Ссылки для упрощенного доступа

Уейн Шортер – джазмен 2013 года


Уейн Шортер
Уейн Шортер
За десятилетия бескомпромиссного творчества он прочертил восходящую траекторию незаметного, неуловимого гиганта. Он играл у Арта Блейки в «Вестниках», он входил в классический квинтет Майлза Дейвиса, он был со-основателем более чем популярного оркестра «Прогноз Погоды», и он знаменит своими сольными партиями. Он оказал на мир музыки колоссальное влияние, как композитор, солист и (выражение Джозефа Вударда) «музыкальный мыслитель». И в то же самое время он часто исчезал из поля зрения и друзей, и публики, годами не выпускал ни одной пластинки, ни одного альбома, настойчиво избегая, благоухающих экзотическими цветами, чисто коммерческих троп.
Через две недели ему исполнится восемьдесят лет. Для меня он был всегда учеником, последователем и наследником моего кумира – Джона Колтрейна. Но он смог стать самим собой, сохранив верность учителю.
Уейн Шортер только что получил четыре награды ежегодного шестьдесят первого конкурса критиков-музыковедов «Даунбита»: за лучший альбом года, лучшее джазовое комбо, место лучшего сопрано-саксофониста и звание музыканта года.
Где бы вы ни были, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш международный сайт www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Wayne Shorter – Virgo – 7:09 (Wayne Shorter - Night Dreamer – Blue Note)

«Virgo», «Созвездие Девы» - композиция Уейна Шортера. Он и родился под созвездием Девы. Композиция с моего первого диска Уейна «Night Dreamer», «Ночной Мечтатель». Именно здесь он и близок, и верен Джону Колтрейну.
С Уейном – тенор-саксофон, играли: МаКой Тайнер – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 29 апреля 64 года, студия звукозаписи, всё верно, Руди ван Гельдера.
И - сравним ученика с мэтром:

John Coltrane – Naima – 4:21 (John Coltrane - Giant Steps – Atlantic)

«Naima» - композиция Джона Колтрейна. Хуанита Наима Граббс была первой женой Трейна.
Состав: Джон Колтрейн – тенор-сакс и лидер; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Четвертое мая пятьдесят девятого года, студия звукозаписи «Atlantic».
Сравнивать мэтра и ученика мне кажется бесполезным. Единственное, что следует сказать, так это то, что ученик не отстает от мэтра ни на бемоль.
Мне как-то довелось стоять с ним рядом на сцене парижского «Рекса» перед концертом. Мы были одного роста, но Уейн был не, грубо говоря, толще, а плотнее, тяжелее меня, но без объема. Другая материя. Он был в черном лоснящемся новизной костюме и, в отличие от своего второго мэтра, Майлза Дейвиса, который быстро избавился от костюмов и галстуков, перейдя на хипповый калифорнийский стиль, даже утирался платком-ласточкой, что твой Сатчмо. В Париже перед концертами за закрытым занавесом часто устраивают мини-конференции, а главное фото сессии. Уейн был малословен, отшатывался от вопросов, слова ему явно мешали. Сам же концерт я никогда не забуду. К концу концерта по лацканам его шелкового пиджака струился пот, но он не уходил в кулисы, как это делал Майлз, он просто встряхивал головой, как лошадь перед последним виражом манежа….
В прямом эфире на наших коротких или через спутники HotBird и AsiaSat-3, или же в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Когда Джон Колтрейн вошел в клуб немногочисленных и по-настоящему талантливых джазменов фри-джаза, Уейн пошел за ним. Вот его версия «Грустного Вальса» Жана Сибелиуса:

Wayne Shorter - Valse triste – 8:00 (Wayne SHORTER - Footprints Live! – Verve)

«Valse triste», «Грустный Вальс» Жана Сибелиуса, аранжировка Уейна Шортера, он же тенор-саксофон и лидер; Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные. 24 июля 2001 года, сад дворца Longchamps, Марсель.
Шортер, конечно, уникален, он один, но его много! Вот еще один Шортер – на своем любимом сопрано. Большой оркестр Маркуса Миллера создает слегка фольклорный фон для Уейна:

Wayne Shorter - High Life – 6:28 (Wayne Shorter - High Life – Verve)

«High Life», «Высшее Общество» - композиция Уейна Шортера, сопрано-саксофон. Большой оркестр Маркуса Миллера. СД вышел на «Verve» в 95 году, но он записывался по частям в разные годы. Эта тема «High Life» была записана, судя по всему, в 88-м.
Напомню, что Уейн Шортер, родившийся 25 августа 33 года, только что стал джазменом года.
Справедливости ради стоит поставить Уейна Шортера эпохи «Weather Report». Комбо было создано Уейном Шортером и австрийским клавишником Джозефом Завинулом. Группа просуществовала с семидесятого по восемьдесят шестой год. Это был один из первых оркестров фьюжн, возникший почти одновременно с электронным комбо Майлза Дейвиса, оркестрами «Махавишну», «Возвращение в Будущее» и «Охотники за головами». Некоторые вещи комбо «Прогноз Погоды» мне, но это личное мнение, кажутся устарелыми, но многие – вполне современны.
Однако, сначала я позволю себе напомнить, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких частотах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-3 же или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в раскаленном городке на выкипающей Сене – ваш ДС.

