Ссылки для упрощенного доступа

15 лет со дня убийства Галины Старовойтовой


Галина Старовойтова беседует с первым президентом России Борисом Ельциным. Фото 1991 года
Галина Старовойтова беседует с первым президентом России Борисом Ельциным. Фото 1991 года

В Петербурге вспоминают Галину Старовойтову – в 15-ю годовщину ее так до конца и не раскрытого убийства

15 лет назад была убита Галина Старовойтова – один из лидеров демократического движения конца 80-х – начала 90-х годов, политический и общественный деятель. Ее сестра Ольга Старовойтова трагическую ночь 20 ноября 1998 года будет помнить всегда. Она убеждена, что напоминать о случившемся тогда надо – хотя бы для того, чтобы молодые люди, выросшие за эти 15 лет, знали об этой трагедии, об этом преступлении.

– Ночью, когда это случилось, мне позвонил сосед, бывший депутат Ленсовета, покойный уже, Андреев, прекрасный человек. Он мне сказал: "В Галину Васильевну стреляли, приезжайте". Я задала дурацкий, но естественный вопрос: "Как она себя чувствует?" Он сказал: "Приезжайте!" Подъезжаем, я показываю водителю, что вот направо, вот там, где две скорые стоят. И увидев скорые, я поняла, что там что-то произошло. Рванула дверь одной скорой, по-моему, я ее сломала, меня выгнали. Подошла к другой скорой, там на ступеньках сидела, видимо, медсестра. А я кричала: "Где Старовойтова?!" И медсестра мне сказала: "Убита ваша Старовойтова". Как-то так легко.

Милиция у дома, где была убита Галина Старовойтова. Ночь на 21 ноября 1998 года
Милиция у дома, где была убита Галина Старовойтова. Ночь на 21 ноября 1998 года
Ну, я рванулась на эту лестницу. Медсестра побежала за мной, сообразив, что она сделала, с каким-то лекарством, но я ее оттолкнула. Между первым и вторым я увидела лежащую Галю и остановилась. Было так очевидно, что она мертвая! Я замерла.
Тут же довольно быстро приехали оперативники. Тоже были сплетни в разных СМИ о том, что поздно приехали... Ничего не поздно, приехали они, собирали пульки, окурки, одну гильзу я нашла. Все было как-то по-деловому. И я слышала их переговоры, что "давай-давай, скорее, сейчас начальство придет, все затопчет". Потом действительно приехало начальство – Виктор Черкесов, потом уже под утро приехал Сергей Степашин, который был тогда министром внутренних дел, и так далее. Но до этого оперативники сняли информацию.

– Как реагировали руководители государства – президент Борис Ельцин или глава ФСБ Владимир Путин? Они вас как-то опекали?

– Ну, никакой опеки я не чувствовала. Мне рассказывали люди из близкого окружения Ельцина, что он заплакал, он был в шоке. И он, естественно, прислал один из первых телеграмму соболезнования, взял расследование под свой контроль. Я убеждена, что это было искреннее горе для него, совершенно убеждена. Что касается Путина, я его видела гораздо позже. Когда Руслан (Линьков, тогдашний помощник Галины Старовойтовой, при покушении на нее получил тяжелое ранение. – РС) попал в госпиталь и смог говорить, к нему в первую очередь хотели прийти с расспросами, что совершенно понятно, а он отвечал что-то такое: вы, чекисты, диссидентов давили, не буду я с вами разговаривать, только с Путиным. Приехал Путин, и они с ним поговорили. Он рассказал, насколько я со слов Руслана могу судить, у меня нет оснований ему не доверять, что он видел, как это было, как двое спускались, как раздались выстрелы и прочее. С первого дня расследование вело ФСБ по Петербургу и Ленинградской области. Естественно, для оперативных мероприятий привлекалась и милиция, и прочие, когда искали следы машин, оружия и прочее.

– А как шло расследование и как идет сейчас?

