Русской службе Радио Свобода исполнилось 60 лет: 1 марта 1953 года из студии в Мюнхене вышла первая передача радио "Освобождение". В 1959 году радиостанция изменила свое название на нынешнее. В 1991 года Русская служба открыла бюро в Москве, а в 1995 году штаб-квартира радиокорпорации Радио Свобода/Свободная Европа переехала в Прагу
Радио Свобода встречает юбилей в непростой обстановке реформы Русской службы, связанной с прекращением вещания на средних волнах в Москве, существенным сокращением количества радиопрограмм и изменением концепции журналистской деятельности. Эти изменения вызвали самые противоречивые оценки российских и американских журналистов, политиков, общественных деятелей и аудитории Радио Свобода. Поэтому центральная тема празднования 60-летия радиостанции – не столько ее славное прошлое, сколько непростое настоящее и перспективы будущего.
Юбилей Радио Свобода отмечается в эти дни в Праге, Москве и Вашингтоне. О задачах, аудитории и новом видении "Свободы" корреспондент РС в Соединенных Штатах Владимир Дубинский беседовал с президентом Радио Свобода/Радио Свободная Европа Кевином Клоузом, который недавно вновь был назначен президентом нашей организации. Вот фрагмент этого интервью:
– Вы недавно вновь – после более десяти лет отсутствия – возглавили корпорацию Радио Свобода/Радио Свободная Европа. С тех пор изменилось и само Радио, и страны, на которые оно вещает, и средства массовой информации. Какие задачи в этом новом контексте Вы перед собой ставите?
– Во-первых, хочу отметить, что не изменились принципы нашей журналистской работы, а это – донесение достоверной и базирующейся на бесспорных фактах информации. Главная задача сейчас – в том, как донести эту информацию до пользователей. Люди сейчас более не слушают часовые радиопередачи, как это было в прошлом. Они заняты делами, бизнесом. Они хотят более быстрой информации. Мы должны доставлять нашу информацию на их смартфоны, компьютеры, другие приспособления. Необходимо также продвигать видеоконтент и в коротком, и длинном форматах, что мы сейчас уже и делаем. Вот наши цели.
– Радио Свобода было вынуждено уйти в России со средних волн в связи с российскими законами. Ранее из эфира ушли "Голос Америки", BBC и другие иностранные средства массовой информации. Тем временем Россия расширяет вещание в Соединенных Штатах. Радио "Голос России" беспрепятственно вещает здесь на волнах местных радиостанций. Телеканал Russia Today передает свои программы по кабельным каналам на английском и испанском языках. Не кажется ли Вам, что нарушен некий паритет в масштабах иновещания и, как полагают некоторые, пропаганды. Могут ли Соединенные Штаты ответить на расширение российского вещания за рубежом и есть ли смысл вообще это делать?
– Во-первых, мы не занимаемся пропагандой. Так что ни о каком паритете в этой области не может быть и речи. Мы занимаемся базирующейся на фактах журналистской деятельностью, стремимся доносить правдивую информацию, в том числе и в таких областях, как права человека и свобода слова. Конечно, нам хотелось бы иметь доступ к радиоволнам и телевещанию в России. В этом смысле мы надеемся, что правительство России проявит готовность к поиску путей установления некоего равновесия. Это особо важно в контексте предстоящей осенью этого года встречи в верхах между президентом США Обамой и президентом России Путиным. На мой взгляд, это будет крупнейшая встреча двух важных международных лидеров. Более того, быстро приближается зимняя Олимпиада в Сочи. Было бы очень подходящим к моменту и позитивным жестом со стороны России, если бы нам был предоставлен доступ к радиоволнам и телевизионным каналам и телевещанию и была бы дана возможность быть частью выбора, которого российские слушатели и зрители, безусловно, заслуживают.
– В прошлом году в Русской службе Радио Свобода произошли изменения. Реакция на них в России была неоднозначной, а порой просто негативной. Некоторые говорят даже, что Радио Свобода потеряло свою привлекательность в России. Как быть в такой ситуации?
