Ссылки для упрощенного доступа

Цвет небесный, синий цвет


История повторяется по-разному. Бывает, как фарс. Но случается, что и с той же драматической непредсказуемостью, которая определяла прежний сюжет.

Как и девять лет назад, украинская история творится на Майдане. Внешне все другое, начиная с цветовой гаммы. Тогда над площадью колыхались оранжевые знамена. Теперь развеваются синие флаги Евросоюза. Тогда протестовали против фальсификаций в ходе выборов и нелегитимного избрания Виктора Януковича. Теперь Янукович является законно избранным президентом, а суть конфликта сводится к тому, что президент медлит с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Тогда у оппозиции был свой признанный лидер – Виктор Ющенко, поддержанный "железным ангелом Майдана" – Юлией Тимошенко. Теперь оппозиция расколота, ангел в темнице, и если даже завтра к власти придут Кличко, Яценюк и Тягнибок, то кто гарантирует, что они вскоре не переругаются, подобно триумфаторам "оранжевой революции".

История повторяется по-разному, но в данном случае, при всех сюжетных различиях и почти полной смене состава в оппозиционной команде, следует говорить о продолжении революции. Синее сливается с оранжевым, Майдан-2004 – с Майданом-2013. Ибо вектор движения несогласных прежний – с Востока на Запад, и политическое содержание протестов остается неизменным.

Это номенклатурная революция, подразумевающая смену элит. Уход осточертевшего еще девять лет назад Януковича с его семьей и кланом, которых должна сменить новая генерация украинских политиков. Если же говорить о фарсе как составляющей современной мировой истории, то здесь необходимо вспомнить о другой традиции. Имею в виду историю российско-украинских отношений. Хотя и в данном случае заметны некоторые стилистические изменения и, если использовать язык дипломатии, подвижки.

В 2004 году Путин с молчаливого согласия Кучмы попросту участвовал в предвыборной кампании, трижды в течение короткого времени навестив Украину с пастырскими визитами. А кремлевские труженики плаща и пиара, по-хозяйски обосновавшись на Крещатике в Российском доме, в ходе бесчисленных пресс-конференций месяцами уговаривали украинцев проголосовать за Януковича, пугали и шантажировали.

В 2013 году Кремль ограничивается жестким экономическим давлением, о чем украинский президент рассказал в телефонной беседе с президентом Литвы. Вся прочая пропаганда а-ля Дмитрий Киселев предназначена в основном для внутреннего употребления, поскольку в Москве решили, что имперские агитки навынос годятся лишь для сплочения граждан перед лицом внешней угрозы.

История повторяется по-разному, но сбоит одинаково. Главная проблема Украины заключается не в том, что по-настоящему сблизиться с Европой ей мешает Россия. Прибалтам не помешала, и даже грузинам и молдаванам. Основная проблема сводится к бедности и той особого рода постсоветской коррупции, которая пожирает украинскую экономику. С этим ничего не смогли поделать Ющенко и Тимошенко, посвятившие годы своего пребывания у власти личным разборкам. Эта проблема усугубилась при Януковиче. Оттого мечта о присоединении к Европе пока остается мечтой, чем бы ни завершилось нынешнее противостояние власти и оппозиции.

До Европы по-прежнему как до неба. С этим связано и коренное отличие оранжевого Майдана от того, что расположился сегодня на киевских площадях под флагом Евросоюза. Главная беда не в том, что нет сегодня у сторонников евроинтеграции каких-никаких вождей, за которых они голосовали на выборах. Главная беда в том, что за девять лет разочарований и жизни с Януковичем произошло тотальное отчуждение граждан от власти. Отчасти это напоминает московские протесты, на которые россияне выходили потусоваться, а не слушать ораторов. С той лишь разницей, что градус ненависти к власти на Украине и уровень свободы гораздо выше, чем в России, где преобладает чувство тоскливой безнадеги.

И это уже совсем другая история, которая не имеет аналогов в украинских хрониках. Под Януковичем буквально горит земля. И все его метания последних недель, и клятвенные обещания не разгонять Майдан, и готовность зачистить правительство, и прижизненная реабилитация курса на евроинтеграцию – все свидетельствует о том, что президент на глазах превращается в европейца. Чудесное это превращение не сулит ничего хорошего самому Януковичу, поскольку в его возрасте столь качественные перемены протекают крайне болезненно, но внушает надежды на мирное разрешение конфликта. Да и шансы его дотянуть до 2015 года и спокойно передать власть кому-нибудь из сегодняшних оппозиционеров явно увеличиваются, и если это произойдет, то Янукович впишет достойную страницу в историю Украины. В конце концов так ведь и функционирует нормальная европейская демократия, история это доказала.

Илья Мильштейн – политический комментатор и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода.
XS
SM
MD
LG