– Что касается расследования, в самом начале рассматривались самые разные версии, вплоть до бытовых, и это нормально. Разумеется, они должны были проверить все версии. Поэтому проверялось все, в том числе была мерзкая статья в газете "Комсомольская ложь" о том, что она якобы деньги везла, и ее грабанули. Юрий Маркович Шмидт тогда мне сказал: "Реагировать надо. Газета очень тиражная, популярная". Мы подали в суд, и мы выиграли. Причем легко, в общем-то, с юридической стороны, потому что там была какая-то чушь, что у нее 36 коммерческих предприятий. Обратились в Регистрационную палату – ни одного нет, нигде не участвовала. То есть там была полная ложь, какая-то заказуха, кем-то вброшенная. Мы выиграли, но "Комсомольская правда", которую я с тех пор называю "Комсомольская ложь", до сих пор не выполнила решение суда. Решению суда более 14 лет.

Дальше как шло расследование? Было опрошено более тысячи человек, самых разных. Постепенно они вышли все-таки на эту банду, и аресты пошли в 2003 году. Это организованная банда, в которой было по одним сведениям 9, по другим – 11 человек. Шестеро были задержаны. В бегах до сих пор Федосов, второй стрелок, а Кишин получил 23,5 года, тот, кто стрелял. В розыске находится Мусин, хотя участники банды говорят, что они его убили, потому что он срывался, он мог всех выдать, они его убили и захоронили где-то в лесу. Однако тело не найдено, и он находится в розыске. Богданов находится в розыске и так далее. Но главное, что не определен заказчик. Меня все эти годы убеждают, потому что я настойчиво спрашиваю и очень часто общаюсь с ФСБ по своей инициативе, меня убеждают, что дело не будет закрыто. Есть такая статья у нас, 78-я, о сроках действия, но я так поняла, и с юристами советовалась, что через эти 15 лет вопрос о приостановке решает суд. Доверие к нашим судам в обществе, мягко говоря, низкое. Но все-таки я надеюсь, что в этом случае суд не может принять такого дикого решения – закрыть дело, когда не назван заказчик.

Ольга Старовойтова и Руслан Линьков. Фото 2005 года
Ольга Старовойтова и Руслан Линьков. Фото 2005 года
8 ноября было предъявлено обвинение экс-депутату Госдумы из фракции ЛДПР Михаилу Глущенко в том, что он является организатором убийства вашей сестры. Организатором, но не заказчиком. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Это очень важный момент. Обвинение ему предъявлено в качестве организатора, а не заказчика, и я на этом настаивала, и следствие со мной согласно. Я очень много читала про Глущенко, все эти годы, к сожалению, у меня тоже по-своему искореженные, я вынуждена этим заниматься, и я не нашла ни малейшего намека на то, чтобы Михаилу Глущенко могла прийти в голову вот такая идея. Хоть некоторые журналисты и обзывают его "боксером с отбитыми мозгами", я так не считаю, потому что я с ним не знакома, может быть, он умный человек. Любой человек, идя на такое убийство, понимает, какой будет резонанс, и для этого надо иметь очень мощный мотив. Никаких мотивов я не вижу. По-моему, они даже не были знакомы.

В материалах дела есть письмо, авторство которого приписывают экс-депутату Госдумы из фракции ЛДПР Вячеславу Шевченко, в убийстве которого также обвиняется Михаил Глущенко. Судя по этому письму, Михаилу Глущенко было обещано за убийство Галины Старовойтовой членство в списке депутатов Государственной думы от ЛДПР.

– Это звучит очень как-то логично и похоже на правду, но является ли это письмо подлинным, является ли оно юридически весомым, я не могу судить. Это дело следствия и потом судебного расследования, которое, видимо, скоро начнется. Но документ, конечно, интересный. Он прошел много лет назад, и после этого вскоре Шевченко был убит на Кипре, там тройное убийство.

Какие мероприятия, посвященные памяти Галины Старовойтовой, пройдут в Петербурге?

– На кладбище, как всегда, но я туда звала немного народу. Однако люди приходят каждый год. Потом в Музее Галины Старовойтовой, который находится в ее бывшей депутатской приемной. И важное событие для всех – это вечер памяти, который проводит Интерьерный театр, художественный руководитель и главный режиссер театра – Николай Беляк. Предусмотрена довольно большая музыкальная программа, поэзия и воспоминания о Галине Васильевне.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG