В Петербурге открылся Всероссийский медицинский конгресс, перед началом которого прошла очередная акция в защиту одного из старейших и знаменитых медицинских учреждений России – Военно-медицинской академии.
Скандал вокруг переезда Военно-медицинской академии начался еще в январе, когда стало известно, что для одного из старейших вузов страны строится новый комплекс в Сестрорецке, в районе станции Горская. Первое время волновались только средства массовой информации и гражданские активисты, но летом скандал перешел в следующую фазу – против переезда начало выступать и руководство академии. Предвестья скандала стали заметны еще в 2007 году. Об этом говорит председатель общественной организации «Общество сохранения исторического наследия Военно-медицинской академии» Александр Редкокаша.
– Перенос ВМА – это завершающий этап в комплексе мер по ее уничтожению. Он – лишь часть всех мероприятий, направленных на уничтожение.
Среди этих мероприятий Александр Редкокаша, сам в прошлом военный врач, называет сокращение набора на младшие курсы, кадровые сокращения офицеров медицинской службы более чем в 2 раза за последние 5 лет, сокращение финансирования академии.
– Низкие ставки, сокращение среднего медперсонала, создание такой атмосферы, что все уже кончено, и переезд в Горскую неизбежен. Такая депрессивная обстановка в академии уже много лет. А о распоряжении президента о переезда от 2010 года в прессе не было ни слова – полтора года никто ничего не знал, включая начальников академии.
Всплеск возмущения вызвали заверения Министерства обороны, что за академией сохранят старые здания на улицах Академика Лебедева и Боткинской, где музей, архивы, библиотеки и помещения для конференций, а в Горскую переедет только клиника. Но именно это и означает, по мнению специалистов, уничтожение Военно-медицинской академии.
– Нас не устраивают ответы минобороны: все это занимает одно-два здания, а зданий у ВМА 111, из них 30 – памятники, это три огромных квартала в центре. Инициатива переезда исходит от минобороны. ВМА имеет все предпосылки для развития на своих исторических территориях. Сейчас там строится гостиница вместо нового общежития для курсантов, а месте старых общежитий можно было построить тот же многофункциональный центр. Мы относимся с недоверием к увеличению мощности академии при общей тенденции сокращения вооруженных сил и военной медицины. На фоне закрытия 4 военных госпиталей такой маниловский проект мы считаем нецелесообразным.
Активист уверен, кто кто-то решил погреть руки на очередном мегапроекте, где на кону стоит огромный участок земли в центре города, с видом на стрелку Васильевского острова и Троицкий мост. Общество защиты Военно-медицинской академии образовалось летом и уже успело провести множество уличных акций, пикетов, живых цепочек, включая пикет 17 октября перед началом Всемирного медицинского конгресса, посвященного 180-летию Сергея Боткина. Активисты уверены, что нужно всеми силами привлекать внимание общества к проблеме, они не верят недавнему заявлению Владимира Путина, что академия останется на месте, и считают, что чиновники минобороны вводят президента в заблуждение –
ведь ни одного распоряжения или указа на этот счет пока нет. А вот завкафедры неврологии ВМА Ярослав Одинак уверен в обратном – что волноваться нечего, поскольку новый комплекс никогда не построят.
- Пока это проект. Такой необходимости нет – нужно оптимизировать то, что есть на месте. На новый центр нужны огромные деньги, а их у государства нет. Обидно, что такая база не используется в интересах страны. Школа создается десятилетиями, разрушить легче всего, а потом что-то создавать на этом месте?
Интересно, что за сохранения Военно-медицинской академии на своем месте выступили все петербургские депутаты, проявив в этом вопросе редкое единодушие. Говорит депутат-яблочник Александр Кобринский.
- Единогласно принимали обращение к президенту о недопущении переезда ВМА в Госкую – т.е. ее фактического уничтожения. В этом вопросе – оттенок рейдерства, чей-то интерес к площадям академии. Мы потеряем очень хорошую клинику с профессиональными врачами и оборудованием. Тяжело больного человека из Петербурга в Горскую просто не довезут, это всем понятно. Тем не менее, мы получили просто оскорбительный ответ от минобороны. Когда они говорят, что тут будет музей и учебный процесс, а клиника там – разве не ясно, что и там, и там одни люди. Это катастрофа, ведь ВМА не только военных лечит.
Петербургские депутаты и общественные активисты намерены продолжать борьбу за то, чтобы Военно-медицинская академия осталась в своих старых стенах.