Ссылки для упрощенного доступа

Стоит ли ждать социального взрыва в России?


В Москве и во многих других городах России 22 сентября проходят акции протеста против роста тарифов на услуги ЖКХ. В отдельных городах люди выходили также с требованием честных выборов 14 октября.

На митинги под социальными лозунгами своих сторонников вывели коммунисты. Ко всероссийской акции протеста КПРФ присоединились и другие движения, в том числе "Левый фронт". Его лидер, Сергей Удальцов, сообщил в своём блоге Twitter, что на митинг в Москве собралось около трёх тысяч человек. Главные требования акции – заморозить тарифы ЖКХ и провести независимый аудит тарифов. Участники акции также потребовали досрочных выборов в Государственную думу.

Это уже не первая совместная акция "системной" и "несистемной" левой оппозиции. Во время третьего "Марша миллионов" 15 сентября коммунисты Геннадия Зюганова принимали участие в митинге, с трибуны выступал официальный представитель КПРФ Андрей Клычков.

Политолог Дмитирий Орешкин полагает, что объединение "левых" сил – процесс неизбежный:

– Рано или поздно путинская номенклатура будет вынуждена освободить место. И если ещё 5 лет назад была теоретическая возможность перехода власти в руки более демократичной и свободной, то теперь понятно, что следующей властью в России будет "левая". Левый фланг предлагает очень простое и совершенно неправильное объяснение происходящего людям: собственность отобрали у народа, разрушили общенародное государство и создали государство буржуазного класса. Рассуждение о том, что дело не в буржуазии, а дело в номенклатурном бюрократическом обществе до людей доходит трудно. А идеи "отобрать и поделить" – легко. Поэтому объединение левых сил практически неизбежно. Уличный протест приобретает более "левацкий", провинциальный характер. Московская публика, которая стояла у истоков протеста – Парфёнов, Акунин, Улицкая, – понемногу отходит в сторону, на ее место приходят более агрессивные сторонники левых идей. Тут было бы крайне глупо со стороны КПРФ не продемонстрировать свою поддержку этим движениям, – считает политолог Дмитрий Орешкин.

22 сентября в Москве, Иваново и Брянске объявлен "единый день действий против развала медицины" – акция протеста с требованием отменить действие недавнего вступившего в силу 83 федерального закона.

Вот что рассказывает одна из участниц митинга в Москве Марина Попова:

– Инициаторами этой межрегиональной акции были медики, участники независимого профсоюза "скорой помощи" из Иванова. Один из участников этого профсоюза сейчас незаконно уволен с работы и судится за то, чтобы восстановили. Его зовут Эдуард Калиманов. Эти протесты против общей политики российских властей, и не только в отрасли медицины, но также и в отрасли образования и других.

– Но это протесты против недавно вступившего в силу 83-го федерального закона, верно я вас понимаю?

– 83-й федеральный закон – закон об автономных учреждениях. В нём сказано, что большая часть социальных учреждений может добирать недостающее им финансирование платными услугами. Естественно, это огромный соблазн для руководства этих учреждений. В ходе реализации этого закона происходит сокращение учреждений, сокращение персонала, происходят так называемые "стимулирующие выплаты". Это значит, что базовая зарплата работника невелика, а большую часть его реальной зарплаты составляют так называемые "стимулирующие выплаты", премии, которые зависят исключительно от воли его начальства. Если начальство чем-то недовольно, например, тем, что работник является участником независимого профсоюза, то он может лишить его всех "стимулирующих выплат" и оставить на нищенском, базовом окладе.

– У вас есть четкие требования?

– Требования – отменить как федеральный закон 83, так и другие законы, в частности, закон об образовании, в результате которого школы были переведены на "подушное финансирование" Также мы требуем увеличить финансирование социальной сферы, которое сокращается с каждым годом.

– Ваше движение как-то пересекается с теми гражданскими акциями, которые проходили в России в последнее время?

– Часть участников этого движения участвовала в этих общегражданских акциях, но мы зовем людей независимо от их политической позиции. Нас интересует то, что человек выступает против развала социальной сферы, а не то, за кого и против кого он голосует на выборах, – заключает Марина Попова.

Стоит ли ждать в ближайшее время ждать массовых акций протеста, связанных с социальными требованиями? С этим вопросом РС обратилось к директору Института социальной политик Высшей школы экономики Сергею Смирнову:

– Я полагаю, что массовых протестов не будет. Причина состоит в том, что власть плюет, как говорится, по очереди и в разные группы. Единственное, когда она "плюнула" капитально, – это были выборы в Государственную Думу. Тогда, понятно, что это возмутило всю общественность. Дальше она начала "плевать" очень дифференцировано. Скажем, развал медицины, так называемое образование и так далее. Да, сейчас они помитингуют, да, какие-то вещи, возможно, изменятся, но глобально ситуация останется прежней. У субъектов процесса сейчас нет той глобальной идеи, которая бы объединяла всех. Те же самые декабрьские митинги в 2011 году были понятны абсолютно всем политическим силам. Но они слишком разнородны по своим политическим воззрениям – те же коммунисты, либералы, тот же господин Удальцов и тот же господин Навальный.. Они абсолютно несовместимы, абсолютно неспрягаемы. Единственное, где они могут сойтись – на почве человеческой порядочности, как это было например, в Крымске. Это действительно был некий консолидат, абсолютно разные люди и добровольческие движения отправляли в Крым. Поэтому возможны локальные протесты, но, полагаю, массовые – едва ли, считает Сергей Смирнов.
XS
SM
MD
LG