Иркутские родители возобновили акции протеста против дефицита мест в детские сады. Причем теперь иркутяне борются еще и за право своих детей с двух лет получать дошкольное образование в муниципальных садах. Дело в том, что с 2012 года в иркутских детсадах фактически упразднены ясельные группы, и детей в дошкольные учреждения принимают только с трех лет. Люди провели два пикета, один из которых напротив мэрии Иркутска. На плакатах были надписи: «Дураки, дороги, детские сады», «Верните младшие группы», «Вернуть законные места в детские сады». Кроме этого, дети ходили в футболках, на которых красными буквами было написано «я хочу в детский сад», а на мамах были футболки с черной надписью «я хочу работать».
Мария Виноградова: Зная, что я третья по очереди, я уже точно знала, что попаду в садик, поэтому я планировала, что в сентябре выйти на работу. И тут как гром среди ясного неба – еще в июне заведующая говорила, что будет принимать, а в 1 июля мне сказали, что мой ребенок в ясли не идет. И тут же взбунтовалось 12 тысяч человек. Не все, конечно, были с нами на пикете, потому что не все знают еще о нас.
Екатерина Вертинская: За время пикета напротив здания городской администрации никто из чиновников иркутской мэрии к протестующим не вышел. Это очень обидело и огорчило родителей. На акции протеста присутствовала только заместитель начальника департамента образования Иркутска Валентина Бужигеева. На вопросы, которые были в ее компетенции, она ответила. Но у родителей есть много вопросов, на которые департамент образования ответить не может. В частности, - вопросы выплаты компенсаций, выплаты детских пособий до трех лет, строительство детских садов.
Ольга Рубцова: Сам департамент мало что может сделать. Те меры, которые они предлагают, на самом деле если и помогут, то нескольким процентам, из тех, кто с этой проблемой столкнулся. Режим краткосрочного пребывания, может кому-то он и поможет, а большинству, если мама выходит на полный рабочий день, нет. Не у всех есть бабушки, не у всех есть старшие дети. Те 16 или 17 детских садов, о которых говорят, что они к какому-то году будут построены, когда звучит цифра 34 тысячи в очереди и 17 садом, это в лучшем случае одна десятая. А что делать девяти десятым, еще ждать пять, десять, двадцать лет?
Екатерина Вертинская: Пикетирующие родители говорят, что если власти приняли решение упразднить ясельные группы и принимать детей в детские сады только с трех лет, тогда пусть продлят мамам отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
Ольга Ярославцева: Если мама вышла на работу, она должна отдать ребенка в садик. То есть какая компенсация должна быть? Чтобы она перекрывала расходы на коммерческий детский сад. И я думаю, что сада именно лицензионного, которые более или мене под контролем, потому что сейчас есть детские сады, которые в большом количестве открываются, и цена там может ниже быть, чем лицензионного. То есть надо смотреть, сколько стоит лицензионный детский сад и отсюда выводить компенсацию. Но не пять тысяч, пять тысяч – это очень мизерная сумма.
Екатерина Вертинская: Более того, по информации членов инициативной группы, сейчас чиновники прорабатывают новый регламент, и если он вступит в силу, то детей, у которых нет иркутской регистрации, в детские сады города зачислять не будут. А в Иркутске есть такие жилые комплексы как «Луговое» и «Березовый», которые относятся к Иркутскому району, а там тем более дошкольные учреждения не строятся. И у маленьких новоселов шансов попасть в детский сад еще меньше.
Мария Нащенко: Сейчас наша инициативная группа планирует выехать к мэру района с вопросами: какая у него программа назначена, чтобы решить эту проблему, что делается, какие деньги выделяются. И мы хотим задать острый вопрос: не считает ли он нужным передать эти владения муниципалитету города, чтобы решить эту проблему, тогда никто не будет делиться на ваших и наших, все будут стоять в одной очереди.
Екатерина Вертинская: Спустя несколько дней после протестов родителей, пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области распространила информацию о том, что в регионе будет введена выплата компенсации на возмещение затрат родителям, чьи дети не получили места в детских садах, в области разрабатывается законопроект, по которому будет определен размер выплат и порядок их получения.
Но так как пока реальных действий иркутские власти не предприняли, родители не собираются останавливаться, в ближайшее время они планируют обратиться в прокуратуру и правительство РФ. Но и это еще не все. В середине августа активисты намерены провести митинг, и не исключают также, что, в крайнем случае, им придется пойти на голодовку. При этом, по словам протестующих, сотрудники администрации, работающие с общественностью, пытаются отговорить их от митинга и главное – от голодовки, взывая к совести людей, чтобы они подумали о своих детях и о своем здоровье.
По информации пресс-службы администрации города Иркутска, на очереди в регистрационной базе стоит 34 тысячи детей, в сады набрали почти 8 тысяч дошколят, то есть 26 тысяч детей по-прежнему ждут своей очереди.