Владимир Кара-Мурза: Сегодня с утра в российском информационном пространстве взорвалась своего рода бомба. Президент Владимир Путин подписал указ о ликвидации Российского информационного агентства "Новости" и о создании холдинга "Россия сегодня" во главе с ведущим программы "Вести недели" канала "Россия-1" Дмитрием Киселевым. В этот холдинг вошли реорганизованное агентство РИА "Новости", радиостанция "Голос России", "Российская газета", журнал "Родина" и все структуры, подчиняющиеся или находящиеся в альянсе с этими изданиями. То есть все их информационные сайты, в частности, РАПСИ, Российское агентство правовой и судебной информации и так далее. Такого удара не ожидали даже сами работники и руководители этих СМИ. Судя по твиттерам и фейсбукам, принадлежащим Светлане Миронюк и ее заместителям, они находились в самом благостном расположении духа, а в Кремле не сочли нужным и достойным оповестить их о грядущих переменах. Многие наблюдатели связывают это с событиями на Украине, поскольку в свое время "оранжевая" революция подвигла Кремль на серьезные информационные изменения, и сегодняшний Майдан тоже мог спровоцировать на такие спонтанные действия.
Наш гость - Игорь Яковенко, бывший секретарь Союза журналистов России.
Как вы считаете, связана ли эта информационная зачистка, создание информационного кулака Кремля в виде холдинга "Россия сегодня" со страхом перед Майданом.
Игорь Яковенко: Я думаю, что это самая очевидная причинно-следственная связь, причем линейная. То есть здесь нет никаких проблем, никаких сложностей, это прямая причинно-следственная связь. Это такая же причинно-следственная связь, как если бы пуля, выпущенная из револьвера попала в лоб, и после этого наступила смерть. Вот такая же жесткая детерминация. То есть совершенно очевидно, что российская власть довольно сильно потрясена, растеряна. И логика очень простая: поскольку Путин является носителем профессионально деформированного сознания, в этом сознании если выбирают не Россию, а Европу, то гипотезы две - либо это деньги, всех купили, либо второй вариант - пропаганда. Более того, огромное количество заинтересованных лиц в его окружении поддерживают его в мысли о том, что это проигрыш в информационной войне. Вообще, вот эта мантра, что мы проигрываем информационные войны, она, с одной стороны, ложится на очень благоприятную почву у президента нашей страны, потому что, еще раз говорю, он носитель профессионально деформированного сознания, у которого в голове войны, а второе, это заинтересованные люди, потому что есть возможность, что называется, попилить бюджет с большим удовольствием. То есть давайте больше денег - и мы выиграем очередную информационную войну. Вместо того, чтобы действительно делать так, чтобы страна была привлекательной, чтобы были привлекательные ценности, чтобы привлекательный был образ жизни, вместо этого надо запарить людям мозги. Это было 74 года советской власти, и известно, чем это закончилось, и сейчас это продолжается.
Владимир Кара-Мурза: У нас на прямой телефонной связи - депутат Госдумы Российской Федерации, журналист Борис Резник.
Борис Львович, удивила ли вас такая стремительная реорганизация столь уважаемых и опытных, авторитетных СМИ, которая произошла сегодня утром?
Борис Резник: Меня эта реформа, мягко говоря, очень удивила. В первую очередь потому, что и АПН, теперь РИА "Новости", и "Голос России" - это те структуры, которые дали отечественной журналистике великих профессионалов, которые потом работали во многих местах, в том числе и в газете "Известия", и были замечательными зарубежными журналистами. Честно говоря, я не понял и не разделяю точку зрения на это Игоря Александровича, потому что и без того вполне лояльное средство массовой информации и его руководители - и Светлана Миронюк, и "Голос России", я уже не говорю о "Российской газете". Что тут реформировать? Если делать контрпропагандистские какие-то структуры из этих организаций, они и без того занимались контрпропагандой, и довольно успешно. Я вообще с великим скепсисом относился к компании Russia Today, но сейчас побывал за рубежом, был в Армении недавно, - и все смотрят Russia Today с большим удовольствием, в гостинице в холле даже, и она очень профессионально сейчас делает передачи, Маргарита Симонян. Поэтому я не могу пока понять и оценить необходимость такой перестановки, меня она очень удивляет, зачем это делать. Если говорить об оптимизации, как было объявлено бюджетных средств каких-то, ну, все делается легко: подрезали, сократили коллективы, убрали какие-то проекты. Зачем создавать некие холдинг под таким руководством - не понимаю.
Владимир Кара-Мурза: А надо ли было посоветоваться с Думой, в парламенте обсудить этот законопроект?
Борис Резник: Это не законопроект, указ президента. Президент волен государственные структуры, как ему нравится, менять. Но я бы посоветовался, наверное, с профессиональным сообществом в первую очередь. Надо было не ставить перед фактом руководителей, которые ничего не знали об этом заранее.
Владимир Кара-Мурза: В РИА "Новости" работали и пока еще работают Светлана Сорокина, Ирина Ясина, Арина Бородина... Боялся, может быть, Кремль их слова?
