Ссылки для упрощенного доступа

Президент говорит


Президент Барак Обама во время выступления на инаугурации
Президент Барак Обама во время выступления на инаугурации
Вторая инаугурационная речь Обамы войдет в историю США как первое президентское выступление, в котором прозвучало слово Stonewall.

Stonewall – название нью-йоркского бара, где собирались геи. В июне 1969 года полиция устроила там облаву, которая закончилась дракой. Акции протеста и стычки с полицией продолжались несколько дней. За несколько последующих недель в Гринвич-Виллидж появились сразу несколько групп активистов, которым удалось добиться того, что в нескольких заведениях в округе гомосексуалы получили возможность открыто демонстрировать свои предпочтения без страха быть арестованными. Обама упомянул «Стоунволл» наряду с городком Сенека-Фоллз, где в 1848 году прошел съезд женщин с требованием равноправия, и городом Селма в штате Алабама, откуда начинались три марша в столицу штата Монтгомери, ставшие переломными событиями в борьбе за равные права для афроамериканцев (1965 год). Три «С» этой речи можно считать промежуточным хеппи-эндом в истории американского движения за гражданские права.

Тем не менее слушатели, ждавшие от Обамы чисто словесных изобретений, остались полностью разочарованными. Накануне инаугурации новостной блог журнала Time представил нечто вроде рейтинга американских президентов по количеству изобретенных ими слов и выражений. Понятно, что тягаться со своим непосредственным предшественником, Джорджем Бушем-младшим, Обама не мог: Буш является бесспорным рекордсменом по количеству несуществующих слов, употребленных в публичных выступлениях. Сборники его перлов начали выходить, еще когда Буш был у власти, и любители до сих пор в них разбираются.

Лучшим из придуманных им слов считается глагол misunderestimate – «неправильно недооценивать». Бывший президент с приставками, конечно, перебрал, но с годами отношение к лингвистическим трюкам Буша-младшего стало снисходительнее. Теперь уже признают, что в некотором смысле этому глаголу не откажешь: например, если ты планировал потратить на ремонт 30 долларов, а он обошелся тебе в 800, то можно смело говорить, что ты misunderestimated. Пол Диксон, автор книги «Слова из Белого дома: слова и выражения, изобретенные американскими президентами», даже обнаружил одно из новоизобретений Буша – глагол embetter (делать лучше) – в Оксфордском словаре с пометкой «среднеанглийский», но усомнился, что 43-й президент США взял его именно оттуда. (Забавно, что структурно идентичный глагол belittle (делать меньше) впервые употребил Томас Джефферсон – к полному негодованию англичан, которые считали свое право на языковые инновации неоспоримым.)

В моем личном рейтинге победил Дуайт Эйзенхауэр: оказывается, именно он изобрел кошмар моего детства, выражение military industrial complex (военно-промышленный комплекс), из-за которого с уроков географии хотелось бежать закрыв глаза.

Еще одна неожиданность: автором хорошего слова «сквоттеры», имеющего в моем восприятии несомненную перестроечную окраску, оказался четвертый президент США, один из отцов-основателей Джеймс Мэдисон. В 1788 году в письме к Джорджу Вашингтону он жаловался на сквоттеров, занявших чужую землю в штате Мэн.

Само выражение «отцы-основатели» (Founding Fathers), напротив, оказалось неожиданно свежим. Впервые его употребил Уоррен Хардинг, президентство которого пришлось на 1921–1923 годы. До этого говорили the framers.

Линкольн придумал глагол to sugarcoat (приукрашивать – досл. «покрывать сахаром»). В послании Конгрессу он заявил, что южане sugarcoated свое восстание. В типографии поначалу отказывались печатать это слово, поскольку оно отсутствовало в словаре, но Линкольн заявил, что в США никогда не будет людей, которым оно было бы непонятно.

И самое симпатичное прилагательное из списка – iffy (сомнительного качества – от союза if, «если»). Его в рецензии на художественную выставку впервые употребил Теодор Рузвельт – для характеристики картин кубистов. В 1913 году они казались сомнительными не только американцам.

Обама – очень скромный президент. Ему приписывают пока только «сноугеддон» (случившийся в Вашингтоне в 2010 году) и Sputnik moment, то есть момент, когда следует консолидировать усилия, чтобы не упустить технологического превосходства (это выражение прозвучало в докладе Конгрессу о положении дел в стране в 2011 году). Можно сказать, что вчера для Обамы наступил этот самый Sputnik moment – в лингвистическом, конечно, смысле.

весь блог
XS
SM
MD
LG