Ссылки для упрощенного доступа

Стремление к "советской Олимпиаде"


Делегация Туркменистана от церемонии открытия Олимпиады в Лондоне. 27 июля 2012 г
Делегация Туркменистана от церемонии открытия Олимпиады в Лондоне. 27 июля 2012 г
Великодержавный китайский олимпизм. ТВ заставляет футболистов играть в жару. Если бы допинг не был запрещен... Эти темы освещаются в российской спортивной прессе.

Семен Новопрудский в колонке на сайте "Газета.Ру" пишет, что Китай на Олимпиаде в Лондоне реализует неизбывную обывательскую российскую империалистическую мечту о великой спортивной державе, которая выигрывает кучу медалей и противостоит самим Соединенным Штатам. Раньше на месте Китая был СССР. Возможно поэтому у нас по-прежнему есть люди, который продолжают считать медальный зачет, как если бы Советский Союз существовал до сих пор – плюсуя к российским медалям казахстанские, белорусские, грузинские, узбекистанские…

Вместе с военной мощью и размером территории большой спорт был единственным относительно честным показателем масштаба державы. Теперь нет ни того, ни другого. И больше не будет. Ну, разве только территория по-прежнему очень велика.

Тщеславие – свойство людей, а не стран, но распространяется на государства вирусным путем. Поэтому обычного и естественного переживания за своих многим из нас не хватает: мы упорно считаем, у кого больше медалей. Особенно это касается государств, население которых приучено к большому количеству олимпиоников. Мы даже забываем, что эта меркантильная тяга к чужим медалям (за исключением некоторых звезд первой величины в медийных видах спорта большинство своих олимпийских чемпионов даже продвинутые болельщики не знают по имени) прямо противоречит принципам олимпизма. "Главное — не победа, а участие", фраза Этельберта Талбота, епископа из Пенсильвании, с 1908 года остается неофициальным девизом Олимпиад. Правда, слово "участие" в ней означает вовсе не "присутствие", а "помощь", но девиз этот очень важен особенно на летних Олимпиадах. Когда в Играх, как сейчас в Лондоне, участвуют 205 стран, совершенно очевидно, что полторы сотни из них точно останутся безо всяких наград. Им остается только участвовать.

При этом торжество Китая, все активнее приближающегося к США в этом неофициальном, но всеми ведущемся командном зачете по олимпийским наградам, вызывает в мире большие сомнения. Когда китаянка Е Шивень плывет последний полтинник на дистанции 400 метров кролем со скоростью мужчины, неудивительно, что мировая спортивная пресса устами экспертов начинает активно рассуждать о тайных достижениях китайской медицины, не подпадающих под антидопинговые конвенции.

А Россия, даже если по инерции играть в игру "олимпийский Союз" и суммировать наши медали с наградами бывших советских республик, все равно уже не угонится ни за США, ни за Китаем.

Хотя у самой этой игры есть один положительный момент: мы естественным образом болеем за украинцев, грузин, литовцев как за своих, даже несмотря на сложность политических отношений с этими государствами. В этом смысле спорт делает нас адекватнее по отношению к бывшим соседям по советской коммуналке. Но "советская Олимпиада" существует в головах исключительно у российских любителей большого спорта. Для Казахстана, Грузии, Украины каждая олимпийская медаль – как раз личное достижение этих независимых государств, а иногда даже важное подтверждение самого их существования в концерте мировых держав.

Если представить себе командный зачет Олимпиады как соревнование советских республик, Россия в нем победит, хотя долгое время отставала по количеству золотых наград от Казахстана. Но советских медальных показателей мы в обозримом будущем (на самом деле, скорее всего, уже никогда) не достигнем.

Впрочем, великодержавный олимпизм – самый извинительный, вегетарианский вариант шовинизма. Даже чистейшей прелести чистейший образец демократии Канада страстно, с упорством какой-нибудь старой империи, скорбящей об утраченном величии, желала выиграть командный зачет домашней зимней Олимпиады-2010 в Ванкувере. И выиграла. Наши чиновники после ванкуверского провала тоже хором заявляли о необходимости завоевать больше всех наград на Играх в Сочи. Но в последнее время на этот счет, по крайней мере, в публичном пространстве, как-то успокоились. Может быть, осознают, что все равно не получится. И лучше лишний раз не раздражать народ невыполнимыми обещаниями. Главное – провести эти зимние Игры на летнем курорте так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные миллиарды. Чтобы церемония открытия была не хуже лондонской: не по смете, не по размаху спецэффектов, а по внятности рассказа об истории страны, наличию самоиронии и человечности интонации. Ведь по церемониям открытия и закрытия Олимпиад можно судить о стране не менее точно, чем по ее экономическим достижениям, политической системе или состоянию образования.

