Ссылки для упрощенного доступа

Потерпевшие без претензий


Акция в поддержку "узников Болотной" в Самаре
Акция в поддержку "узников Болотной" в Самаре
В Московском городском суде 28 августа продолжилось рассмотрение "болотного дела" – в отношении 12 человек, которых обвиняют в участии в массовых беспорядках и в применении силы по отношению к сотрудникам полиции во время событий на Болотной площади 6 мая 2012 года. Участники процесса допрашивали еще одного сотрудника правоохранительных органов, признанного потерпевшим по этому делу. Он заявил, что не имеет претензий к подсудимым, от их действий потерпевшим себя не считает и не возражает, если его статус изменят на статус свидетеля. Судья оснований для изменений не нашла.

В суде 28 августа допрашивали сотрудника ОМОНа Германа Литвинова, дежурившего 6 мая на Болотной площади. Он рассказал суду, что после "прорыва" цепочки полиции в районе Малого каменного моста получил команду задерживать агрессивно настроенных участников акции. Он задержал не менее десяти человек, в том числе, как следует из показаний его коллег, и одного из подсудимых – Степана Зимина. Однако пострадал Литвинов не от действий Зимина. Как он пояснил суду, один из активистов разбил о металлический барьер стеклянную бутылку, осколок от которой и попал Литвинову в палец. Этого человека полиция так и не задержала, уточнил потерпевший. При этом он заявил, что не имеет претензий ни к кому из 12 подсудимых и не считает себя потерпевшим от их действий.

Литвинов также не возражал, когда адвокаты подали ходатайства об изменении его статуса с потерпевшего на свидетеля: "Это была скорее моральная травма, а ранку я бы и не заметил", – пояснил свою позицию допрашиваемый сотрудник ОМОНа. Председательствующая на процессе судья Наталья Никишина, однако, встала на сторону прокуроров, которые возражали против изменения статуса Литвинова, и постановила отклонить ходатайство защитников.

Герман Литвинов – не первый потерпевший, заявивший в суде, что не имеет претензий к подсудимым. Его коллега, Кирилл Кувшинников, которого допрашивали накануне, также заявил, что пострадавшим от действий подсудимых себя не считает, аналогичные показания давал и сотрудник ОМОНа Андрей Архипов, который еще в начале июля сказал, что потерпевшим себя ощущает в целом от событий 6 мая.

Как отмечают адвокаты, только 8 из 77 человек, признанных потерпевшими по "болотному делу", согласно обвинительному заключению, имеют отношение к 12 подсудимым. Признание этих людей потерпевшими было незаконно, считает адвокат Вадим Клювгант, и сделано, чтобы "искусственно раздуть масштаб дела":

– "Потерпевшим" не причинен никакой вред людьми, которые являются подсудимыми в этом деле. Причинен ли им вообще какой-либо вред каким-либо преступлением, тоже большой вопрос. Я считаю, что никакого преступления не было. Есть совершенно четкий процессуальный статус: "потерпевший". Он присваивается только тем людям, которые пострадали конкретно от тех действий, которые являются предметом разбирательства в данном деле в суде. Никто другой, кроме таких людей, потерпевшим в данном деле быть не может. Это все корнями уходит в фальсификаторские технологии: из одного дела выделяется еще дело, потом еще одно и концов уже не найдешь. Где-то там их всех признали потерпевшими от кого-то и от чего-то, и все это кочует по выделенным делам. Это сделано сознательно, чтобы искусственно раздуть масштабы дела и создать видимость "вот, сколько пострадавших, ужас-ужас-ужас"…

Вадим Клювгант отмечает, что никто их тех, кого допрашивали в суде, сам не обращался с просьбой признать его потерпевшим, это решение принималось другими людьми:

– Они же не скрывают, что никуда не обращались. Начальство сказало, и они поехали к следователям и все подписали. Теперь прокуроры нам объяснили, и суд поддержал: прокуроры лучше знают, кто должен быть потерпевшим. И суд согласился, что будет так, как решили следователи с прокурором.

По словам Вадима Клювганта, у человека, признанного потерпевшим, есть достаточно большой объем процессуальных прав. Он может знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, допрашивать, высказывать свою позицию по ходатайствам, на стадии прений давать оценку доказательствам и высказываться относительно меры наказания. И это дает преимущество стороне обвинения:

– Искусственное увеличение людей с такими полномочиями создает незаконный перевес на стороне обвинения, за счет фальшивых участников ей дается в несколько раз больше голосов, чем ей должно принадлежать, – уверен адвокат Вадим Клювгант.

Всего по "болотному делу" проходят около 30 человек. Дело в отношении активистов "Левого фронта" Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, которых обвиняют в организации беспорядков 6 мая, выделено в отдельное производство. Также отдельно рассматривается и дело Михаила Косенко, которого сторона обвинения просит отправить на принудительное лечение. В отношении еще нескольких человек до сих пор ведется следствие.
XS
SM
MD
LG