Российская Академия наук приняла вызов министра образования и науки Дмитрия Ливанова, который на прошлой неделе несколько раз позволял себе публичную критику РАН. В последний раз это произошло в эфире радиостанции "Эхо Москвы": приглашенный в качестве гостя в программу "Родительское собрание" Ливанов рассказал о планах по созданию Совета по науке (многие видят в нем орган, альтернативный РАН), а по поводу Академии наук высказался, что "такая форма организация науки в 21-м веке бесперспективна".
Академики ответили на министерскую атаку открытой телеграммой: "Ваше высказывание оскорбляет многотысячный коллектив сотрудников РАН и других государственных академий, в которых успешно трудятся как заслуженные ученые, так и большое количество молодых исследователей". Поведение министра руководители РАН считают "недопустимым для министра образования и науки РФ", требуют от Ливанова принесения публичных извинений и даже оставляют за собой право требовать отставки министра.
Тут надо понимать, что Ливанову прекрасно известно, что большинство активных российских ученых (в том числе и тех, кто войдет в Совет по науке) работают в академических НИИ. Он критикует не их, а структуру академии, во многих отношениях действительно устаревшую. Академики же в телеграмме ссылаются почему-то на многотысячный коллектив.
Насколько далеко Ливанов собирается идти в своей борьбе с РАН, сказать сложно, в том же интервью он сетует, что "перестроить ту систему [Академии наук], которая есть, очень неэффективную, недружелюбную по отношению к людям, которые там работают, и, в общем-то, несовременную, архаичную требует очень серьезных ресурсов. Это далеко не сводится только к административным процедурам". От нескольких ученых я слышал мнение, что ливановская команда в министерстве обладает слишком маленьким политическим и бюрократическим опытом (в отличие от фурсенковской), врагов они себе успели наделать много, хотя бы среди тех, кто опасается продолжения проверок диссертаций. Но и политическое влияние РАН сегодня тоже не особенно велико, в ближайшее время стоит ожидать продолжения войны в публичном пространстве.