Ссылки для упрощенного доступа

Советы FEMEN властям в Киеве и в Москве


Активистки FEMEN Оксана Шачко, Александра Шевченко и Яна Жданова в ожидании приговора в здании суда в Киеве. 28 июля 2013 года
Активистки FEMEN Оксана Шачко, Александра Шевченко и Яна Жданова в ожидании приговора в здании суда в Киеве. 28 июля 2013 года
В Киеве в минувшую субботу вечером была избита лидер протестного движения FEMEN Анна Гуцол. В одном из кафе на нее напал мужчина, который на глазах у посетителей и администрации нанес Анне несколько ударов по лицу. Днем ранее на Гуцол напали в подъезде ее дома. А утром 28 июля перед запланированной акцией протеста против приезда в Киев президента России Владимира Путина и главы патриарха Московского и всея Руси Кирилла люди в штатском похитили и избили трех активисток движения: Оксану Шачко, Александру Шевченко, Яну Жданову, а также фотографа Дмитрия Костюкова, работающего для изданий "Русский репортер" и New York Times. Их силой затащили в машину и отвезли в одно из столичных отделений милиции, где предъявили обвинения в мелком хулиганстве и сопротивлении стражам порядка. Ранее, 24 июля, был жестоко избит неизвестными под офисом FEMEN один из идеологов организации Виктор Святский.

Анна Гуцол в интервью Радио Свобода не исключила, что за последними нападениями на представителей FEMEN могут стоять и российские спецслужбы:
Лидер движения FEMEN Анна Гуцол после нападения
Лидер движения FEMEN Анна Гуцол после нападения

"С подобными акциями насилия мы сталкивалась только в Белоруссии в декабре 2011 года, и это не украинский почерк. Если на Украине и были ограничения свободы и демократии, то обычно это заканчивалось только запугиванием. В нынешней истории с FEMEN, думаю, не обошлось без участия спецслужб России при поддержке украинских спецслужб. К сожалению, Украина все больше становится похожа на Россию и Белоруссию в отношении к свободе протестов и к свободе слова".

– Какие акции планировало ваше движение 27 и 28 июля, когда в украинской столице проходили торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси?

"Наши планы начали меняться еще 25 июля, после того как избили нашего друга Виктора Святского. Мы понимали, что нужно действовать по-другому. Мы сменили график. Несмотря на то что 27 июля на меня было совершено нападение, можно сказать, легкое в сравнении с Виктором, мы решили, что не будем отменять нашу акцию. Мы не собирались прорываться через кордоны милицейского спецназа на официальные мероприятия, а хотели протестовать в центре Киева против приезда Путина и патриарха Кирилла. Три активистки нашего движения планировали выехать на акцию с фотографом New York Times. И в тот момент, когда они выходили из подъезда своего дома, на них напали люди в штатском и начали их избивать. Особенно сильно пострадал фотограф. Затем их погрузили в машину и увезли в неизвестном направлении, потом они оказались в милиции".
Оксана Шачко
Оксана Шачко

– А как в милиции объяснили задержание?

"Их обвинили в мелком хулиганстве, утверждая, что, якобы, перед подъездом девушки проводили топлес-акцию, а фотограф напал на милиционеров. Судебное заседание по этому поводу 28 июля длилось восемь часов, и закончилось оно только после того, как патриарх Кирилл покинул Украину. Суд признал вину всех четверых, девушек оштрафовали на 85 гривен, а фотографа на 135 гривен. То есть за то, что их похитили и избили, они должны заплатить украинскому государству деньги".

– Активистка FEMEN Инна Шевченко, которая в прошлом году спилила крест в центре Киева, недавно получила политическое убежище во Франции. После последних инцидентов не собираетесь ли вы и члены вашего движения покинуть Украину?
Три участницы FEMEN и фотограф Дмитрий Костюков после выхода из здания суда. 28 июля 2013 года
Три участницы FEMEN и фотограф Дмитрий Костюков после выхода из здания суда. 28 июля 2013 года

"Я расцениваю случившееся в последние дни как акт давления и террора, приуроченный именно к приезду в Киев главы РПЦ и Владимира Путина. Самое главное, чтобы все это не продолжилось и не стало нормой для украинских спецслужб. И зависит это, в том числе, и от реакции украинского общества и СМИ на насилие, которое было совершено над нами. Если наши спецслужбы увидят, что это может сходить с рук, то нападения будут продолжаться, и думаю, что не только на нас. В данный момент мы не собираемся покидать Украину и просить в Европе политического убежища, мы продолжим здесь свою активную гражданскую деятельность, а дальше будем решать в зависимости от ситуации".

– Активистам FEMEN ранее удалось провести несколько топлес-акций в Москве, в частности, возле штаб-квартиры "Газпрома", у стен храма Христа Спасителя и на избирательном участке во время последних президентских выборов. Будут ли у вас новые акции в России?
Акция FEMEN в Москве у штаб-квартиры "Газпрома". 13 февраля 2012 года
Акция FEMEN в Москве у штаб-квартиры "Газпрома". 13 февраля 2012 года

"Мы собираемся еще проводить наши протесты России. Это запретная зона для восьми наших активистов, которые занесены в "черный" список российских властей. В этом списке есть и моя фамилия. Но у нас очень много европейских активистов, и Россия для нас не является недосягаемой территорией. Предпринятые репрессии нас не остановят – наоборот, они нас разозлили и показали, что на мы на правильном пути. Мы их злим и нервируем, а они нас боятся. Еще с большим рвением и силой будем протестовать против этих "кровавых" персонажей. Пусть они не думают, что, устроив террор в Киеве, они оградили себя от демократических протестов. Единственное, что их может спасти, – запереться в Кремле и не высовывать свой нос".
XS
SM
MD
LG