Ссылки для упрощенного доступа

"Евромайдан организован как средневековый город"


Евромайдан, 5 декабря 2013
Евромайдан, 5 декабря 2013

Киевский дневник американского журналиста Дэвида Саттера

Демонстрация в центре Киева продолжается уже 6-й день. Центральная площадь города, площадь Независимости, заполнена тысячами протестующих.

Их число то растет, то убывает. Речи лидеров оппозиции и сцены из толпы мелькают на огромном экране на здании Федерации профсоюзов, которое протестующие превратили в свой штаб. Повсюду лозунги: "Украина в Европе", "Воры, убирайтесь", "Украина без Януковича".

Растянувшийся от Институтской улицы до района правительственных зданий Майдан – это толпа тысяч людей и море флагов – желто-синий, партийный синий, красный и белый, грузинские флаги, флаги Европейского союза и, зловещие, красные и черные флаги украинских радикальных националистов, включая Украинскую народную самооборону (УНСО), со слегка измененным изображением свастики.

В правительственном квартале происходят два противостояния. Одно на улице, ведущей к зданию кабинета министров, которая перекрыта демонстрантами, стоящими перед автобусами со спецназом "Беркута". Другое при входе на улицу Банковую, которая ведет к президентской администрации, где находится приемная президента Виктора Януковича. Между баррикадами демонстрантов и рядами "Беркута" в касках и со щитами около 500 метров "ничейной" территории.

Перед зданием кабинета министров в Киеве 4 декабря 2013 г.
Перед зданием кабинета министров в Киеве 4 декабря 2013 г.
Протестующие требуют отставки правительства и подписания договора об ассоциации с Европой, который был отторгнут Януковичем 29 ноября. Смена правительства, однако, кажется маловероятной после того, как Верховная Рада во вторник не смогла проголосовать за вотум недоверия кабинету министров. Еще менее вероятен импичмент Януковича, поскольку он потребует 300 голосов из 450 в парламенте, а у оппозиции их меньше двухсот.

Помимо площади и здания профсоюзов, а также двух заблокированных улиц, протестующие заняли здание киевской мэрии на Крещатике. В нем демонстранты едят и спят. Власти обещали не брать штурмом дом городской администрации. В отношении других мест подобных обещаний не давалось. Наоборот, говорится о том, что они захвачены незаконно и что у властей есть достаточно сил, чтобы в любой момент их вернуть.

Со своей стороны, демонстранты готовы к возможной атаке на их ряды. Лидеры по рации переговариваются со своими сторонниками в городе. Хотя толпа на площади то убывает, то возрастает в количестве, тысячи придут на площадь на подмогу немедленно.

Стратегически расставленные караульные дежурят на площади круглосуточно, а люди, связанные с правительством, могут заранее предупредить. Это даст время, чтобы женщины смогли покинуть район демонстрации. Это также позволит, хотя об этом не говорят, подготовиться тем, кто намерен дать отпор.

Самое странное в Евромайдане то, что Янукович сам его спровоцировал. На короткое время его "открытость к Европе" сделала его популярным даже среди тех, кто считал его преступником. И эта популярность осталась бы с ним, если бы он сделал то, что обещал, и подписал Договор об ассоциации с Европой.

Группа студентов собралась на площади за неделю до подписания документа с ЕС, чтобы поддержать Януковича и показать миру, что Украина готова стать частью Европы. Однако 29 ноября в 10 утра, когда на площади было уже около 10 тысяч человек, причем половина из них всю ночь стояли и ждали решения, было объявлено, что в Вильнюсе никакого договора подписано не будет. Не будет подписано даже "дорожной карты" на будущее.

Около 300 демонстрантов остались в ту ночь на площади с намерением стоять до тех пор, пока 3 декабря не соберется Верховная Рада, – они решили выразить свой протест парламенту, а потом разойтись. Но в 4 часа утра против них был послан спецназ "Беркут". Беззащитных студентов жестоко избили, 30 человек попали в больницы. Многие устремились в Михайловский Златоверхий собор и монастырь, тот самый монастырь, в котором в свое время киевляне укрывались от монголов. Бойцы "Беркута" хотели войти в монастырь и арестовать студентов, но монахи их не пустили. Янукович потом сказал, что был в шоке от атаки на студентов, но ни у кого нет сомнений, что она произошла по его приказу.