Владимир Яковенко: Да нет, конечно, Кремль здесь никого не боялся. Все нивелировалось абсолютно лояльным руководством. Но ведь есть дистанция между лояльной Светланой Миронюк, которая, тем не менее, все-таки была профессиональным журналистом, и Дмитрием Киселевым, который только что получил замечательный "Оскар" за свою патологическую лживость в освещении Евромайдана, и на следующий день получил кресло руководителя довольно крупного медиа-холдинга. Это связанные вещи. Светлана Миронюк, будучи безусловно лояльной по отношению к верховной власти России, тем не менее, является профессиональным журналистом, вне всякого сомнения. Это не пропагандист. И РИА "Новости" - это было, безусловно, информационное агентство, которое вписано в общую систему государственных СМИ, поэтому частично выполняло пропагандистские функции, но в основном все-таки выполняло функции информационные, там была и РИА-Наука, и Финансовое информационное агентство "Прайм", и Агентство судебной информации, масса очень полезных и важных вещей. Кроме всего прочего, РИА "Новости" делало продукты на 22 языках, то есть это было большое, серьезное информационное агентство. Это признано ненужным, сейчас нужна пропаганда. Причем пропаганда в одном векторе - прежде всего Украина. И такое решение было принято таким образом, что на эту должность был поставлен человек, который является просто машиной пропаганды, журналистом не является, и это все вполне логично.
Другой вопрос, и я здесь не соглашусь с Борисом Львовичем, что нет никакого смысла. Смысл есть, но этот смысл - ложный. Это решение, с одной стороны, чрезвычайно вредное, потому что ликвидируется информационная структура и заменяется пропагандистской, с другой стороны, это решение крайне неэффективное и, я бы даже сказал, глупое, потому что на самом деле тот стиль пропаганды, который характерен для Дмитрия Киселева, он возможен только в случае откровенной лжи. Вот все, что он последние пару лет делает на телевидении российском, это просто открытая, совершенно откровенная ложь. Все, что он говорит о Майдане, что он говорил раньше о российской оппозиции, это прямая ложь, иногда просто подтасовка. И это возможно только в условиях цензуры, когда есть монополия на информацию, и когда рядом вещают такие каналы, как Первый, НТВ, которые тоже врут примерно в эту сторону. Если рядом параллельно будет вещать другой канал, который будет давать объективную картину... Вот он вчера сообщал совершенно дикие вещи про Евромайдан, и люди смеялись, когда видели одновременно, например, трансляцию Евромайдана на том же "Дожде", и украинцы над этим смеются. Вот та пропаганда, которую осуществляет, скажем, Russia Today, она намного тоньше. Там тоже пропаганда, там тоже нет журналистики, и слухи о влиянии Russia Today сильно преувеличены Симонян, чтобы получать гигантское финансирование, фантастическое совершенно, из бюджета. Но Russia Today - это, конечно, другой уровень пропаганды. Я думаю, что пропаганда Киселева будет крайне неэффективна, она будет отторгаться. Это просто продвижение профессионального грубого пропагандиста, я бы сказал, геббельсовского типа...
Наш гость - Игорь Яковенко, бывший секретарь Союза журналистов России.
Как вы считаете, связана ли эта информационная зачистка, создание информационного кулака Кремля в виде холдинга "Россия сегодня" со страхом перед Майданом.
Игорь Яковенко: Я думаю, что это самая очевидная причинно-следственная связь, причем линейная. То есть здесь нет никаких проблем, никаких сложностей, это прямая причинно-следственная связь. Это такая же причинно-следственная связь, как если бы пуля, выпущенная из револьвера попала в лоб, и после этого наступила смерть. Вот такая же жесткая детерминация. То есть совершенно очевидно, что российская власть довольно сильно потрясена, растеряна. И логика очень простая: поскольку Путин является носителем профессионально деформированного сознания, в этом сознании если выбирают не Россию, а Европу, то гипотезы две - либо это деньги, всех купили, либо второй вариант - пропаганда. Более того, огромное количество заинтересованных лиц в его окружении поддерживают его в мысли о том, что это проигрыш в информационной войне. Вообще, вот эта мантра, что мы проигрываем информационные войны, она, с одной стороны, ложится на очень благоприятную почву у президента нашей страны, потому что, еще раз говорю, он носитель профессионально деформированного сознания, у которого в голове войны, а второе, это заинтересованные люди, потому что есть возможность, что называется, попилить бюджет с большим удовольствием. То есть давайте больше денег - и мы выиграем очередную информационную войну. Вместо того, чтобы действительно делать так, чтобы страна была привлекательной, чтобы были привлекательные ценности, чтобы привлекательный был образ жизни, вместо этого надо запарить людям мозги. Это было 74 года советской власти, и известно, чем это закончилось, и сейчас это продолжается.
Владимир Кара-Мурза: У нас на прямой телефонной связи - депутат Госдумы Российской Федерации, журналист Борис Резник.
Борис Львович, удивила ли вас такая стремительная реорганизация столь уважаемых и опытных, авторитетных СМИ, которая произошла сегодня утром?
