего дворика так и оставить?
– Я думаю, что какая-то связь между этим есть, но она не определяющая. Вопрос беатификации – это большая политическая игра. На конец апреля намечена церемония канонизации двух пап – Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Это серьезный поступок со стороны Франциска, он практически начинает свой понтификат с провозглашения святыми двух своих предшественников. Для Ватикана это важный вопрос большой политики. Однако это не отменяет дискуссии о позиции Ватикана в отношении Холокоста, в отношении нацистских преступлений Второй мировой войны. Я думаю, документы все равно должны были быть опубликованы, еще и потому, что без этого невозможна нормализация отношений между Израилем и Ватиканом. Эти отношения установлены, они существуют, но есть, например, проблема доступа Ватикана к святым местам на территории Израиля, есть и вопрос, связанный с исторической позицией Римской католической церкви в годы нацизма, – рассказал Радио Свобода римский журналист Алексей Букалов.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время свободы"