Weather Report - Blackthorn Rose – 5:02 (Weather Report - Mysterious Traveller – Columbia)

«Blackthorn Rose», «Колючая Роза» или «Роза Терновника» - композиция Уейна Шортера, он же – сопрано-саксофон. Джо Завинул – вся параферналия электроники, от синтезатора, фортепьяно, калимбы и до гитары. Альфонсо Джонсон – контрабас; Измаэль Уилбёрн – ударные и Дом Ам Ромао – percussion. Февраль 74 года.
И еще один лик джазмена года Уейна Шортера:

Art Blakey & The Jazz Messengers - El Toro – 6:20 (Art Blakey & Jazz Messengers - The Freedom Rider - Blue Note)

Отличное соло Уейна Шортера, играющего в составе «Вестников Джаза» собственную композицию «El Toro», «Бык». Ли Морган – труба; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит – контрабас и Арт Блейки – лидер комбо, ударные. Запись сделана Руди ван Гельдером 27 мая 61 года в Инглвуде Клиффс, Нью-Джерси.
Майлз Дейвис однажды обратился к Уейну с замечательной фразой: «Когда ты сочиняешь для нас пьеску, оставляй окно, чтобы мы могли бы из нее выбраться…»
Уейн Шортер знал и знает, что рынок есть рынок: подтяжки это, шнурки, замороженные улитки или же – музыка. Он знает, что даже самые уважаемые фирмы звукозаписи будут сопротивляться тому, что они считают «некоммерческим», проще: тем записям, которые трудно продать. В его ситуации одного из последних мэтров (директора фирм знают, что его музыкальная биография не просто паровозик, а очень большой локомотив) ему чуть легче, чем остальным. И, не смотря на это, Уейн чувствовал, что его последний диск, ставший диском года, «Without a Net», «Без подстраховки», без, как в цирке, подстраховочной сетки, этот СД будет нелегко запустить на орбиту. В интервью «Даунбиту» он говорит о «сопротивление», «resistance», цитирую:
«Я говорю о сопротивлении, сопротивление корпоративного мира, о трудностях того, что они называют рынком. Легкость выхода на рынок разбивается здесь о феномен непродажности, истинности творческого процесса. Но я вижу эту сопротивляемость, как сопротивляемость воздуха и земного притяжения, необходимые для того, чтобы самолет взлетел. Он не может взлететь без этого сопротивления, которое и помогает ему оторваться от земли…»
Уейн Шортер, как и его друг пианист Херби Хенкок, буддист. Он размышляет в свободном пространстве – свободно. Но эта свобода не далась ему даром. Зато он изучил подъемную силу неизбежного сопротивления.

Wayne Shorter - S.S. Golden Mean – 5:18 (Wayne Shorter Quartet - Without a Net - Blue Note)

«S.S. Golden Mean», по идее «Золотая Середина Стандартов» - композиция Уейна Шортера. Цитата из «Мантеки» Гиллеспи в этой пьеске более, чем выпукла… Премированный диск года Шортера «Without a Net». Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные. Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес, гастрольная запись 2011 года.
Итак, на чем нам расстаться с джазменом года? Как насчет его композиции, посвященной Билли Холидей «Lady Day»? Это март 65 года, студия ван Гельдера и с Шортером, тенор-сакс, играют: Фредди Хаббард – труба; Джеймс Сполдинг – альт-саксофон; МаКой Тайнер – рояль; Рон Картер – контрабас и Тони Уильямс – ударные. Это ритм-группа – Майлза Дейвиса.

Wayne Shorter - Lady Day – 5:31 (Wayne Shorter - The Soothsayer - Blue Note)
«Lady Day», то есть Билли Холидей, композиция Уейна Шортера 48-летней давности…
Шортер – тенор; Фредди Хаббард – труба; Джеймс Сполдинг – альт-саксофон; МаКой Тайнер – рояль; Рон Картер – контрабас и Тони Уильямс – ударные.
На этом мы и расстанемся. «Время Джаза» вновь будет на ваших частотах через неделю, но вы можете найти этот и предыдущие выпуски нашего джаз-шоу на нашем сайте по адресу www.svoboda.org. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев; автор и ведущий – ваш ДС. Всех вам благ, голубого неперегретого неба, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG