Ссылки для упрощенного доступа

Геленджик - "черные копатели" крадут черепа


Геленджик. Римская сторожевая башня
Геленджик. Римская сторожевая башня


Они грабят древние захоронения и раскапывают курганы с дольменами, но самое страшное - стирают за собой историю Геленджика и его окрестностей. Раньше их называли черными копателями, но теперь речь идет о черных археологах - у них профессиональные инструменты и даже металлоискатели.

Черные археологи бродят по лесной местности в поисках уникальных вещиц, которые для них – всего лишь способ заработать. Порой им удается найти что-то по-настоящему ценное и тогда история скифских племен и черкесских поселений становится менее понятна тем, для кого её изучение является делом жизни.

Подобных прецедентов в последние годы было немало. Рассказывает младший сотрудник Кубаньэкспертизы по охране памятников Геленджика Наталия Волнина:

Это очень больная тема, потому что очень много разграбленных и разбитых памятников. Даже если походить по лесу, то можно встретить раскопанные курганы и за собой, причем, не закопанные. Получается, что кости человеческие разбросаны на определенный метраж. А самое обидное, что, по сути, в этих захоронениях ничего нет. Если взять черкесское: сабля, бляшечки от сапог, от ремня – и все. Это не так ценно. Ценен сам ритуал. Для археолога ведь важна каждая мелочь, та же бусинка имеет определенное значение. А им важен метал.

Как говорит Наталия Волнина, обычных вандалов в Геленджике тоже хватает. Причем, они не гнушаются даже человеческими костями:

Когда велись раскопки, мы нашли черкесское захоронение, но у нас этот скелет украли за ночь. Мы все можем понять, но зачем людям кости людей? Мы нашли этот скелет днем, его расчистили полностью, сфотографировали – по законам археологии должен художник все зарисовать, чтобы в отчетах это было. У нас девушка-художник прибегает утром в лагерь и говорит, что скелет украли. Кто-то потом приходил и рассказывал, что знает похитителя, и что он сделал из этого черепа пепельницу. Разве это нормально? Нет, не нормально. Кто знает, может, это был его родственник.

Краевед, участник археологических экспедиций Сергей Размахнин о черных копателях знает не понаслышке. Почти 15 лет назад он приехал из Краснодара в геленджикское село Архипо-Осиповка в поисках дольменов. Когда начали исследовать один из курганов, оказалось, что под ним скрывается Римская сторожевая башня, относящаяся к I веку нашей эры. Но, к сожалению, не все находки с нее археологам удалось сохранить:


Там вокруг дольменов сплошные захоронения скифского образа – народа того времени. Это примерно 2300 лет назад. Мы когда уходили на зиму, там копались. А здесь у башни мы вскрыли передний край, за зиму нам хорошо «помогли» - унесли нащечник с римского шлема, даже знаю, кто. Здесь их было два, но один мы нашли позже, а второй где-то уже успели продать. Черные археологи ходят по этому лесу, копают.

Саму Римскую башню местные жители не раз пытались растащить на камни. И уже давно от нее ничего бы не осталось, если бы Сергей Размахнин не поселился тут же - прямо у подножия памятника.

Фундамент здесь из крепкого камня - песчаника. Или по речке ходить его же собирать и в машину кидать, а здесь машину сюда прямо подогнали – тут же не было ничего – кидать сверху гораздо проще, и сразу куча камней. Стенку переднюю вывезли почти всю. Здесь подняли шум, нашли эти машины и куда вывезли. В итоге сейчас все успокоились и не трогают эту башню.

По словам археолога, черные копатели – это те же местные, жители Архипо-Осиповки, а также сел Тешебс и Текос. Он не раз натыкался в лесу на следы их изысканий. И отчасти благодаря таким «копачам» обнаружил уникальный дольмен:

Здесь один дольмен в Назаровой щели, это совсем рядом – он уникальный, выходит из общего круга. Он под курганом, стоит на обрыве, над морем – он такой пока единственный. Его капнули «черные». Там был небольшой высоты курганчик, может, метров пять в диаметре. Они капнули и нарвались там на дольмен. Его передняя плита несколько отличается от обычных – там диаметр отверстия 60 сантиметров, а обычно 38-42. Я его сфотографировал и обратно закопал – до лучших времен. Там масса костей, масса керамики. В дольмене для копачей нет ничего интересного, а для науки есть.


Сергей Размахнин покидать Римскую башню не намерен, как и не собирается «воевать» с черными археологами. Он и дальше будет охранять памятник, и говорит, что пока он здесь, башня будет цела.
XS
SM
MD
LG