– Преобразования, которые произошли в прошлом году, ознаменовали сдвиг в акцентах и намерениях радио. Но я хотел бы поговорить о будущем. У нас огромное число замечательных и талантливых журналистов, режиссеров и редакторов, которые являются частью сообщества настоящих профессионалов и мастеров своего дела, предлагающих гражданам России то, что они лучше всего умеют делать, а именно: журналистику высокого класса. Причем делать это они могут в любом формате и на любой платформе, которую в современном мире, в 21-м веке, люди используют для получения информации. Моя же личная задача заключается в том, чтобы обеспечить, чтобы мы все работали сообща. Вот в чем наше будущее. На мой взгляд, оно многообещающее. Я готов приложить к этому все усилия, и я знаю, что к этому же готовы сотни других наших сотрудников. Мы знаем, что можем добиться, чего хотим; и мы вместе этого добьемся, – заявил президент корпорации Радио Свобода/Радио Свободная Европа Кевин Клоуз.
1 марта на "Встрече друзей Радио Свобода: 60 лет в борьбе за права человека" в Москве собрались бывшие и нынешние сотрудники Русской службы РС, политики, журналисты и правозащитники, большинство из которых – постоянные участники передач РС. Это мероприятие организовано Общественным комитетом "Радио Свобода в изгнании" при участии членов общества "Мемориал" и Московской Хельсинкской группы.
О значении Радио Свобода для защиты концепции прав человека в России – на протяжении шести десятилетий – говорит один из участников этой встречи, историк советского и российского правозащитного движения из центра "Мемориал" Александр Даниэль: "Понятно, что в разные периоды существования Радио Свобода для меня были важны его разные смыслы. Однако главный, понятный и очевидный для всех смысл абсолютно коррелирует с названием радио. Это, пожалуй, единственная радиостанция, которая осуществляла миссию свободы для русскоязычного слушателя и была при этом совсем своей. Конечно, было и ВВС, была и "Немецкая волна", и "Голос Америки", но это все-таки части больших медийных центров, которые вовсе не были в целом ориентированы на нашу страну, на Советский Союз, не были частью ее культуры. А Радио Свобода было уникально тем, что оно представляло собой не какой-то внешний по отношению к советской действительности медийный центр, но это была часть жизни в стране. Иногда это были хорошие передачи, иногда средние передачи, всякие были, но никогда не было вот такой дистанции – "они" и "мы". Радио Свобода – это были тоже мы". У Александра Даниэля – короткое пожелание радиостанции в день ее 60-летия: "Сохраниться!".
Политолог Андрей Пионтковский, член Координационного совета российской оппозиции, говоря о настоящем и будущем радио, обращает внимание на падение популярности "Свободы" в последние месяцы: "Сразу после своего возникновения "Свобода" стала элементом политической эпохи, которая позднее получила название "оттепель". Но, откровенно говоря, в советские годы "Свободу" больше слушали в регионах, чем в Москве, все-таки эту радиостанцию глушили гораздо более жестоко, чем ВВС или "Голос Америки". С открытием в 1991 году, согласно указу Бориса Ельцина, Московского бюро,
наступил настоящий расцвет, золотой век Радио Свобода, когда оно было ведущим либеральным средством массовой информации. Но в последние годы, где-то с середины нулевых, начались административные шараханья, неудачные кадровые назначения. Сказалась модная тенденция уходить с радиоволн в интернет, не учитывая, что при этом теряется громадный пласт аудитории. Все это кончилось абсолютной катастрофой в последние месяцы, когда к руководству пришли люди, принципиально выжигающие политическую журналистику. Это, на мой взгляд, ничего общего не имеет с тем, чем оставалось для нескольких поколений интеллигенции Радио Свобода. Говорят, что радио не нужно молодому поколению – но прекрасный рейтинг имеют "Эхо Москвы" или "Русское радио". Сайт Свободы потерял значительную часть своих посетителей".
Сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков считает нынешний период переломным для развития Радио Свобода: "Радио Свобода всегда находилось на острие борьбы за свободу, за права человека, за
творческую свободу. У "Свободы" очень славная, я бы даже сказал, величественная история. Многие выдающиеся люди сотрудничали с Радио Свобода, выступали на нем, были авторами его программ. То, что сейчас происходит с Радио Свобода – после всех этих непродуманных, абсолютно поспешных действий, – вызывает у меня огромную горечь и огромную тревогу. Перспективы Радио Свобода совершенно неясны. Я надеюсь, что все-таки через короткое время удастся найти оптимальное решение, удастся вернуть хороших журналистов, вернуть замечательные программы, которые очень любили слушатели. И тогда замечательная, прекрасная и очень славная история Радио Свобода продолжится".
