Ссылки для упрощенного доступа

Укатать с олимпийским спокойствием


На предварительных слушаниях в Хамовническом суде. Екатерина Самуцевич, Надежда Толоконникова, Мария Алехина
На предварительных слушаниях в Хамовническом суде. Екатерина Самуцевич, Надежда Толоконникова, Мария Алехина
В российской сети не обсуждают ничего, кроме дела Pussy Riot, предварительные слушания по которому продолжатся сегодня в Хамовническом суде. Именно с констатации всеобщей захваченности этой темой начинает свои рассуждения на сайте polit.ru Михаил Захаров:

Арест участниц "панк-феминистского" коллектива Pussy Riot продлен на полгода. Дальше всяческая фактура заканчивается и начинаются "позор", "доколе" или "ура", в зависимости от отношения к делу и к самим Pussy Riot. Несколько десятков (!) объемистых текстов не самых глупых людей, посвященных выходке нескольких безусловно недалеких девиц. В общей же сложности количество буковок, написанных в печатных и интернет-СМИ, и слов, сказанных на радио и ТВ, уже существенно превысило не только количество знаков и звуков во всем "творчестве" Pussy Riot, но даже все возможные материалы дела перед этим объемом меркнут.

Захаров полагает, что попытки объяснить жестокость государственной машины по отношению к участницам Pussy Riot наталкиваются на неразрешимую проблему: никто не знает, кому это дело выгодно, кто является его заказчиком. В колонке на сайте "Ведомостей" экономист Константин Сонин пытается нащупать причины такого неведения со стороны общества:

При всех попытках ограничить свободу прессы, информация для тех, кто ею интересуется, в последние 10 лет распространялась свободно. Но, похоже, общество научилось эту информацию полностью игнорировать — т. е. возмущаться, но как бы с пониманием, что по-другому быть не может. Свидетельства коррупции и распила или обмана при подсчете голосов оказываются такими убедительными, а реплики ответственных чиновников настолько возмутительными, что единственный способ продолжать жить и работать — это их игнорировать. Получается, нет такого отклонения от нормы, что можно было бы сказать: "Нет, в моей стране этого не может быть". Прямо как в фантастической повести Юлия Даниэля "Говорит Москва" — там по радио объявляют, что партия и правительство решили в целях повышения благосостояния граждан объявить "день открытых убийств", в который можно, с некоторыми ограничениями, убивать. Герои повести сначала, естественно, не верят, а потом привыкают; кто-то даже находит какие-то рациональные объяснения… Я потому до сих пор и не писал про дело Pussy Riot, что не мог поверить, что эта кошмарная, никому не нужная и не выгодная история продолжается. Можно сказать, я и сейчас не верю.

Газета "Известия" опубликовала интервью с одним из преподавателей философского факультета МГУ Алексеем Козыревым, в котором тот отзывается о перформансах бывшей студентки Надежды Толоконниковой высокомерно, но сдержанно и настаивает, что политика должна оставаться вне стен МГУ. Другую точку зрения на профессиональную общность представляет философ, переводчик Фомы Аквинского Константин Бандуровский, организатор так называемых "Алехинских чтений" в поддержку участниц Pussy Riot:

Провокация ПР очень наглядно показала, что у нас нет никаких сообществ (и специфической чувственности сообществ), кроме номинальных – мы "философы", "студенты и преподаватели" чисто номинально. И вместе с тем это травма, которая дает нам удивительную возможность испытать, может быть впервые за всю жизнь, эти чувства. Вот я очень остро чувствую свою принадлежность к одному цеху с философом Надеждой Толоконниковой, и то, что сегодня происходит, касается самым непосредственным образом меня, это пекло, которое в метре от нас. Это кажется какой-то космической бессмыслицей, когда девочка содержится под стражей, в окружении скопища дармоедов, да еще и в клетке, да еще и в кандалах. Зачем такая семантическая избыточность? Но это не только патологическая месть конкретным людям, а явное послание нам, запугивание людей, занимающихся философией, занятием по определению угрожающим вековечным устоям и несакраментальным. Лично мне эта картинка как бы говорит "А что это Вы переводите католика? Подрываете духовную основу? Не знаете, что католики и ваххабиты хотят погубить Россию?" Это не моя фантазия, а буквальная цитата еще из тех блаженных времен, когда вместо злого Путина третьего срока был добрый Путин первого, а вместо злого Гундяева добрый Алексий Второй. Но то были разговоры, легкие наезды, а теперь, когда девочек осудят, ничто не мешает тому, чтобы министерство правды вплотную занялось борьбой с фальсификацией философии.


***
Британские блогеры считают дни до начала Олимпийских игр в Лондоне, но отнюдь не все делают это с воодушевлением. Блогер Guardian Андрю Ронсли называет себя не просто олимпоскептиком, но настоящим олимпофобом. По его мнению, никакого толку от олимпийских игр нет, зато хлопоты от них незаурядные:

Говорят, Олимпиада прославит Британию по всему миру. Уже прославила – вспомним заголовки вроде "Служба безопасности медалей не заработала" или "Фарс по-лондонски".
Еще говорят, что игры – дело экономически выгодное. Премьер-министр утверждает, что страна заработает 13 миллиардов фунтов. Эту цифру явно составили статистики из цифро-потолочного департамента по методике "придумай число и помножь его надвое". На самом деле, принимающее государство крайне редко остается в плюсе.
Ну а все разговоры про "наследие" - только для тех, кто верит во все большое и светлое. Что делать с новыми стадионами – вопрос открытый. Например, велодром получился красивый, но зачем он будет нужен после игр, никто пока не знает.
Каждый раз, когда я спускаюсь в метро, я вижу плакаты, призывающие лондонцев уехать из города на время Олимпиады. А зенитные установки в парках и на крышах домов завершают образ осажденного города.
Еще часто говорят, что игры популяризации спорта, так что мы станем здоровее. Учитывая, что среди основных спонсоров Олимпиады Макдоналдс, Кока-Кола и Кэдбери, поверить в это трудно, если конечно вы не думаете, что диета из чизбургеров и шоколадных батончиков сделает вас атлетом.

Оппоненты признают, что поводом поворчать у лондонцев немало, однако за мелкими неудобствами скрывается нечто возвышенное и даже, может быть, небесполезное, считает блогер Telegraph Эд Уэст:

Мы устраиваем праздник, приглашения разосланы, центр Лондона наполнен туристами, большинство которых – верите вы в это или нет – счастливы. Множество британцев становятся волонтерами, чтобы помочь им, показать город, дать стакан воды и вообще создать положительный образ страны.
Когда-нибудь, в турецких горах или в отеле на Адриатике официант воскликнет: "Так вы англичане! Мы были на Олимпийских играх. Англичане замечательные. Вот вам бесплатный кофе или комната получше или рука моей дочери". Игры организуются силами огромного числа людей, а еще больше потратят кучу времени и денег, чтобы провести лето в самой дождливой стране мира в самый дождливый год за ее историю. Наименьшее, что мы можем для них сделать – уступить им место, улыбнуться и показать все свое британское радушие, хотя последнее, скорее всего, чистый оксюморон.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG