В Москве минувшей ночью захвачен офис движения "За права человека". По сообщениям очевидцев и правозащитников, несколько человек получили ранения. Офис в Малом Кисловском переулке был блокирован с середины дня пятницы. Московские власти утверждают: срок аренды помещений истек. Они дают арендаторам трое суток на вывоз вещей и имущества.
Около 15 часов в пятницу в офис движения в сопровождении журналистов НТВ явились чиновники и полицейский, заблокировали вход и потребовали от правозащитников немедленно покинуть арендуемое организацией помещение.
– Они потребовали, чтобы мы срочно покинули помещение, поскольку якобы с нами расторгнут договор аренды, – рассказала РС член движения Александра Букварева. – Это не соответствует действительности, сейчас мы находимся в стадии переоформления договора аренды. Мы отказались покинуть помещение и вызвали наряд полиции. Эти господа не пропускали к нам никого с улицы, сторонники движения проникали внутрь здания с огромным трудом. Мы занимаем эту площадь с конца 90-х годов, продлеваем аренду каждые три года. В этом году мы ее тоже продлеваем. У нас есть письмо, которое подтверждает, что при устранении проблем – а нам надо оформить перепланировку – с нами будет заключен следующий договор. Мы в стадии переговоров. Конечно, такого силового захвата мы не предполагали.
Вечером к офису движения "За права человека" были направлены дополнительные силы полиции: к зданию прибыл автобус с ОМОНом, входы и выходы из офиса были блокированы. В помещение можно было проникнуть только через окно, что и делали желающие поддержать движение. В офисе, помимо прочих, находились лидер движения Лев Пономарев, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, депутат Государственной думы Илья Пономарев и уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский. На место событий приехал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, но полиция не разрешила ему войти в здание. Свидетелем этого был гражданский журналист TVKeep.
Уполномоченный по правам человека в субботу заявил журналистам, что выселение является самоуправством московских властей. Лукин добавил: такого рода действия идут вразрез с законом; полицейское руководство якобы пообещало провести расследование действий сотрудников органов внутренних дел. Лукину вроде бы принесены извинения.
Штурм произошел далеко за полночь: здание взяли под контроль полицейские (ГУВД Москвы, впрочем, отрицает, что в операции принимали участие его сотрудники, они якобы только "обеспечивали порядок" в переулке) вскоре после того, как офис правозащитников покинули Александр Музыкантский и Илья Пономарев. В департаменте городского имущества Москвы утверждают, что уведомление об окончании срока аренды движение "За права человека" получило еще три месяца назад, однако руководитель организации Лев Пономарев уверяет: арендная плата за помещение внесена до конца июня. Из заявлений представителей официальных органов сложно понять, кто именно производил "выселение" из офиса: сотрудники частного охранного предприятия, сотрудники департамента городского имущества или кто-то иной. Операция в доме по Малому Кисловскому переулку в любом случае прошла очень жестко. Вот что утром в субботу рассказал РС 72-летний директор движения "За права человека" Лев Пономарев:
– Я себя чувствую более или менее нормально. Внутренних повреждений у меня нет, но ссадины и синяк – есть. Меня были по почкам, по грудной клетке и по голове. Я не очень молод, и это, конечно, дает о себе знать. И до штурма они себя вели по-хамски. Это были достаточно высокопоставленные сотрудники – скорее всего, ФСБ или мэрии. Они отпускали хамские шуточки, допускали мат, не разрешали никому пользоваться туалетом, в том числе и женщинам. Вели себя как настоящие гестаповцы. Во время штурма в помещение ворвались человек десять омоновцев, и все это было с грубейшим нарушением закона. Нам не предложили выйти, нас били ногами, волокли по полу, а потом два амбала, стоявшие возле двери, нас просто вышвырнули на асфальт.
Сотрудников движения вывели из офиса, в помещении остались сотрудники ЧОП и бойцы ОМОН. У здания находились несколько машин скорой помощи. Митрохин позднее написал в своем твиттере, что их с Пономаревым "спустили с лестницы". Вот что Сергей Митрохин рассказал РС:
– Я приехал в офис движения "За права человека" около пяти часов вечера в пятницу и начал знакомиться с документами. Очень быстро выяснил, что никаких законных оснований для выселения из офиса правозащитной организации нет. Хотя бы потому, что это нельзя делать без решения суда, а такого решения не было. Лев Пономарев увидел уведомление об отказе в продлении аренды только вчера, а не за три месяца, как положено. Бумаги, которые мне предъявили захватчики, были весьма странными. Было письмо от вице-мэра Сергуниной – без ее подписи. И я понял, что люди эти являются абсолютно бессовестными рейдерами. Когда начался штурм, люди двухметрового роста швыряли мебель и людей на пол. Нам наносили удары. А напоследок меня сильно толкнули с лестницы. В результате у меня ссадины на ноге, на руке, по всему телу ушибы. В травмпункте в Хамовниках нам отказались выдать заключение о полученных ушибах.
Кроме того, сообщалось, что у лидера "Яблока" полицейские отобрали iPad.
Хроника событий – на сайте движения "За права человека":
"...В тех комнатах, откуда вытеснены сотрудники организации, производится выемка документов. Сотрудники НТВ прорываются силой куда им заблагорассудится, полиция им не препятствует. Некто Александр Веригин, отказавшийся назвать свою должность, выхватил из рук кандидата в мэры Москвы Сергея Митрохина его Ай-пад.
1:22 Сотрудница мэрии Сергунина, ранее заявившая, что ее подпись под уведомлением о прекращении договора найма помещения подделана, теперь сообщила, что "Делать нечего, вам придется покинуть помещение".
2:11 Захватчики офиса уже нарушили множество законов: подлог, незаконный обыск, незаконные следственные действия, хищение имущества и т. д... Прямое физическое насилие применялось пока, в основном, силами провокаторов из НТВ и лишь некоторыми чиновниками...
2:45 Офис захвачен штурмом, сотрудники не оказали сопротивления, но были сильно избиты, большинство нуждаются в медицинской помощи. Льва Пономарева сильно избили ногами, его состояние неизвестно. Среди пострадавших также лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин. Олег Мустафин нуждается в госпитализации".
Корреспондент РС в субботу утром попыталась пройти в офис движения "За права человека". У здания по Малому Кисловскому переулку дежурят около десятка гражданских активистов. На дверях офиса, а также на подоконнике скотчем приклеены плакаты с лозунгами протеста. В самом помещении находятся сотрудники ЧОП; с журналистами они не общаются.
– Это возмутительная, очень грубая, беззаконная акция со стороны властей, – заявила РС лидер Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Она вписывается в кампанию против НКО. Лев Пономарев вел себя так, как положено по закону: по закону право проверять деятельность общественной организации можно лишь в том случае, если у прокуратуры есть какая-то информация о том, что данная организация занимается криминальной деятельностью. Пономареву уже пришлось отвечать в суде за то, что он не допустил прокуроров в помещения своей организации, и они подали в суд. Суды у нас, к сожалению, не являются независимыми, поэтому решение было известно заранее. Льву Александровичу был назначен штраф, он подал апелляцию. В общем, велась нормальная тяжба между организацией и государственным органом, который посягал на ее права. Получается, что с уважаемыми организациями ведут себя в России так, как если бы они были созданы отъявленными преступниками! Однако эти организации приносят большую пользу гражданам, защищая их права перед государством. Государство, естественно, этим раздражено – и вот вам расплата.
Движение "За права человека" арендует офис по адресу "Малый Кисловский переулок, дом 7" более 15 лет. Ранее движение "За права человека" вместе с обществом "Мемориал" и Московской Хельсинкской группой направило жалобу в Европейский суд по правам человека на закон об НКО, согласно которому некоммерческие организации, финансируемые из-за рубежа, обязаны зарегистрироваться в качестве "иностранного агента".
