Ссылки для упрощенного доступа

Серые будни войны за выживание


Защищая речку Пахотка в Свердловской области, пострадал эколог
Защищая речку Пахотка в Свердловской области, пострадал эколог
5 июня – Всероссийский день эколога и Международный день окружающей среды. Экологи всего мира отмечают Международный день охраны окружающей среды с 1972 года. Всероссийский день эколога появился только в 2007 году. Президент России Владимир Путин объявил 2013 год Годом защиты окружающей среды. А еще в этом году российские власти открыли сезон охоты на "иностранных агентов". Среди некоммерческих организаций, которые первыми попали под прицел прокуратуры, конечно, оказались и природоохранные.

На сегодняшний день – День российского эколога – "Байкальская экологическая волна" объявлена "иностранным агентом", в отношении еще 11 организаций прокуратура вынесла различные предписания. Гонения на экологов происходят на фоне ухудшения природоохранной ситуации в России, сказал в интервью Радио Свобода директор российского отделения "Гринпис" Иван Блоков.

– День российского эколога – очень циничное название. Потому что в реальности экологии России не уделяется никакого внимания. Есть грустное ощущение, что ничего серьезного в решении экологических проблем не произошло. Последние три года или больше были серыми буднями, когда ситуация нисколько не улучшалась, в лучшем случае оставалась прежней.

В последнее время давление на экологов усилилось. Некоторые природоохранные организации власти пытаются объявить "иностранными агентами". С чем связано такое отношение?

– Я думаю, что это связано с отношением власти к независимому гражданскому обществу. Если вы посмотрите, как происходит развитие событий в большинстве регионов страны, экологи мешают больше всего. Экологи не проводят крупных митингов с выходом тысяч человек на улицы и площади. Но защитники природы создают проблемы в том, что часто непосредственно задевает интересы людей у власти. Я имею в виду, во-первых, захваты территорий, причем незаконные, а иногда и законные, но совершенно необоснованные и циничные, во-вторых, выдачу разрешений на строительство предприятий, которые загрязняют окружающую среду, уничтожение лесов или просто замалчивание историй, связанных с лесными пожарами. Например, мы знаем, что средняя площадь пожаров, которая демонстрировалась в статистике, примерно в четыре-пять раз меньше чем то, что происходило в реальности, что можно наблюдать на космических снимках.

Какие экологические проблемы вы считаете основными для России?

– В первую очередь, нехватка сотрудников, которые могли бы профессионально заниматься охраной окружающей среды, и отсутствие каких-либо механизмов, которые бы обязывали соблюдать законодательство. Наверное, именно это является корнем всех остальных проблем. Лесные пожары, количество и площади которых за последние годы возрастают. Климатические изменения будут все более заметны, поэтому необходимо очень четко организовывать борьбу с лесными пожарами. Наоборот, за последние десятилетия система борьбы с лесными пожарами была расстроена. Загрязнение водоемов и среды обитания человека. Если вы посмотрите, то по статистике у нас все очень хорошо: каждый год сбрасывают все меньше, по крайней мере, не увеличивают объем выбросов. При этом данные Росгидромета показывают, что количество городов с повышенным общим загрязнением воздуха и воды сохраняется прежним, а перечень населенных пунктов, где концентрация определенного вещества больше допустимых значений, разрастается год от года. Характерным примером того, как власти "борются" с этой проблемой, является город Норильск, предприятие "Норильский никель". С 2003 года в Норильске не существует стационарного поста Росгидромета, который бы вел систематические наблюдения, позволявшие дать оценку выбросам предприятия и состоянию атмосферы в городе. Там эпизодически проходят измерения, проводимые Роспотребнадзором и специалистами других госслужб. Несмотря на прямое распоряжение Медведева, которое было выдано в прошлом году, пост Гидромета там так и не появился.

Сразу после начала кампании давления на экологические некоммерческие организации сотрудники "Гринпис" потребовали от Генеральной прокуратуры отозвать выданные их коллегам предостережения, а также посоветовали так же энергично и рьяно, как с экологами, бороться с нарушителями природоохранного законодательства. Тем не менее одна из организаций, "Байкальская экологическая волна" из Иркутска, уже получила от властей "черную метку" в виде предписания прокуратуры о необходимости зарегистрироваться "иностранным агентом". Байкальские экологи не согласились с таким определением и направили жалобу в прокуратуру Иркутской области. Ответа пока не дождались.

Сотрудник "Байкальской волны" Максим Воронцов предположил в интервью Радио Свобода, что особое "внимание" прокуратуры организация заслужила, поскольку выводила людей на уличные протесты в связи с нежеланием властей решать проблему загрязнения Байкала целлюлозно-бумажным комбинатом (БЦБК). "Байкальская экологическая волна" входит в Содружество природоохранных организаций и движений, которое в последние три года организовывало заметные акции по всей стране.

Для нас очень актуальны планы различных государственных и частных корпораций, в том числе "Русгидро", компании "Ген+". Мы во многом с ними не согласны, с их проектами, с тем, как они реализуют эти проекты. У них очень большие планы по строительству гидроэлектростанций на сибирских реках. Мы считаем, что планы эти не всегда реализуются с учетом экологической точки зрения, – говорит Максим Воронцов.

Вся наша работа в данный момент связана с проведением международной научно-практической конференции "Реки Сибири и Дальнего Востока", – продолжает Максим Воронцов. – Это уже восьмая конференция в России. Она проходит в разных местах. В этом году "Байкальская экологическая волна" выступает организатором этой конференции в Иркутске. Приедет очень много иностранных и российских ученых, экологов, приглашены представители разных органов власти. Конференция будет посвящена тому, как соотносятся экология, экономика в вопросах сохранения чистоты рек, озер и вообще воды в природе.

Впрочем, самосохранение для российских экологов стало проблемой личной безопасности гораздо раньше, чем юридической. Охота на "иностранных агентов", по крайней мере, охота, так сказать, на юридических лиц. Но быть экологом в России – опасно не только для репутации, а даже для жизни.

Степана Черногубова избили за публикацию в блоге
Степана Черногубова избили за публикацию в блоге
В Свердловской области, в городе Первоуральске, избит экологический активист Степан Черногубов. Четвертого мая он опубликовал статью в своем блоге о загрязнении рек Пахотка и Чусовая близлежащими химическими заводами, в частности, предприятием "Русский хром 1915". После появления публикации Черногубова избили (по некоторым данным, полицейские в штатском). Вскоре после этого против него самого было открыто уголовное дело по статье "возбуждение ненависти либо вражды".

Сейчас в Московском областном суде рассматривается уголовное дело о нападении на активиста экологического движения "В защиту Химкинского леса" Константина Фетисова. Его жестоко избили осенью 2010 года бейсбольными битами. На скамье подсудимых – несколько нападавших и предполагаемый организатор нападения на эколога – сотрудник администрации Химок Андрей Чернышов. Двумя годами ранее в Химках был искалечен битами редактор газеты "Химкинская правда" Михаил Бекетов, скончавшийся в апреле этого года. 13 мая в Воронежской области жестоко избили экологов, выступающих против строительства предприятия по добыче цветных металлов рядом с Новохоперским заповедником.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG