Ссылки для упрощенного доступа

Банк России: инфляция опаснее замедления роста экономики


Центральный банк РФ
Центральный банк РФ
Риски инфляции в России перевешивают риски замедления экономического роста, заявил во вторник журналистам на открывшемся в Москве форуме “Россия зовет” первый заместитель председателя Центрального банка Алексей Улюкаев.

Через три дня Банк России будет принимать очередное решение по своим основным процентным ставкам, и г-н Улюкаев не исключил нового их повышения.

В теории - сколько-нибудь существенный рост экономики любой страны традиционно сопровождается некоторым ускорением инфляции, большим или меньшим, хотя это правило и не абсолютно универсально. Нередко как экономический рост, так и спад могут отмечаться на фоне относительно стабильных темпов изменения цен.

В России текущий рост ВВП существенно замедляется: после годового прироста в первом квартале года на 4,9%, во втором он составил лишь 4%, а многие экспертные прогнозы по году в целом едва превышают 3%.

Инфляция, наоборот, ускоряется. К концу сентября годовой прирост цен превысил 6,5%, тогда как в прошлом году в целом – 6,1%. Какой-то устойчивой, постоянной взаимосвязи темпов экономического роста или спада и темпов инфляции в России в последние годы не наблюдалось, отмечает главный экономист инвестиционной компании “Тройка Диалог” Евгений Гавриленков: например, глубокий спад 2009 года сопровождался примерно той же “фоновой” инфляцией, что и годом ранее, когда экономика демонстрировала внушительный рост.

Нынешнее замедление экономического роста в России во многом стало следствием проблем в Европе, которые привели к сокращению спроса на традиционные товары российского экспорта - газ, нефть или металлы. “Я бы не стал противопоставлять эти два фактора - торможение экономики и ускорение инфляции – по уровню рисков, - говорит Гавриленков. - Думаю, оба фактора равнозначны в нынешних условиях”.

Многие эксперты полагают, что инфляция в России в целом носит, скорее, немонетарный характер, то есть в несколько меньшей степени, чем в других странах, связана с динамикой общих объемов денежной массы, находящейся в обращении. Поэтому российскую инфляцию часто называют “инфляцией издержек”.

Повышение закупочных цен в промышленности – на сырье, материалы, газ или электроэнергию – неизбежно увеличивает общие издержки производителей, поясняет главный экономист инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Алексей Девятов, и во многом инфляция издержек в России связана с ежегодной индексацией регулируемых государством тарифов. “Эта индексация раскручивает маховик инфляции издержек, когда производители товаров и услуг во всей экономике вынуждены закладывать более высокие тарифы в свои цены”.

В середине сентября Центральный банк повысил на четверть процентного пункта свои базовые процентные ставки. Удорожание заемных денег в принципе ведет к замедлению роста цен в стране. А уже вскоре, не исключено, Банк может вновь повысить ставки. Однако говорить о каком-либо антиинфляционном эффекте явно преждевременно, полагает
Евгений Гавриленков, не исключая, что эффект может оказаться и противоположным.

По его словам, дело не столько уровне ставок, сколько в недавних действиях ЦБ: в середине года он резко расширил объемы рефинансирования банков не через рыночные механизмы РЕПО, а через предоставление кредитов на не вполне рыночной основе - под разного рода поручительства и неликвидные активы.

Действия Банка России, в свою очередь, были обусловлены несколько парадоксальными действиями Министерства финансов, продолжает Гавриленков. За первые восемь месяцев года им был накоплен внушительный профицит - порядка 530 млрд рублей. И параллельно, даже располагая профицитом, Минфин продал на внутреннем рынке своих облигаций примерно на 250 млрд рублей. Эти деньги были изъяты из экономики во втором квартале. “Проблемы с ликвидностью моментально обострились, и чтобы их ослабить, Центральный банк в течение всего нескольких недель влил в финансовую систему внушительные объемы ликвидности, что, соответственно, стимулировало ускорение инфляции”.

Помимо такого рода монетарных факторов или удорожания продовольствия – как в России, так и в мире, текущий рост потребительских цен в стране стимулируется и продолжающимся бурным ростом потребительского кредитования, годовые темпы которого превышают 40%, добавляет Алексей Девятов. Такой рост объемов кредитования означает значительное расширение потребительского спроса. Это, с одной стороны, вызывает рост предложения, частично покрываемого за счет импорта, а с другой стороны, часть расширения спроса всегда перекладывается на цены. “Поэтому бурный рост кредитования - это всегда фактор инфляции”, - заключает Девятов.

Очередное заседание совета директоров Банка России, на котором будут обсуждаться вопросы политики процентных ставок, запланировано на 5 октября.
XS
SM
MD
LG