Ссылки для упрощенного доступа

XX век: чехи и словаки


Фрагмент обложки книги Яна Рыхлика "Чехи и словаки в XX веке"
Фрагмент обложки книги Яна Рыхлика "Чехи и словаки в XX веке"
Чешское издательство "Вышеград" совместно с Институтом изучения тоталитарных режимов выпустило книгу к 20-летию распада Чехословакии – "Чехи и словаки в XX веке". Ее автор – чешский историк Ян Рыхлик – считает исчезновение Чехословакии с карты Европы неизбежным, так как два живших в одном государстве народа имели разное представление об условиях совместного существования.

Книга "Чехи и словаки в XX веке" охватывает период с 1914 по 1992 годы, то есть, с момента возникновения идеи создания Чехословакии, образованной в 1918 году, и до ее распада после "бархатной революции". Главная цель, которую ставил перед собой автор, – рассказать об истории Чехословакии с точки зрения словаков. Как отмечают некоторые рецензенты, такая попытка была сделана впервые. До этого история государства, просуществовавшего 74 года, писалась с точки зрения Праги, а не Братиславы. Историк Ян Рыхлик объясняет:

– Ошибкой было думать, что если есть два народа, говорящих на близких языках, понимающих друг друга, то они могут создать единое государство. При этом есть народы, говорящие на сходных языках, например, сербы и хорваты, и это не означает ровным счетом ничего. Когда Чехословакия в 1918 году возникла как независимое государство, это было восстановление древнего чешского государства, но это не имело никакого отношения к словакам. Они считали, что новую страну должны сформировать два национальных государства на основе унии. Этим объясняется, почему по-словацки слово Чехословакия пишется через дефис и каждое слово с прописной буквы – Чехо-Словакия. И это не вопрос орфографии, это вопрос концепции: не одно государство, а два национальных государства, каждое из которых не имеет полного суверенитета. Аналогию можно провести с Австро-Венгрией, где австрийцы и венгры воспринимали существующий союз по-разному.

– Вы пишете, что Словакия стремилась к автономии еще задолго до событий "бархатной революции". На основе каких данных вы делаете такой вывод?

– В 1918 году независимость Словакии не была на повестке дня, так как словаки считали себя слабыми: у них не было кадров, интеллигенция была очень малочисленной. Отцы-основатели Чехословакии Томаш Гарриг Масарик, Эдвард Бенеш и Милан Штефаник думали следующим образом: чехов очень мало, есть большое немецкое меньшинство – почти 3,5 миллиона человек, при этом необходимо иметь коридор на восток, к полякам и к русским, поэтому нужен союз со Словакией. Словакам тоже нужна была Чехия, поскольку необходимо было противостоять венграм. В этом смысле оба народа могли помочь друг другу.

Но уже в 30-х годах в словацких интеллектуальных кругах появляется идея полной независимости. В 1938 году после Мюнхенского соглашения стало очевидно, что как только наступает кризис, оба народа выбирают свой собственный путь. Уже в начале 90-х годов геополитическая ситуация для чехов сложилась по-другому, чем накануне образования Чехословакии. Немцы были изгнаны после Второй мировой войны, а коридоры на восток уже не нужны. Более того, они были нежелательны. Но мне это кажется абсолютно естественным. Все народы стремятся к полной независимости. Покажите мне в Европе многонациональное государство, которое является стабильным? Такого нет. Мне кажется, что через 10 лет может перестать существовать Бельгия, может быть, распадутся Великобритания или Испания. Многонациональные государства периодически исчезают с карты Европы – Австро-Венгрия, Советский Союз, Югославия. С этой точки зрения Чехословакия не была исключением. Конечно, как частному лицу, пережить распад страны мне было очень трудно, я испытывал сильные эмоции. Моя жена – словачка, дочь родилась в Словакии, а сам я стал обладателем паспортов двух стран.

– В период разделения Чехословакии вы были советником Петра Питхарта, председателя чешского правительства в рамках федеративного государства, и принимали непосредственное участие в переговорах чешских и словацких политиков. Многие участники этих переговоров все-таки хотели сохранить общее государство. Что же стало решающим для распада Чехословакии?

– Решающими были выборы 5-6 июня 1992 года. На первый план вышли новые политические силы: Движение за демократическую Словакию Владимира Мечьяра и Гражданско-демократическая партия Вацлава Клауса. Их программы были разными. Правый политик Клаус предлагал радикальную экономическую реформу, выступал за сильное государство, Мечьяр говорил о конфедерации двух полунезависимых государств, которые могли бы сотрудничать в области обороны, внешней политики и может быть в экономических вопросах. Договориться о чем-либо им было невозможно.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG