1 ноября. Смерть в Акапулько, тюрьма Марии Алехиной
1 ноября. Смерть в Акапулько, тюрьма Марии Алехиной
Díade los Muertos: пражские мексиканцы раздают сахарные черепа в парке, где гулял и губил капустниц Набоков. Читаю в дневнике писателя Дмитрия Сумарокова (он же Амир Ваддах аль-Амири, автор повести «Лунный фарш» о трудном приземлении Валентины Терешковой) историю настоящей мексиканской смерти, случившейся позавчера. В Акапулько погиб акробат Антон Алферов, в юности работавший в Cirque du Soleil. Полиция говорит, что он покончил с собой в тюремной камере: бился головой об унитаз и решетку. Причина ареста неизвестна. Перечитываю Берроуза, воспоминания о Мехико 1949 года, о легкости мексиканской смерти. Прохожий спрашивает дорогу у крестьянина. Тот пытается ему помочь, водит кругами, потом понимает, что не имеет понятия, где эта дорога находится, хватает булыжник и убивает прохожего, чтобы не надоедал.
Художница из Вены Анна Ермолаева отыскала в Перми Марию Алехину из Pussy Riot. Получилось почти случайно. Анна приехала в Пермский край посмотреть места, где когда-то жила семья ее отца: в 1930 году всех раскулачили и сослали. Ссыльные построили деревню Сурмак, теперь там живут потомки ээков и охранников. Ей удалось найти родственников, оставшихся в этих краях. ГУЛАГ жив и процветает: колючая проволока повсюду. Анна Ермолаева фотографировала заброшенную зону Трактовая: кривобокие вышки, пустые бараки (на стене надпись: «Вину признать мало»), штрафной изолятор. В один из лагерей должны были этапировать Алехину, но Анна выяснила, что Мария находится «на карантине» в самой Перми, в СИЗО №5 на Соликамской улице. Об этом никто не знал – даже мать Алехиной. Удалось передать в тюрьму овощи и фрукты, Алехина – вегетарианка.
Пермские снимки появятся на огромной персональной выставке Анны Ермолаевой, которая 18 ноября откроется в городе Кремс, Нижняя Австрия. Анна предложила мне поставить рядом фотографии заброшенной зоны и СИЗО, где сидит Алехина – старый ГУЛАГ и новый, найдите семь отличий.