…К слову, ровно 32 года назад закрывались летние Олимпийские игры в Москве, ставшие, как оказалось впоследствии, реквиемом по советской империи. Весь мир помнит не стройные колонны физкультурников из массовки, которые должны были символизировать мускулистую мощь великой державы, а гигантского, нелепого, доброго, совершенно неспортивного вида плюшевого мишку, улетавшего в небо на воздушных шарах и одновременно плакавшего на табло по завершившемуся празднику спорта.

Это был апофеоз обезоруживающей трогательной человечности в исполнении страны, не без оснований заслужившей титул «империи зла».

В отсутствии США и других держав, устроивших тем играм бойкот за Афганистан, советские спортсмены выиграли рекордное количество медалей, потешив самолюбие нации. Но Олимпиада – всего лишь главное спортивное состязание человечества. Это не вопрос жизни и смерти, позора или величия нации. Количество олимпийских медалей не делает страну лучше или хуже. И чемпионами становимся не мы с вами, а наши или не наши спортсмены.

* * *

Корреспондент газеты "Спорт-Экспресс" Александр Просветов пишет о странностях отношений телевидения и РФПЛ.

"В жару днем больше играть не будем", – поспешили объявить СМИ, информируя о рабочем совещании РФПЛ с участием телевизионщиков. На нем было принято решение о том, что до сентября матчи премьер-лиги будут проходить после 17 часов.

И вот РФПЛ сообщает время начала матчей 3-го и 4-го туров. И что же мы видим? Предназначенная для телетрансляции субботняя игра ЦСКА – "Зенит", которая к тому же состоится на искусственном покрытии "Лужников", назначена все на те же 13.30. Как и встреча "Зенит" – "Спартак" еще через неделю.

Но вернемся в понедельник. "Сейчас мы стараемся решить вопрос с НТВ, – сказал тогда исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан. – На этом канале работают реалисты, так что, надеюсь, проблем не возникнет. Решение скорректировать время начала матчей связано с тем, что РФПЛ учитывает мнения болельщиков и футболистов. Мы хотим, чтобы они чувствовали себя комфортно во время игр. А прогноз погоды говорит о том, что в ближайшее время на всей территории России установится высокая температура."

На следующий день, когда в Доме футбола состоялась пресс-конференция по итогам первых двух туров национального первенства, тон у Чебана был уже менее решительный:

– Мы хотим, чтобы люди могли смотреть футбол в комфортных условиях, а футболисты соответственно в комфортных условиях играть. Мы предлагаем, чтобы матчи начинались в пять, семь и девять часов вечера. К сожалению, руководитель основного вещателя сейчас в отпуске. Но президент РФПЛ Сергей Прядкин общается с представителями НТВ – и к вечеру вторника вопрос должен решиться. Мы понимаем телевизионщиков – у них есть сетка. Однако в жару футболистам сложно демонстрировать высокие скорости и интересный футбол.

Увы, "реалисты" исходят из собственных реалий. У них субботним вечером на общедоступном НТВ идут "Русские сенсации" и "Ты не поверишь!". Страна с упоением ворошит грязное белье артистов и политиков, смакуя сплетни. Это – рейтинг и заодно лицо телеканала. А футбол он показывает так, словно делает одолжение.

Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. С "НТВ Плюс" недавно подписан трехлетний контракт на 100 миллионов долларов за вычетом 20 миллионов, которые должны пойти на развитие "Лиги ТВ". Но это невеликие деньги даже по сравнению с Турцией, где тоже есть супермегаполис, и средний уровень жизни сопоставим с российским. В начале 2010 года мне довелось побывать в Стамбуле и услышать от генерального секретаря Турецкой федерации футбола Ахмета Гювенера рассказ о том, что в январе состоялся аукцион телеправ с участием четырех компаний, и в результате лига зарабатывает в год по 420 миллионов долларов.

А у нас за 33 миллиона в год телеканал получил право не только показывать, но и определять, когда должны начинаться гладиаторские бои. Тем более что хозяева гладиаторов, подписывая контракт и стремясь заработать, не ставят условия насчет жары. Хотя оно касается лишь одного-двух месяцев в году. В декабре клубы будут счастливы играть в 13.30, а не в 21.00.

Иногда приходится слышать, что за те деньги, которые платят футболистам, можно через пустыню пешком топать. Ветераны вспоминают, как играли где-нибудь в жуткий зной, – и ничего, выжили. Но это звучит как "А мы в войну одним хлебом питались". Экстремальные ситуации случаются, но зачем их создавать на ровном месте?

Денис Глушаков пошутил в интервью "СЭ": "Мы – как животные в зоопарке. Загнали в клетку на палящем солнце – и все". Неточный образ, Денис. Животные в полдень уползают куда-нибудь в тень, и их не заставишь бегать на усладу публике.

* * *

Корреспондент сайта "Газета.Ру" Александр Борисов исследует мнения специалистов о том, до какого уровня могла бы поднять наука спортивные достижения человеческого организма, если бы допинг не был запрещен.

Британский легкоатлет Дуэйн Чемберс сейчас продвигает среди своих коллег честный спорт без допинга и так же честно собирается выступить на Олимпиаде в Лондоне, однако с 2003-го по 2006 год он сам был отстранен от соревнований за употребление запрещенных препаратов. Чемберс признал, что для улучшения спортивных результатов применял аж шесть различных «лекарств»: два анаболических стероида и гормон роста, чтобы ускорить восстановление мышц, печально известный в России гормон эритропоэтин, чтобы повысить гемоглобин и тренироваться больше и чаще, гормон щитовидной железы лиотиронин, чтобы избавиться от вялости мышц, и нарколептический препарат модафинил, чтобы снизить время реакции.

В общем-то, история допинга такая же древняя, как история самих Олимпиад: древнегреческий врач Гален, которого читали и римляне, и средневековые ученые, признавал положительное влияние некоторых трав и грибов на спортивные результаты атлетов.

Несмотря на активную борьбу с допингом, специалисты признают, что он очень и очень распространен в современном спорте, поэтому все чаще звучат призывы к его легализации.

"Если наша задача – защитить здоровье спортсменов, то легальный допинг, принимаемый под наблюдением врачей, был бы лучшим выходом. Всемирное антидопинговое агентство (WADA) тогда будет преобразовано в Допинговое агентство, цель которого – инвестировать в развитие безопасных средств улучшения спортивных показателей", – полагает Энди Миях, специалист по медицинской этике из Университета Западной Шотландии.

Сама по себе наука не может разрешить этическую головоломку допинга, но она может показать, чего бы добились атлеты, если бы им было позволено все.

В улучшении силовых характеристик человеческого тела сегодня наиболее преуспели препараты из широкого семейства анаболических стероидов. Число их постоянно растет, так как синтетики создают все новые и новые модификации, маскирующие препараты и позволяющие спортсменам выйти сухими из воды.

"Сегодня существуют около двух тысяч модификаций молекулы стероида, которая может сделать вас большим и сильным", – утверждает Дон Катлин, фармаколог из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Вещество действует в организме так же, как и тестостерон, запуская синтез белков и, соответственно, строительство новой мышечной ткани. Курс стероидов в сочетании с тренировками может увеличить физическую силу мужчины на 38%, женщины – и того больше.

Еще одно популярное средство – гормон роста IGF1. Он также ускоряет рост мышечной массы, однако в этом случае нет уверенности, что мощь тоже возрастает. Всего одно исследование, проведенное на бегунах-любителях, показывает четырехпроцентный рост скорости движения. С одной стороны, это мало, а с другой – представьте, какие сотые доли секунды определяют победы на 50-метровке или 100-метровке.

