Ссылки для упрощенного доступа

Память о Гамсахурдия как символ независимости


Тбилисскому аэропорту хотят присвоить имя первого президента Грузии. Но не все в стране с этим согласны

Городское собрание Тбилиси обсуждает вопрос о присвоении международному аэропорту столицы Грузии имени первого президента страны Звиада Гамсахурдия. Он был избран на пост главы государства в 1991 году и свергнут в результате военного переворота 1992 года.

В официальных документах аэропорт называется Новая Алексеевка – по имени деревушки, которая там некогда существовала. Инициатива патриотически настроенных депутатов вызывает живую дискуссию, поскольку в Грузии многие до сих пор возлагают на Звиада Гамсахурдия вину за провоцирование гражданской войны и развязывание этнополитических конфликтов.

Присвоить тбилисскому международному аэропорту имя первого президента страны предложил депутат столичного парламента Заза Габуния. Его поддержал лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава. Кроме того, они предложили переименовать столичную площадь Европы в площадь Ста тысяч мучеников – в память о погибших во время нашествия в XIII веке войска шаха Джелаль-ад-Дина.

Лидеры национального движения Грузии конца 1980-х: Звиад Гамсахурдия (слева) и Мераб Костава
Лидеры национального движения Грузии конца 1980-х: Звиад Гамсахурдия (слева) и Мераб Костава
К Звиаду Гамсахурдия нет однозначного отношения в обществе. Для многих инициатива назвать его именем аэропорт категорически неприемлема, поскольку во время президентства Гамсахурдия в стране разразилась гражданская война. Противники Гамсахурдия до сих пор утверждают, что именно он стоял у истоков грузино-осетинского конфликта в конце 1980-х годов. Каха Кукава утверждает, что голосование о присвоении нового имени аэропорту сорвали депутаты Республиканской партии. Эта партия действительно была в оппозиции Гамсахурдия и, по сути, оправдала его свержение в январе 1992 года.

С другой стороны, мало кто согласен с нынешней ситуацией, когда международный аэропорт носит имя Новая Алексеевка – по имени деревушки, существовавшей на этом месте с XIX века вплоть до конца 1960-х годов. О перспективе переименования тбилисского аэропорта РС беседует с вице-спикером Городского собрания Тбилиси, доктором исторических наук Джабой Самушиа:

– В Городском собрании работает комиссия по присвоению названий и имен улицам и объектам. Сначала комиссия обсуждает такие вопросы, и потом уже Городское собрание Тбилиси принимает соответствующее решение. Пока вопрос обсуждался только в рабочем порядке, окончательного решения не принято. Полагаю, что на ближайшем пленарном заседании Городского собрания мы будем обсуждать этот вопрос.

– Как вы сами относитесь к такой перспективе? Это хорошая идея, на ваш взгляд?

– Звиад Гамсахурдия является не только первым президентом Грузии, но и олицетворяет национальное движение, он – один из лидеров этого движения. Я – за присвоение его имени аэропорту. У некоторых моих коллег другое мнение, нужно проблему обсуждать. Поэтому Городское собрание не спешит, дает общественности возможность высказать свое мнение.

– Грузинская общественность расколота по этому вопросу. Вам не кажется, что если выбирать для увековечивания имена людей, у которых, как у Гамсахурдия, неоднозначная репутация, это может расколоть общество еще больше?

– Да, у грузинской общественности нет единого мнения. Но мы все едины в одном, что Гамсахурдия был первым президентом Грузии. Это факт, это история Грузии. Второй факт – он был лидером движения к независимости. Я думаю, что в ближайшем будущем мы обязательно присвоим имя Звиада Гамсахурдия тбилисскому аэропорту. Собственно, этот вопрос поднимался еще восемь-девять лет тому назад, но партия "Единое национальное движение" не решилась на переименование.

– Насколько в Тбилиси вообще обширен опыт переименования городских объектов и адресов?

– Обширен, комиссия городского парламента работает каждый день. Практически на каждом заседании принимается 5-6 таких постановлений. Советских названий на карте города, конечно, уже давно нет – площади Ленина, улиц Маркса, Коллективизации, Советской. Остались имена городов бывших союзных республик, деятелей культуры. Я думаю, что это нормальный процесс: советские времена фактически были для Грузии временами оккупации.

– А названия, связанные с именами царской России, восстановлены? Или вы от них отказались?

– Эти имена поменяли в советские времена, но сейчас, конечно, именами русских наместников или главнокомандующих улицы и площади мы не называем. Кое-какие названия – вроде Головинской площади – закрепились в бытовом языке, – рассказал вице-спикер Городского собрания Тбилиси Джаба Самушиа.

Специалисты указывают, что переименование аэропорта связано со многими хлопотами и бюрократической волокитой: об изменении необходимо оповестить все другие аэропорты, авиакомпании, а также международные организации, которые имеют отношение к воздушным перевозкам. Во многом по этой причине о переименовании заговорили только сейчас, едва ли не впервые за все годы независимости Грузии. Впрочем, это не единственная причина. Президент Эдуард Шеварднадзе, как и президент Михаил Саакашвили, понимал, что дискуссия о переименовании аэропорта примет политическое направление, а значит, надо будет принимать спорное решение – вопреки мнению той или иной части общества. Примечательно, что сейчас инициативу о переименовании аэропорта активно поддержали бывшие члены партии Саакашвили "Единое национальное движение". Обсуждение вопроса отложено до конца месяца, но, в любом случае, оно будет эмоциональным.

Сын известного писателя, доктор филологических наук, диссидент Звиад Гамсахурдия в 1990 году возглавил последний грузинский парламент советского созыва. После государственного переворота в 1992 году он бежал из Тбилиси сначала за границы Грузии, а потом скрывался в горных областях республики. 31 декабря 1993 года он совершил самоубийство – или был застрелен. Обстоятельства смерти Гамсахурдиа до сих пор не выяснены.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG