Ссылки для упрощенного доступа

За что сняли Юревича?


Вчера, 15 января, половина области (возможно, преувеличиваю, но не сильно) отмечала отставку Юревича почти как падение монголо-татарского ига. Мне звонили с поздравлениями главы администраций городов и районов, предприниматели, журналисты. Мой блог вчера пережил настоящую бурю посещений – их было 37 тысяч 962, что очень много для личного журнала политолога. Доминирующее мнение собеседников было предельно ясным: слава Богу, что губернатором области наконец-то будет вменяемый человек, с которым можно разговаривать, который понимает, что такое регион, что такое его экономика, каковы настоящие нужды городов, районов, производств, и который регулярно ходит на работу. Все. Больше, как оказалось, ничего особенного и не требуется, по большому счету.
Губернатор Юревич не отвечал ни одному из этих простых требований.
И только те «журналисты» и самозваные «политологи», которые все эти годы отрабатывали за немалые деньги легенду об «эталонном» и «высокорейтинговом» губернаторе Юревиче, любимом народом, разводят теперь руками и не могут понять: за что же его сняли? Они, похоже, сами поверили в ту ложь, профессиональными рассадниками которой были.
Не ясно, за что сняли?
Юревич был губернатором, который органически не мог (за редкими исключениями) прийти на работу к 9.00 утра – обычно не раньше 12.00. Он был губернатором, которого целый день могли безуспешно разыскивать из полпредства, а у него не отвечал ни один телефон. Он был губернатором, который гораздо больше времени проводил в своем особняке в Дубае, нежели в районах подведомственной области. Он был губернатором, который принимал решения, ориентируясь только на собственное настроение и мнение членов «ночного дозора» - своего полукриминального окружения, для которого не существовало никаких таких «интересов области», а был лишь один сплошной личный коммерческий интерес.
Юревич был губернатором, который не мог связать в любой беседе не под камеры ни одной фразы без обильного мата и дурацкого смеха (а под камеры говорил с большим трудом – благо ТВ было полностью «зачищено» и во всех интервью Юревича главным инструментом был монтаж: там, где его не было или было мало - на федеральных каналах, к примеру, был сплошной «газовый лед»). Это был руководитель металлургического региона, который мог позволить себе сморозить, что развитие сельского хозяйства (отрасли, по определению убыточной и во всем мире дотируемой государством) сможет заменить по выплатам в бюджет региона металлургию. Это, а также строительство складов под китайские товары, он пафосно называл «новой экономикой региона». НИ ОДИН серьезный инвестиционный проект не был реализован в Челябинской области под руководством губернатора Юревича.
Он – главный политик региона! - не умел и не хотел ни с кем договариваться. Понятно, почему: он считал, что приобрел должность и теперь никому ничего не обязан доказывать. У него была мечта – заработать миллиард долларов и уехать в Лондон. Это очень интересная мечта российского губернатора и она была очень близка к исполнению: «команда Юревича» интенсивно выжимала из региона последние соки.
Это был губернатор, открыто монополизировавший под собственную бизнес –группу весь строительный бизнес Челябинска, все дорожное строительство и ремонт; губернатор, ставший за годы своего правления крупнейшим собственником торгово-офисной недвижимости в регионе. Наконец, это был губернатор, при котором коррупция здесь не просто расцвела, а стала непременным условием работы на всех должностях, связанных с распределением бюджетных денег.
Это вообще не было собственно губернаторское правление, в ходе которого в регионе решались бы реальные масштабные задачи (как радикальные рыночные реформы при губернаторе Соловьеве или стабилизация при губернаторе Сумине). Это был личный бизнес-проект г-на Юревича, в ходе которого решалась задача выведения его карьеры и бизнеса на качественно новый, федеральный уровень. То, что политика в нынешней России является самым рентабельным видом бизнеса, этот человек понял давно. Соответственно, это был и личный пиар-проект Юревича: чего было в эти три с половиной года в регионе предостаточно, так это пустопорожнего пиара и «дутых» рейтингов.
Этим «рейтингам», этой мифической «народной любви» к губернатору Юревичу грош цена, на самом деле. Нет никаких проблем для любого губернатора иметь рейтинг в 40-45% (а больше у него не было, если по правде, даже в лучшие времена) при полностью зачищенной, монополизированной политической, медийной и социологической поляне. У Петра Сумина, кстати, рейтинг в течение всей его политической жизни был гораздо выше, реально доходя до 70%. Но ведь они еще и откровенно «рисовали» эти «рейтинги народной любви», отодвинув от проведения опросов даже лояльного, но думающего о собственной репутации социолога Сергея Зырянова и отдав «проведение исследований» никому не известным ребятам, которые сочиняли их на коленке в соседнем подъезде.
Этот человек никогда и нигде не избирался, кроме своего Калининского округа, совпадающего фактически с территорией Челябинска, где у него расположены хлебокомбинаты, монополизирована торговля хлебом, чем он и пользовался, снижая цену на буханку перед выборами на 10 копеек и поднимая после них на 30. Последний раз он выиграл выборы (очень неожиданно для себя) в 2005 году, 8 лет назад. Так что электоральная непобедимость Юревича – тоже миф, я уже писал об этом.
С учетом того, что его в последние время категорически не приемлют главы всех крупных городов области (включая Челябинск, кстати, Сергей Давыдов уже довольно давно играет в свою игру), этот человек НИКОГДА не выиграл бы губернаторские выборы при наличии серьезного оппонента. Провал в регионе «Единой России» на выборах 2012 года (47% голосов при ПОЛНОМ отсутствии реальной конкуренции, полностью зачищенной медийной поляне и беспредельном использовании административного ресурса), которые шли под лозунгом «Верю Юревичу – голосую за «Единую Россию!» - тому реальное свидетельство.
Что касается реальности, а не мифов, то губернатор Юревич оставил область с падающей экономикой, бегущими из нее деньгами (отток инвестиций порядка 5,4 млрд.дол.) , 67-м местом в РФ по бюджетной обеспеченности на душу населения и последним, 83-м – по экологии; огромными долгами везде, где это возможно (бюджет области с дефицитом в 12,3 млрд.руб., ФОМСа с дефицитом в 3,7 млрд.руб., долги дорожникам за прошлые годы, реально падающими зарплатами медиков и учителей и так далее), параличом власти в городах и районах, чиновниками, для которых коррупция стала нормой жизни, и по-прежнему самой плохой в стране экологией.
Мифические инвестиции, воровская «дорожная революция», растащенный бюджет и дутые рейтинги «народной любви» - вот все, с чем войдет в историю Южного Урала этот губернатор.
Окончательное решение о его увольнении, насколько мне известно, было принято на самом высоком политическом уровне примерно два месяца назад – после того, как появились неопровержимые данные по нашумевшему «медицинскому делу», а сам Юревич был допрошен следователями СК в Челябинске. Я не знаю точно, станут ли привлекать экс-губернатора к уголовной ответственности или «простят» (положив пухлую папку в сейф до времени) в обмен на полную лояльность и устранение из политической жизни, к которой его, разумеется, больше не подпустят на пушечный выстрел (да он такой глупости и не сделает, зная правила игры - у нас в политику не возвращаются). Однако я уверен, что Юревич и его ближний круг, бесконечно нажившись за эти годы на Челябинской области, ее бизнесе и ее бюджете, уже превратились в жирную мишень. Уж лучше бы ими по-настоящему занялись государственные правоохранительные органы.
Я рад, что эта позорная страница истории Южного Урала перевернута. И я рад, что, мягко говоря, не одинок в этом чувстве.
XS
SM
MD
LG