Общественный комитет "Радио Свобода в изгнании" – организатор "Встречи друзей" в Москве – объединяет журналистов, потерявших работу осенью минувшего года в ходе реформы Русской службы. 1 марта о будущем Радио Свобода говорят и в вашингтонском бюро радиокорпорации. В обсуждении принимают участие глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, а также американский журналист и политолог Дэвид Саттер
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Радио Свобода встречает юбилей в непростой обстановке реформы Русской службы, связанной с прекращением вещания на средних волнах в Москве, существенным сокращением количества радиопрограмм и изменением концепции журналистской деятельности. Эти изменения вызвали самые противоречивые оценки российских и американских журналистов, политиков, общественных деятелей и аудитории Радио Свобода. Поэтому центральная тема празднования 60-летия радиостанции – не столько ее славное прошлое, сколько непростое настоящее и перспективы будущего.
Юбилей Радио Свобода отмечается в эти дни в Праге, Москве и Вашингтоне. О задачах, аудитории и новом видении "Свободы" корреспондент РС в Соединенных Штатах Владимир Дубинский беседовал с президентом Радио Свобода/Радио Свободная Европа Кевином Клоузом, который недавно вновь был назначен президентом нашей организации. Вот фрагмент этого интервью:
– Вы недавно вновь – после более десяти лет отсутствия – возглавили корпорацию Радио Свобода/Радио Свободная Европа. С тех пор изменилось и само Радио, и страны, на которые оно вещает, и средства массовой информации. Какие задачи в этом новом контексте Вы перед собой ставите?
– Во-первых, хочу отметить, что не изменились принципы нашей журналистской работы, а это – донесение достоверной и базирующейся на бесспорных фактах информации. Главная задача сейчас – в том, как донести эту информацию до пользователей. Люди сейчас более не слушают часовые радиопередачи, как это было в прошлом. Они заняты делами, бизнесом. Они хотят более быстрой информации. Мы должны доставлять нашу информацию на их смартфоны, компьютеры, другие приспособления. Необходимо также продвигать видеоконтент и в коротком, и длинном форматах, что мы сейчас уже и делаем. Вот наши цели.
– Радио Свобода было вынуждено уйти в России со средних волн в связи с российскими законами. Ранее из эфира ушли "Голос Америки", BBC и другие иностранные средства массовой информации. Тем временем Россия расширяет вещание в Соединенных Штатах. Радио "Голос России" беспрепятственно вещает здесь на волнах местных радиостанций. Телеканал Russia Today передает свои программы по кабельным каналам на английском и испанском языках. Не кажется ли Вам, что нарушен некий паритет в масштабах иновещания и, как полагают некоторые, пропаганды. Могут ли Соединенные Штаты ответить на расширение российского вещания за рубежом и есть ли смысл вообще это делать?
– Во-первых, мы не занимаемся пропагандой. Так что ни о каком паритете в этой области не может быть и речи. Мы занимаемся базирующейся на фактах журналистской деятельностью, стремимся доносить правдивую информацию, в том числе и в таких областях, как права человека и свобода слова. Конечно, нам хотелось бы иметь доступ к радиоволнам и телевещанию в России. В этом смысле мы надеемся, что правительство России проявит готовность к поиску путей установления некоего равновесия. Это особо важно в контексте предстоящей осенью этого года встречи в верхах между президентом США Обамой и президентом России Путиным. На мой взгляд, это будет крупнейшая встреча двух важных международных лидеров. Более того, быстро приближается зимняя Олимпиада в Сочи. Было бы очень подходящим к моменту и позитивным жестом со стороны России, если бы нам был предоставлен доступ к радиоволнам и телевизионным каналам и телевещанию и была бы дана возможность быть частью выбора, которого российские слушатели и зрители, безусловно, заслуживают.
– В прошлом году в Русской службе Радио Свобода произошли изменения. Реакция на них в России была неоднозначной, а порой просто негативной. Некоторые говорят даже, что Радио Свобода потеряло свою привлекательность в России. Как быть в такой ситуации?
– Преобразования, которые произошли в прошлом году, ознаменовали сдвиг в акцентах и намерениях радио. Но я хотел бы поговорить о будущем. У нас огромное число замечательных и талантливых журналистов, режиссеров и редакторов, которые являются частью сообщества настоящих профессионалов и мастеров своего дела, предлагающих гражданам России то, что они лучше всего умеют делать, а именно: журналистику высокого класса. Причем делать это они могут в любом формате и на любой платформе, которую в современном мире, в 21-м веке, люди используют для получения информации. Моя же личная задача заключается в том, чтобы обеспечить, чтобы мы все работали сообща. Вот в чем наше будущее. На мой взгляд, оно многообещающее. Я готов приложить к этому все усилия, и я знаю, что к этому же готовы сотни других наших сотрудников. Мы знаем, что можем добиться, чего хотим; и мы вместе этого добьемся, – заявил президент корпорации Радио Свобода/Радио Свободная Европа Кевин Клоуз.
