Ссылки для упрощенного доступа

Первый "олимпийский" заключенный


Евгений Витишко. Фото из личного архива
Евгений Витишко. Фото из личного архива

20 декабря суд Туапсе изменил меру пресечения в отношении эколога Евгения Витишко на 3 года содержания под стражей в колонии-поселении.

В течение двух дней суд рассматривал представление управления службы исполнения наказания по Краснодарскому краю о нарушении Витишко режима отбывания условного срока. В материалах дела указывается, что трижды эколог уклонялся от проверок контролирующих органов и не являлся на "отметки" в органы УФСИН в срок.

По словам защитника Витишко, адвоката правозащитного центра "Мемориал" Александра Попкова, суд не принял во внимание тот факт, что в последний раз эколог был задержан нарядом ДПС 11 ноября на автодороге в тот момент, когда возвращался в Туапсе из Краснодара. Задержание стало причиной опоздания Витишко на очередную проверку.

Судья Игорь Милинчук не стал приглашать в процесс представителей ДПС, которые могли бы подтвердить факт противозаконного задержания Витишко на автодороге, ограничившись лишь замечанием, что законность действий сотрудников дорожно-патрульной службы экологу следовало бы обжаловать в установленном порядке.

В феврале 2011 года после акции -"пикник" близ поселка Джубга на территории земельного участка, который на правах аренды находился во владении губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, Евгений Витишко и три других участника акции были задержаны и подвергнуты аресту на 10 суток по обвинению в неподчинении сотрудникам полиции.

В ноябре этого 2011 года Витишко и активист Экологической вахты по Северному Кавказу Сурен Газарян провели общественную инспекцию лесного фонда, прилегающего к "даче Ткачева". За нанесение надписей на заборе дачи Витишко и Газарян были осуждены на три года условно. Их признали виновными в умышленной порче имущества из хулиганских побуждений (часть 2 статьи 167 УК РФ) за то, что они написали на заборе, которым были огорожены ткачевские угодья, "Это наш лес", "Саня - вор" и другие лозунги.

По официальной информации, данная территория считается турбазой компании "Агрокомплекс", однако экологи до сих пор полагают, что на самом деле на ней строится дача для губернатора, здесь выкорчевывают краснокнижные сосны и другие ценные деревья. Администрация края принадлежность участка Ткачеву, естественно, опровергла.

Тем временем, Сурен Газарян неоднократно говорил, что приговор в их деле поступил "сверху" - лично от губернатора Ткачева. "То, как прошел судебный процесс - просто издевательство над правосудием. У нас не было никакой возможности защищаться", - заявлял он.

В тот момент в поддержку Газаряна и Витишко выступали многие активисты, втом числе и за пределами Краснодарского края. Когда в марте 2012 года при попытке сфотографировать забор "дачи" экологов задержали, а затем арестовали на 10 суток за неповиновение сотрудникам полиции, в Москве их сторонники устроили акцию протеста. Когда Газарян и Витишко вышли на свободу, отбыв административный арест, в Туапсе их встретили прилетевшие из Москвы Евгения Чирикова, координатор "Белой ленты" Игорь Бакиров, активист "Солидарности" Николай Ляскин и другие.

5 мая 2012 года Союз солидарности с политическими заключенными признал Сурена Газаряна и Евгения Витишко "лицами, преследуемыми по политическим мотивам". В настоящее время эколог Сурен Газарян находится в политической эмиграции в Эстонии.

В ноябре 2013 года Туапсинский филиал уголовно-исполнительной инспекции УФСИН по Краснодарскому краю подал в суд ходатайство об изменении меры наказания для Евгения Витишко с условного срока на реальный.

- Таким образом, в России появился новый политзаключенный, единственной «виной» которого является его активная гражданская позиция, - заявил руководитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. - Витишко посадили за его природоохранную деятельность, направленную на борьбу с незаконным захватом земель лесного фонда и береговой полосы под дачу губернатора Краснодарского края Ткачева. Судья Милинчук сегодня довел до логического завершения уголовное дело о так называемой «порче забора» вокруг этой дачи.

Рудомаха полагает, что целью всей этой спецоперации против Евгения Витишко было пресечение его общественной природоохранной деятельности и, прежде всего, в сфере контроля за экологическими нарушениями при подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи.

- Власти панически бояться деятельности в этой сфере Экологической Вахты по Северному Кавказу и ее активистов – последней общественной экологической организации, которая продолжает выявлять эти нарушения и предавать их огласке, - заявляет эколог. - Против ЭкоВахты организована кампания самых разнообразных проверок, в отношении ее активистов осуществляется давление и преследование. Сегодня кампания против Экологической Вахты достигла апогея – ее активистов перед Олимпиадой стали просто сажать.

"Решение судьи Милинчука свидетельствует, что тезис о том, будто в России в преддверии Олимпиады-2014 наступила так называемая «олимпийская оттепель», в рамках которой Путин пытается поправить пошатнувшийся в связи с политическими репрессиями имидж страны, является ошибочным", - заключает Андрей Рудомаха.

Адвокат Евгения Витишко – Александр Попков – намерен в десятидневный срок обжаловать решение туапсинского суда.
XS
SM
MD
LG