Борис Резник: Меня эта реформа, мягко говоря, очень удивила. В первую очередь потому, что и АПН, теперь РИА "Новости", и "Голос России" - это те структуры, которые дали отечественной журналистике великих профессионалов, которые потом работали во многих местах, в том числе и в газете "Известия", и были замечательными зарубежными журналистами. Честно говоря, я не понял и не разделяю точку зрения на это Игоря Александровича, потому что и без того вполне лояльное средство массовой информации и его руководители - и Светлана Миронюк, и "Голос России", я уже не говорю о "Российской газете". Что тут реформировать? Если делать контрпропагандистские какие-то структуры из этих организаций, они и без того занимались контрпропагандой, и довольно успешно. Я вообще с великим скепсисом относился к компании Russia Today, но сейчас побывал за рубежом, был в Армении недавно, - и все смотрят Russia Today с большим удовольствием, в гостинице в холле даже, и она очень профессионально сейчас делает передачи, Маргарита Симонян. Поэтому я не могу пока понять и оценить необходимость такой перестановки, меня она очень удивляет, зачем это делать. Если говорить об оптимизации, как было объявлено бюджетных средств каких-то, ну, все делается легко: подрезали, сократили коллективы, убрали какие-то проекты. Зачем создавать некие холдинг под таким руководством - не понимаю.
Владимир Кара-Мурза: А надо ли было посоветоваться с Думой, в парламенте обсудить этот законопроект?
Борис Резник: Это не законопроект, указ президента. Президент волен государственные структуры, как ему нравится, менять. Но я бы посоветовался, наверное, с профессиональным сообществом в первую очередь. Надо было не ставить перед фактом руководителей, которые ничего не знали об этом заранее.
Владимир Кара-Мурза: В РИА "Новости" работали и пока еще работают Светлана Сорокина, Ирина Ясина, Арина Бородина... Боялся, может быть, Кремль их слова?
Владимир Яковенко: Да нет, конечно, Кремль здесь никого не боялся. Все нивелировалось абсолютно лояльным руководством. Но ведь есть дистанция между лояльной Светланой Миронюк, которая, тем не менее, все-таки была профессиональным журналистом, и Дмитрием Киселевым, который только что получил замечательный "Оскар" за свою патологическую лживость в освещении Евромайдана, и на следующий день получил кресло руководителя довольно крупного медиа-холдинга. Это связанные вещи. Светлана Миронюк, будучи безусловно лояльной по отношению к верховной власти России, тем не менее, является профессиональным журналистом, вне всякого сомнения. Это не пропагандист. И РИА "Новости" - это было, безусловно, информационное агентство, которое вписано в общую систему государственных СМИ, поэтому частично выполняло пропагандистские функции, но в основном все-таки выполняло функции информационные, там была и РИА-Наука, и Финансовое информационное агентство "Прайм", и Агентство судебной информации, масса очень полезных и важных вещей. Кроме всего прочего, РИА "Новости" делало продукты на 22 языках, то есть это было большое, серьезное информационное агентство. Это признано ненужным, сейчас нужна пропаганда. Причем пропаганда в одном векторе - прежде всего Украина. И такое решение было принято таким образом, что на эту должность был поставлен человек, который является просто машиной пропаганды, журналистом не является, и это все вполне логично.
Другой вопрос, и я здесь не соглашусь с Борисом Львовичем, что нет никакого смысла. Смысл есть, но этот смысл - ложный. Это решение, с одной стороны, чрезвычайно вредное, потому что ликвидируется информационная структура и заменяется пропагандистской, с другой стороны, это решение крайне неэффективное и, я бы даже сказал, глупое, потому что на самом деле тот стиль пропаганды, который характерен для Дмитрия Киселева, он возможен только в случае откровенной лжи. Вот все, что он последние пару лет делает на телевидении российском, это просто открытая, совершенно откровенная ложь. Все, что он говорит о Майдане, что он говорил раньше о российской оппозиции, это прямая ложь, иногда просто подтасовка. И это возможно только в условиях цензуры, когда есть монополия на информацию, и когда рядом вещают такие каналы, как Первый, НТВ, которые тоже врут примерно в эту сторону. Если рядом параллельно будет вещать другой канал, который будет давать объективную картину... Вот он вчера сообщал совершенно дикие вещи про Евромайдан, и люди смеялись, когда видели одновременно, например, трансляцию Евромайдана на том же "Дожде", и украинцы над этим смеются. Вот та пропаганда, которую осуществляет, скажем, Russia Today, она намного тоньше. Там тоже пропаганда, там тоже нет журналистики, и слухи о влиянии Russia Today сильно преувеличены Симонян, чтобы получать гигантское финансирование, фантастическое совершенно, из бюджета. Но Russia Today - это, конечно, другой уровень пропаганды. Я думаю, что пропаганда Киселева будет крайне неэффективна, она будет отторгаться. Это просто продвижение профессионального грубого пропагандиста, я бы сказал, геббельсовского типа...