В стайерских видах спорта, где сила не так важна, как выносливость, царит эритропоэтин – допинг, позволяющий повысить число красных кровяных телец, необходимых для перенесения кислорода с кровью ко всем органам нашего тела. Другой вариант – прямая пересадка эритроцитов. Результаты очень неплохие: выносливость повышается до 34%. Спортсмены из исследуемой группы после использования допинга улучшили свой результат на дистанции 8 км на целых 44 секунды. Более того, найдены свидетельства того, что есть и дополнительный положительный "побочный эффект": гормон влияет на мозг спортсмена, повышая мотивацию к тренировкам. В этом виде допинга атлеты делают своими соучастниками фармкомпании: лекарства, легально производимые для лечения, например, мышечной дистрофии или нарушений функций печени, незаконны в качестве допинга у здоровых спортсменов.

Есть и легальные виды "допинга" – прежде всего к ним относятся пищевые добавки. "На 98,5% это надувательство", – признает Конрад Эрнест, физиолог из Университета Бада. Однако одна добавка действительно помогает некоторым спортсменам – это креатин, который поддерживает синтез молекулы АТФ, которая принципиально важна для переноса энергии во время физических упражнений. Согласно исследованиям Эрнеста, спортсмены, принимающие креатин, работают на 8% лучше.

Другой эффективный допинг больше напоминает "бабушкин рецепт" – это сок свеклы. Он повышает уровень оксида азота в крови, улучшая эффективность использования кислорода мышцами. Те, кто пьет сок свеклы, способны задержать дыхание на 11% дольше, чем не пьющие его. Это весьма невредно пловцам, которые таким образом могут минимизировать число вдохов, столь принципиальное на коротких дистанциях.

Однако за все приходится платить, и платить своим здоровьем.

Стероиды повышают кровяное давление и утолщают клапаны сердца, либидо и способность завести ребенка падают. У женщин растут волосы на груди, а у мужчин сморщиваются яички. Повышение гемоглобина с помощью EPO сгущает кровь, увеличивая риск инсульта. Кроме того, ряд лекарственных препаратов, нелегально используемых спортсменами, вообще-то, были разработаны для лечения весьма серьезных болезней – рака, СПИДа, мышечной дистрофии. Поэтому логично, что их безопасность тестировалась на группах очень нездоровых людей со сниженными уровнем гормонов и факторов роста в крови. Поэтому, какие побочные эффекты они вызовут у изначально здоровых и сильных людей на спортивной арене, в общем непонятно.

Но специалисты также обращают внимание на то, что спортивная элита – это не обычные люди. Раз они были выбраны по своим показателям среди десятков тысяч человек, они изначально, генетически более эффективны. Кроме того, они улучшили свои природные данные постоянными тренировками. Поэтому с ними лекарства могут делать совсем не то, что с больными людьми. А тесты лекарств на здоровых людях – этически очень сложный вопрос, поэтому фактически научно обоснованных и статистически устойчивых данных о том, что дикая смесь стероидов, пищевых добавок и специальных диет делает со спортсменами, нет.

Существует и еще один вариант – управлять процессами выделения гормонов и факторов роста человека не снаружи, а изнутри, через ДНК. В принципе, этим занимается сама природа: в целом мутации нормальны. Финский лыжник Ээро Мянтюранта, завоевавший на трех Олимпиадах (1960, 1964 и 1968 гг.) семь медалей, в том числе три золотые, был фактически мутантом, так как его EPO-рецепторы в результате генетического изменения работали гораздо эффективнее, чем у большинства людей.

Сейчас генная инженерия развивается крайне бурно, и недалек тот час, когда появится возможность искусственно создавать более эффективных людей. Будет ли это разрешено и как это будут регулировать – вопрос не научный, а исключительно этический.

Но результаты генетически модифицированных мышей-спортсменов впечатляют: некоторые мутации делали грызунов на 70% сильнее.

Хорошо работают на спортивной арене и "киборги": бейсболистам, например, помогает замена сухожилия. Спортсмены, порвавшие связки локтя, а вместо них получившие ткань ахиллова сухожилия, обладают более сильным броском (правда, нужны два года реабилитации). Так что весьма вероятно, что будущее за трансплантацией тканей – как естественных, так и искусственных.

Однако, как будут выглядеть будущие Олимпийские игры, в которых будут участвовать генетически совершенные тканево модифицированные киборги, пока не может сказать ни один ученый.
XS
SM
MD
LG