1 марта на "Встрече друзей Радио Свобода: 60 лет в борьбе за права человека" в Москве собрались бывшие и нынешние сотрудники Русской службы РС, политики, журналисты и правозащитники, большинство из которых – постоянные участники передач РС. Это мероприятие организовано Общественным комитетом "Радио Свобода в изгнании" при участии членов общества "Мемориал" и Московской Хельсинкской группы.
О значении Радио Свобода для защиты концепции прав человека в России – на протяжении шести десятилетий – говорит один из участников этой встречи, историк советского и российского правозащитного движения из центра "Мемориал" Александр Даниэль: "Понятно, что в разные периоды существования Радио Свобода для меня были важны его разные смыслы. Однако главный, понятный и очевидный для всех смысл абсолютно коррелирует с названием радио. Это, пожалуй, единственная радиостанция, которая осуществляла миссию свободы для русскоязычного слушателя и была при этом совсем своей. Конечно, было и ВВС, была и "Немецкая волна", и "Голос Америки", но это все-таки части больших медийных центров, которые вовсе не были в целом ориентированы на нашу страну, на Советский Союз, не были частью ее культуры. А Радио Свобода было уникально тем, что оно представляло собой не какой-то внешний по отношению к советской действительности медийный центр, но это была часть жизни в стране. Иногда это были хорошие передачи, иногда средние передачи, всякие были, но никогда не было вот такой дистанции – "они" и "мы". Радио Свобода – это были тоже мы". У Александра Даниэля – короткое пожелание радиостанции в день ее 60-летия: "Сохраниться!".
Политолог Андрей Пионтковский, член Координационного совета российской оппозиции, говоря о настоящем и будущем радио, обращает внимание на падение популярности "Свободы" в последние месяцы: "Сразу после своего возникновения "Свобода" стала элементом политической эпохи, которая позднее получила название "оттепель". Но, откровенно говоря, в советские годы "Свободу" больше слушали в регионах, чем в Москве, все-таки эту радиостанцию глушили гораздо более жестоко, чем ВВС или "Голос Америки". С открытием в 1991 году, согласно указу Бориса Ельцина, Московского бюро,
наступил настоящий расцвет, золотой век Радио Свобода, когда оно было ведущим либеральным средством массовой информации. Но в последние годы, где-то с середины нулевых, начались административные шараханья, неудачные кадровые назначения. Сказалась модная тенденция уходить с радиоволн в интернет, не учитывая, что при этом теряется громадный пласт аудитории. Все это кончилось абсолютной катастрофой в последние месяцы, когда к руководству пришли люди, принципиально выжигающие политическую журналистику. Это, на мой взгляд, ничего общего не имеет с тем, чем оставалось для нескольких поколений интеллигенции Радио Свобода. Говорят, что радио не нужно молодому поколению – но прекрасный рейтинг имеют "Эхо Москвы" или "Русское радио". Сайт Свободы потерял значительную часть своих посетителей".
Сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков считает нынешний период переломным для развития Радио Свобода: "Радио Свобода всегда находилось на острие борьбы за свободу, за права человека, за
творческую свободу. У "Свободы" очень славная, я бы даже сказал, величественная история. Многие выдающиеся люди сотрудничали с Радио Свобода, выступали на нем, были авторами его программ. То, что сейчас происходит с Радио Свобода – после всех этих непродуманных, абсолютно поспешных действий, – вызывает у меня огромную горечь и огромную тревогу. Перспективы Радио Свобода совершенно неясны. Я надеюсь, что все-таки через короткое время удастся найти оптимальное решение, удастся вернуть хороших журналистов, вернуть замечательные программы, которые очень любили слушатели. И тогда замечательная, прекрасная и очень славная история Радио Свобода продолжится".
Общественный комитет "Радио Свобода в изгнании" – организатор "Встречи друзей" в Москве – объединяет журналистов, потерявших работу осенью минувшего года в ходе реформы Русской службы. 1 марта о будущем Радио Свобода говорят и в вашингтонском бюро радиокорпорации. В обсуждении принимают участие глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, а также американский журналист и политолог Дэвид Саттер
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"