В ответ на избиение демонстрантов три оппозиционные партии объявили, что создают Комитет национального сопротивления. Милиция встала по периметру площади, но радикальные группы, поддерживающие оппозицию, смяли милицейский кордон и заняли площадь. 1 декабря на ней собрались около полумиллиона человек, чтобы выразить поддержку Украине в Европе и протест избиению студентов. Этот день был переломным, в этот день 12 лет назад в стране прошел референдум, на котором украинцы проголосовали за выход их страны из СССР. В ночь с 1 на 2 декабря в Киеве произошло еще одно важное событие. 10-20 человек напали на силы "Беркута" у президентской администрации.

Атака на здание президентской администрации в Киеве 1 декабря 2013 г.
Атака на здание президентской администрации в Киеве 1 декабря 2013 г.
Странное повторение событий октября 1993 года в Москве. Тогда демонстранты нашли автобусы с ключами в зажигании. Сейчас в Киеве радикальная группа нашла на улице бульдозер – тоже с ключом в зажигании. Профессор социологии Университета Ивана Франко во Львове Виктор Сусак, приехавший в Киев, чтобы присоединиться к протесту, заметил, что такая удачная находка бульдозера выглядит очень подозрительно: "Это как будто кто-то говорит о музыке и случайно находит в кустах рояль".

Радикально настроенные молодые люди на бульдозере попытались организовать штурм здания президентской администрации. Многие из демонстрантов на площади пошли на Банковую, чтобы поддержать атакующих. Лидеры оппозиции, включая Виталия Кличко, пытались разделить демонстрантов и атакующих. "Беркут" ударил в ответ. Сотни демонстрантов получили ранения и, почти беспрецедентно, 40 журналистов либо пострадали сами, либо потеряли свое оборудование.

Полагают, что атаковавшими были члены группы "Братство" во главе с Дмитрием Корчинским. "Братство" открыто призывает к физическому уничтожению противника и убийству членов правительства. Несмотря на это, власти их не трогают. После атаки на президентскую администрацию Корчинский исчез.

Не в пример России, в постсоветской Украине не было случаев, чтобы армия или спецназ открывали огонь по демонстрантам. Но сейчас все напряжены: на кон поставлено будущее страны. Евромайдан ночью организован так же, как средневековый город, готовящийся к атаке. Толпа на ночь убывает, но жизнь продолжается 24 часа, и состояние города, как и баррикад, тщательно контролируется.

Кухня Евромайдана
Кухня Евромайдана
В здании киевской городской администрации в зале между колоннами спят до тысячи человек. Оппозиция оправдывает захват здания, заявляя, что это место, где депутаты в течение полных суток встречаются со своими избирателями. Депутаты на самом деле постоянно в здании. Если начнется атака, депутаты подойдут к двери и перекроют дорогу "Беркуту". Милиция не может просто так арестовать депутата – для этого нужно решение Верховного Совета. И есть надежда, что это спасет людей в здании.

Все происходит на добровольной основе. Кидается клич, что нужен водитель, чтобы привести воду. Кто-то приходит, и все сделано. Есть медицинский пункт с кучей медикаментов. За столом врачи и студенты медицинского института. Есть даже объявление, что оказывается психологическая помощь. В здании полно людей. Стоят ящики, полные яблок, апельсинов, колбасы, сала, хлеба и печенья. Все это принесли жители Киева, как и круглосуточные кофе и чай. Раздают одежду. На стенах плакаты с Януковичем и премьер-министром Украины Азаровым за решеткой и с подписью "Скоро Рождество". И еще табличка с призывом: "Не сори, будь европейцем".

Дежурный психолог Марьяна Мельник в зеленом фартуке, на котором написано: "Психолог". Говорит, что к ней за консультацией обратились не более пяти человек. Один считал, что является представителем украинского народа в мире, а остальные пришли по абсолютно личным причинам. Кто-то был в депрессии, и ему просто надо было с кем-то поговорить. После разговора с психологом они, удовлетворенные, отправились обратно на Майдан. Марьяна говорит, что "мы в состоянии сильного напряжения, когда и ангелы, и демоны на поверхности. Это состояние дает людям смелось приходить к психологу, чтобы решить собственные проблемы".

Противостояние продолжается, и никто с уверенностью не может сказать, чем оно закончится. Есть глубокое подозрение, что власть прибегнет к провокации, чтобы оправдать применение силы. Но есть также и понимание того, что среди оппозиции есть личности, которых легко спровоцировать. Возможно, самый большой источник напряжения – это отказ Януковича признать протестующих в качестве политической силы, с которой ему придется иметь дело, решая будущее страны. И пока он этого не сделает, потенциально взрывное противостояние в центре Киева почти неминуемо будет продолжаться.
XS
SM
MD
LG