26 июня на специальном заседании ситуацию вокруг движения "За права человека" обсудит Совет по правам человеке и развитию гражданского общества при президенте России.
Около 15 часов в пятницу в офис движения в сопровождении журналистов НТВ явились чиновники и полицейский, заблокировали вход и потребовали от правозащитников немедленно покинуть арендуемое организацией помещение.
– Они потребовали, чтобы мы срочно покинули помещение, поскольку якобы с нами расторгнут договор аренды, – рассказала РС член движения Александра Букварева. – Это не соответствует действительности, сейчас мы находимся в стадии переоформления договора аренды. Мы отказались покинуть помещение и вызвали наряд полиции. Эти господа не пропускали к нам никого с улицы, сторонники движения проникали внутрь здания с огромным трудом. Мы занимаем эту площадь с конца 90-х годов, продлеваем аренду каждые три года. В этом году мы ее тоже продлеваем. У нас есть письмо, которое подтверждает, что при устранении проблем – а нам надо оформить перепланировку – с нами будет заключен следующий договор. Мы в стадии переговоров. Конечно, такого силового захвата мы не предполагали.
Вечером к офису движения "За права человека" были направлены дополнительные силы полиции: к зданию прибыл автобус с ОМОНом, входы и выходы из офиса были блокированы. В помещение можно было проникнуть только через окно, что и делали желающие поддержать движение. В офисе, помимо прочих, находились лидер движения Лев Пономарев, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, депутат Государственной думы Илья Пономарев и уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский. На место событий приехал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, но полиция не разрешила ему войти в здание. Свидетелем этого был гражданский журналист TVKeep.
Уполномоченный по правам человека в субботу заявил журналистам, что выселение является самоуправством московских властей. Лукин добавил: такого рода действия идут вразрез с законом; полицейское руководство якобы пообещало провести расследование действий сотрудников органов внутренних дел. Лукину вроде бы принесены извинения.
Штурм произошел далеко за полночь: здание взяли под контроль полицейские (ГУВД Москвы, впрочем, отрицает, что в операции принимали участие его сотрудники, они якобы только "обеспечивали порядок" в переулке) вскоре после того, как офис правозащитников покинули Александр Музыкантский и Илья Пономарев. В департаменте городского имущества Москвы утверждают, что уведомление об окончании срока аренды движение "За права человека" получило еще три месяца назад, однако руководитель организации Лев Пономарев уверяет: арендная плата за помещение внесена до конца июня. Из заявлений представителей официальных органов сложно понять, кто именно производил "выселение" из офиса: сотрудники частного охранного предприятия, сотрудники департамента городского имущества или кто-то иной. Операция в доме по Малому Кисловскому переулку в любом случае прошла очень жестко. Вот что утром в субботу рассказал РС 72-летний директор движения "За права человека" Лев Пономарев:
– Я себя чувствую более или менее нормально. Внутренних повреждений у меня нет, но ссадины и синяк – есть. Меня были по почкам, по грудной клетке и по голове. Я не очень молод, и это, конечно, дает о себе знать. И до штурма они себя вели по-хамски. Это были достаточно высокопоставленные сотрудники – скорее всего, ФСБ или мэрии. Они отпускали хамские шуточки, допускали мат, не разрешали никому пользоваться туалетом, в том числе и женщинам. Вели себя как настоящие гестаповцы. Во время штурма в помещение ворвались человек десять омоновцев, и все это было с грубейшим нарушением закона. Нам не предложили выйти, нас били ногами, волокли по полу, а потом два амбала, стоявшие возле двери, нас просто вышвырнули на асфальт.
