Во время работы над проектом широкой амнистии комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отклонил более 50 внесенных в него поправок. Права на амнистию лишились люди, осужденные или обвиняемые по 1-й части 212 статьи УК (организация массовых беспорядков). При этом комитет подержал поправку, которая распространяет амнистию на всех подозреваемых, в том числе в делах по массовым беспорядкам (части 2 и 3 статьи 212), хулиганстве и нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Проект амнистии предусматривает, что подозреваемые в этих преступлениях смогут выйти на свободу только после оглашения приговоров. Но в некоторых случаях амнистия затронет и осужденных, и подсудимых. Эта поправка имеет значение для фигурантов того же "болотного дела", а также для членов экипажа судна Arctic Sunrise, обвиненных в хулиганстве.
В числе одобренных поправок – включение в законопроект перечня статьей, на которые амнистия не распространяется. Это статьи о преступлениях, связанных с терроризмом и растлением несовершеннолетних, а также должностных преступлениях с применением насилия и пыток.
Об амнистии говорит депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Валерий Гартунг:
– Мы голосовали за этот проект, потому что амнистия – это в любом случае хорошо. Но мы недовольны тем, в каком объеме она объявлена. Во-первых, мы считаем, что круг лиц, которые попадают под амнистию, должен был быть расширен. Прежде всего за счет тех, кто совершил преступления, по которым предусматривается срок наказания до трех лет лишения свободы. Я имею в виду, например, людей, которые совершили ДТП – это неумышленное преступление, хоть и связанное со смертельным исходом. Бывают разные жизненные ситуации, когда люди нарушают закон, и акт амнистии как раз направлен на то, чтобы люди, которые совершили нетяжкие неумышленные преступления, имели возможность получить свободу. Это наше предложение, однако, не было принято.
– Какие поправки вызвали наибольшие споры в Думе?
– Наибольшие споры вызвала поправка, которая не вошла в проект амнистии. Речь шла о том, что под амнистию не попадают осужденные, которые имели нарушения режима – два и более в течение года. Мы все прекрасно знаем о правоприменительной практике, что это наиболее коррупционная норма, которая используется администрациями колоний для получения денежного вознаграждения. Фактически получается, что те, кто может откупиться от администрации, взыскания не получают и включаются в список подпадающих под амнистию. А тот, кто не имеет такой возможности, просто не может купить себе право на амнистию. Вокруг этого мы, все три оппозиционные фракции, выступали – за то, чтобы этот пункт исключить. Мы даже нашли компромиссную редакцию этой поправки, но в итоге представитель президента высказался против, и большинство не поддержало ее. Очень сожалеем об этом.
– Какие пункты проекта амнистии вас устраивают, какие не устраивают и почему?
– Устраивает сам факт амнистии, что под нее попадают десятки тысяч человек, кто уже осужден или находится под следствием. По статье 212-й "Участие в массовых беспорядках" все-таки амнистия распространяется на тех, кто находится под следствием. Те, кто не совершил тяжких преступлений, связанных с насилием, тоже будут освобождены по амнистии. Также устраивает нас то, что внесли поправку, по которой представители органов власти, которые грубо нарушали закон, 286-ю статью "Злоупотребление служебными полномочиями, связанное с насилием", это часть 3-я, были исключены из списка амнистируемых.
Но это не все, что мы хотели бы, конечно. Не была принята поправка о том, что амнистия распространяется на людей, которые находятся под стражей и страдают тяжкими заболеваниями, которые несовместимы с пребыванием в местах заключения. Для них это фактически вопрос жизни и смерти. Не принята поправка, которая бы распространяла амнистию на осужденных отцов-одиночек, родителей, у которых на попечении инвалиды с детства. Но все равно мы проголосовали за амнистию, потому что считаем, что лучше пусть в таком усеченном виде, но она будет, чем не будет ее совсем.
– И когда амнистия вступает в силу?
– Она немедленно вступает в силу с момента опубликования. Если сегодня мы проголосовали, завтра ее опубликуют, и с завтрашнего дня она вступит в силу. Это единственный акт, который не требует одобрения Совета Федерации, и на него не может быть наложено вето президента.
О том, как шла работа над проектом амнистии, рассказал один из ее разработчиков, координатор проекта "Гулагу.нет" Владимир Осечкин:
– В июле, когда была объявлена экономическая амнистия, стало понятно, что она коснется нескольких сотен людей, которые реально выйдут из мест принудительного содержания. В обществе появился запрос, мы это четко ощущали, на проведение широкой амнистии для незащищенных слоев населения. И в июле-августе, когда мы проводили заседание рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания, большинство экспертов и правозащитников относились к этой идее скептически. Все понимали, что проведение широкой амнистии необходимо, но реально две амнистии в один год – это какой-то исключительный случай, и это казалось фантастикой.
Но на протяжении последних 4-5 месяцев мы последовательно отстаивали эту идею, и очень здорово, что в этом нас поддержал президентский Совет по правам человека. Лично глава совета Михаил Федотов донес эту идею президенту Путину. И я рад, что президент откликнулся и поддержал. Он поручил президентскому Совету по правам человека до 15 октября подготовить проект амнистии к 20-летию конституции, и члены президиума СПЧ Тамара Морщакова и Андрей Бабушкин пригласили меня и еще нескольких координаторов "ГУЛАГу.нет" принять участие в подготовке проекта амнистии. Несколько раз мы встречались, спорили, работали над документами до 9-10 часов вечера, и в результате родился проект широкой амнистии, который поступил в администрацию президента.
Однако через некоторое время президент внес в Госдуму проект, который имел целый ряд отличий от того проекта, которым занимались мы. К сожалению, туда каким-то совершенно непонятным образом попали и "Превышение должностных полномочий с применением насилия", и 11-й пункт, фактически исключающий амнистию для заключенных, которых администрация колоний и СИЗО характеризует как злостных нарушителей. Мы решительно выступили против этих новаций и в связи с этим провели целый ряд акций, в том числе акцию в Госдуме, когда координаторы "ГУЛАГу.нет" с баннерами и транспарантами ходили по Госдуме. Мы вручили лидерам всех парламентских фракций ноту протеста и наше открытое обращение в поддержку идеи широкой амнистии, аннулирования 11-го пункта, который исключает амнистию для злостных нарушителей порядка. Ведь администрации колоний и СИЗО эту норму трактуют совершенно произвольно, и мы знаем сотни примеров, когда заключенных признавали злостными нарушителями правил из-за того, что они не поздоровались или что у них была не застегнута пуговица, – рассказал Владимир Осечкин.
Амнистия будет распространяться только на фигурантов дел о преступлениях малой или средней тяжести, в том числе беременных женщин, матерей с несовершеннолетними детьми, пожилых и несовершеннолетних граждан и инвалидов.