Ссылки для упрощенного доступа

Литовские эксперты – о "черной бухгалтерии" Виктора Успасских


Виктор Успасских празднует успех после парламентских выборов осенью 2012 года.
Виктор Успасских празднует успех после парламентских выборов осенью 2012 года.
В Литве разворачивается политический скандал вокруг так называемой черной бухгалтерии Партии труда. Три члена парламентской фракции ПТ во главе с ее лидером предпринимателем Виктором Успасских лишены мандатов депутатов Сейма.

Прокуратура уже шесть лет расследует обвинения в фальсификации финансовых документов Партии труда, уклонении ее лидеров от уплаты налогов и злоупотреблении ими служебным положением при распределении средств из европейских фондов. Виктора Успасских в рамках этого дела помещали под домашний арест, а в 2008 году – в Сейме прошлого созыва – лишали депутатской неприкосновенности. В 2009 году с этого политика снял иммунитет и Европейский парламент, членом которого Успасских стал после очередных выборов. В октябре-2012 Партия труда получила 29 мест в Сейме и участвовала в формировании правительственной коалиции вместе с социал-демократической партией. Однако в минувший четверг в парламенте фракция социал-демократов поддержала выводы специальной комиссии, указавшей на финансовые нарушения в Партии труда. Успасских все обвинения в свой адрес отметает, называя их политически мотивированными.

Многочасовое разбирательство в парламенте, ход которого транслировался по телевидению, продолжают широко обсуждать в Литве. Для многих этот вопрос – принципиальный. Решение депутатов разрешить производить судебные действия в отношении депутатов Партии труда президент страны Даля Грибаускайте назвала "достойным способом защитить не только честь парламента, но и всего государства". Политики и избиратели, голосовавшие за Партию труда, посчитали решение парламента расправой. Политолог Витаутас Думбляускас, например, подчеркивает прагматичную суть произошедшего: социал-демократы, "сдавшие" своих союзников по правительственной коалиции, показали, что партнеры им больше не нужны и что, скорее всего, в дальнейшем они постараются привлечь на свою сторону и электорат Успасских.

Успасских, в выступлении в Сейме заявивший кроме прочего, что его как политика преследуют спецслужбы не только Литвы, но и России, после заседания назвал произошедшее "актом мести старожилов парламента" – якобы за то, что на недавних выборах Партия труда набрала "слишком много" голосов. "А предательство социал-демократов, – сказал Успасских, – это дело их совести".

Следующее заседание по делу о "черной бухгалтерии" Партии труда в Вильнюсском окружном суде назначено на 10 января. Политолога Витаутаса Брувериса шокировали развязный тон и неподходящая для выступления в Сейме лексика лидера "трудовиков": "Успасских употребляет вульгарные выражения, которые можно только в подворотне услышать или в тюрьме… Было заметно: Успасских делает все для того, чтобы партнеры по коалиции уступили ему, давил на них изо всех сил. Этот человек не понимает принципов юридической прозрачности, у него такое представление о политике: если сидишь в одной лодке с партнерами, то нужно вместе грести, несмотря ни на что. И про то, что с ним произошло, он, наверное, выразился бы так: "пацаны так не поступают".

Успасских заявляет, что документы его партии были фальсифицированы, что под видом борьбы за финансовую прозрачность оппоненты чинят над ним расправу.
Член Сейма Пятрас Гражулис, говоря об этом деле, задался вопросом "А судьи кто?": "У нас двойные стандарты! Почти все партии прибегают к "черной бухгалтерии", но легко осуждают других! И самое важное: не мы иммунитет Успасских дали, а народ, избиратели. Избиратели знали про уголовное дело, про обвинения, но голосовали за Партию труда. А глас народа – это глас Божий".

Об уроках истории Партии труда рассуждает депутат Сейма, профессор Повилас Гилис: "В этой истории две составляющие – политическая и криминальная. По-моему, если примешиваются политические мотивы, не может быть объективного голосования. Даже если искать криминальные вопросы в этом деле – а я чувствую, что таковые есть, – то мы должны подняться над схваткой. Если подобные решения принимаются под политическим давлением – значит, Литва еще не Европа… Наши органы правосудия, к сожалению, поддаются политическому давлению властей. Вот результаты недавнего опроса общественного мнения: 37 процентов респондентов заявили, что Партию труда судят за то же, что беспрепятственно делают и другие партии, 22 процента респондентов считают, что данное дело – катастрофа юридической системы Литвы".

О "черной бухгалтерии" литовской Партии труда РС беседует с политическим обозревателем вильнюсского журнала "Вяйдас" Аудрюсом Бачулисом.

– Многие ли в Литве считают, что партия Успасских и сам этот политик и бизнесмен – люди, которые пытаются в Вильнюсе проводить политику Москвы?

– Так думает немалая часть литовского политического класса, люди образованные, склонные к анализу ситуации в стране. Но я сам в этом не уверен. Кто такой Виктор Успасских? Он был посредником допутинского "Газпрома" в Литве. В Москве поменялась власть, сменили и посредников, и он оказался отстраненным от денежных потоков. До этого Успасских любил говорить: "У меня бизнес простой. Я подъехал к счетчику, снял показатели – и знаю, сколько у меня денег". Однако ему пришлось пуститься в свободное плавание. Успасских неоднократно пытался восстановить свое положение посредника, и ради этого был готов пойти на соглашения с Москвой. Но думать, что он какой-то там специально внедренный Кремлем – это вряд ли.

Примерно в 2000 году Успасских стал депутатом парламента, без партии, самостоятельно. Потом, когда он пообтерся в Сейме, увидел: одному там, пускай даже влиятельному и богатому, делать нечего, и стал создавать свою партию. В 2004 году, имея за собой 40 голосов поддержки депутатов Партии труда, он начал вставлять палки в колеса тем фирмам, которые стали новыми газовыми посредниками, проталкивал поправку к законам, которые позволили бы вытолкнуть нынешних посредников и самому занять их место. Он главным образом и сейчас борется за восстановление своего места "у трубы".

– Будет ли доведено до конца дело о нарушениях в финансировании Партии труда?

– Похоже, что да. Достаточно было последить за поведением Успасских на протяжении минувших двух недель, чтобы увидеть, как сильно он боится лишения иммунитета. Надо было видеть, как менялся цвет его лица, когда он ожидал оглашения результатов голосования. Сначала был такой сине-бордовый, а потом посерел, как бумага… Уже то обстоятельство, что прокуратура переквалифицировала обвинения в его адрес с "халатности бухучета" на "мошенничество в крупных размерах" (срок до 8 лет), говорит само за себя.

– Если бы Успасских был литовцем, а не гражданином Литвы русского происхождения, то ситуация выглядела бы сугубо "внутриполитической". Однако, очевидно, сторонники Успасских теперь будут играть на том, что речь идет о притеснении лидера "русской" партии и русских в Литве вообще. Может ли эта история повлиять на отношения граждан Литвы разных национальностей, как вы думаете?

– Конечно, нет. Еще несколько лет назад – особенно когда в Европарламенте рассматривали вопрос о неприкосновенности Успасских – он пытался играть на национальной карте, дескать, я русский, меня поэтому и преследуют. Но сейчас даже слова на эту тему произнесено не было. Успасских национальную карту выбросил, по крайней мере в Литве он ее не использует. Да и в самой партии Успасских, по-моему, он один только русский и есть, во всяком случае, среди видных фигур.

– Он говорит по-литовски?

– Да, с акцентом. Но создается впечатление, что Успасских сознательно говорит с акцентом. Это часть его имиджа.

– С чем Литва выйдет из этой истории? Это будет плюс для относительно молодой литовской государственности?

– Ситуация последних двух недель – это, можно сказать, зеркальное отражение того, что происходило в Литве в 2004–2006 годах, когда Успасских впервые прошел в парламент со своей партией. Тогда для того, чтобы лишить его мандата, понадобилось два года, а сейчас хватило двух недель. Литовские "левые" и "правые" нашли общий язык, осознали, что играть друг против друга, используя Успасских и его партию как шары для боулинга – наносить вред самим себе. Конечно, у социал-демократов и у правых партий – разные интересы, но наконец установилось понимание: в отношении таких, мягко говоря, нечистоплотных в финансовом плане политиков надо "подводить черту". То, что было приемлемо шесть лет назад, уже, к счастью, неприемлемо в Литве сегодня. Бумаги из "черной бухгалтерии" Партии труда показывают, что сбор 5% дани с желающих получить европейские деньги, которые контролировали министры от Партии труда, был поставлен буквально на поток. Это ни в какие ворота не лезет.

Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»
XS
SM
MD
LG