Сотрудников движения вывели из офиса, в помещении остались сотрудники ЧОП и бойцы ОМОН. У здания находились несколько машин скорой помощи. Митрохин позднее написал в своем твиттере, что их с Пономаревым "спустили с лестницы". Вот что Сергей Митрохин рассказал РС:
– Я приехал в офис движения "За права человека" около пяти часов вечера в пятницу и начал знакомиться с документами. Очень быстро выяснил, что никаких законных оснований для выселения из офиса правозащитной организации нет. Хотя бы потому, что это нельзя делать без решения суда, а такого решения не было. Лев Пономарев увидел уведомление об отказе в продлении аренды только вчера, а не за три месяца, как положено. Бумаги, которые мне предъявили захватчики, были весьма странными. Было письмо от вице-мэра Сергуниной – без ее подписи. И я понял, что люди эти являются абсолютно бессовестными рейдерами. Когда начался штурм, люди двухметрового роста швыряли мебель и людей на пол. Нам наносили удары. А напоследок меня сильно толкнули с лестницы. В результате у меня ссадины на ноге, на руке, по всему телу ушибы. В травмпункте в Хамовниках нам отказались выдать заключение о полученных ушибах.
Кроме того, сообщалось, что у лидера "Яблока" полицейские отобрали iPad.
Хроника событий – на сайте движения "За права человека":
"...В тех комнатах, откуда вытеснены сотрудники организации, производится выемка документов. Сотрудники НТВ прорываются силой куда им заблагорассудится, полиция им не препятствует. Некто Александр Веригин, отказавшийся назвать свою должность, выхватил из рук кандидата в мэры Москвы Сергея Митрохина его Ай-пад.
1:22 Сотрудница мэрии Сергунина, ранее заявившая, что ее подпись под уведомлением о прекращении договора найма помещения подделана, теперь сообщила, что "Делать нечего, вам придется покинуть помещение".
2:11 Захватчики офиса уже нарушили множество законов: подлог, незаконный обыск, незаконные следственные действия, хищение имущества и т. д... Прямое физическое насилие применялось пока, в основном, силами провокаторов из НТВ и лишь некоторыми чиновниками...
2:45 Офис захвачен штурмом, сотрудники не оказали сопротивления, но были сильно избиты, большинство нуждаются в медицинской помощи. Льва Пономарева сильно избили ногами, его состояние неизвестно. Среди пострадавших также лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин. Олег Мустафин нуждается в госпитализации".
Корреспондент РС в субботу утром попыталась пройти в офис движения "За права человека". У здания по Малому Кисловскому переулку дежурят около десятка гражданских активистов. На дверях офиса, а также на подоконнике скотчем приклеены плакаты с лозунгами протеста. В самом помещении находятся сотрудники ЧОП; с журналистами они не общаются.
– Это возмутительная, очень грубая, беззаконная акция со стороны властей, – заявила РС лидер Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Она вписывается в кампанию против НКО. Лев Пономарев вел себя так, как положено по закону: по закону право проверять деятельность общественной организации можно лишь в том случае, если у прокуратуры есть какая-то информация о том, что данная организация занимается криминальной деятельностью. Пономареву уже пришлось отвечать в суде за то, что он не допустил прокуроров в помещения своей организации, и они подали в суд. Суды у нас, к сожалению, не являются независимыми, поэтому решение было известно заранее. Льву Александровичу был назначен штраф, он подал апелляцию. В общем, велась нормальная тяжба между организацией и государственным органом, который посягал на ее права. Получается, что с уважаемыми организациями ведут себя в России так, как если бы они были созданы отъявленными преступниками! Однако эти организации приносят большую пользу гражданам, защищая их права перед государством. Государство, естественно, этим раздражено – и вот вам расплата.
Движение "За права человека" арендует офис по адресу "Малый Кисловский переулок, дом 7" более 15 лет. Ранее движение "За права человека" вместе с обществом "Мемориал" и Московской Хельсинкской группой направило жалобу в Европейский суд по правам человека на закон об НКО, согласно которому некоммерческие организации, финансируемые из-за рубежа, обязаны зарегистрироваться в качестве "иностранного агента".
26 июня на специальном заседании ситуацию вокруг движения "За права человека" обсудит Совет по правам человеке и развитию гражданского общества при президенте России.