Ссылки для упрощенного доступа

Волонтеры заплатят за все?


Волонтерская деятельность в ее нынешнем виде может вскоре стать вне закона.
Волонтерская деятельность в ее нынешнем виде может вскоре стать вне закона.
Общественная палата России намерена внести в Госдуму проект закона, регламентирующего деятельность волонтеров, уже в сентябре, несмотря на то, что в самой палате мнения относительно необходимости принятия подобного акта расходятся. В некоммерческих организациях, концепцию, предложенную общественной палатой, называют "законом о запрете волонтерства". Чиновники считают, что деятельность добровольцев должна жестко контролироваться.

Концепция закона о волонтерской деятельности появилась в интернете вскоре после наводнения на Кубани. На волне возобновившейся дискуссии о том, нужно ли законодательно регулировать работу добровольцев, появились самые разные предложения – от введения обязательного страхования волонтеров до установления ответственности за недобросовестную волонтерскую помощь. Впрочем, пока известен и обнародован лишь один вариант концепции закона о волонтерах, его автор – член Общественной палаты России Дарья Милославская – необходимость принятия спецзакона, регламентирующего деятельность добровольцев, объясняем таким образом:

– Необходимо установить какие-то правовые отношения между некоммерческими организациями, которые готовы оплачивать расходы волонтеров, и самими волонтерами, чтобы не было претензий, в частности, со стороны налоговых органов. Сейчас есть большое количество структур, готовых организовывать работу волонтеров, оплачивать их дорогу и проживание, но с точки зрения законодательства сделать этого они не могут.

На все эти вопросы, по мнению юристов и членов некоммерческих организаций, вполне определенно отвечает действующее сегодня законодательство. В частности, юридическое толкование слова "доброволец", а также принятый еще в 1995 году закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях разъясняют взаимоотношения с налоговыми органами. Говорит руководитель Лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко:

– Концепция законопроекта, по сути, подразумевает запрет волонтерства, потому что он предусматривает только одну форму волонтерства из всех возможных: когда волонтеры действуют по поручению организатора, юридического лица. У нас сейчас огромное количество волонтеров, у которых нет организатора, нет поручителя, они не связаны с юридическими лицами и действуют сами. Но организация их работы часто на порядок выше, чем у МЧС или даже более серьезных государственных органов. У нас не работает принцип "что не запрещено, то разрешено". Если закон о волонтерстве определит, что волонтер – это человек, попадающий в очень узкие рамки этой концепции, это будет означать, что все остальные – это люди, которые не являются в законодательном смысле волонтерами. Таким образом, что они делают? Собирают гуманитарную помощь? Так это массовое мероприятие, несанкционированное и несогласованное. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Фактически этот законопроект большую часть волонтерства ставит вне закона.

В свою очередь, член Общественной палаты Максим Мищенко убежден: закон о волонтерской деятельности нужен хотя бы уже для того, чтобы установить ответственность для волонтеров:

– Я призываю включить в этот закон, в том числе, и пункт об ответственности волонтеров. Если люди, приехав добровольцами, принимают участие в распространении панических слухов (а такие случаи были), их нужно, естественно, привлекать к ответственности. Большинство из этих людей, конечно, занимаются прекрасным делом, но есть и подонки, и ни в коем случае нельзя это сбрасывать со счетов.

Сами волонтеры говорят, что пользу мог бы принести закон, дающий добровольцам большие гарантии, в том числе со стороны государства. Предлагается, например, решить вопрос с медицинским и социальным страхованием, однако в предложенной концепции этот вопрос не обсуждается.

Член Независимого экспертно-правового совета Игорь Пастухов говорит, что закон о формализации этих отношений нужен, скорее, не волонтерам, а тем организациям, в интересах которых волонтеры работают:

– Первый очевидный вопрос: волонтер приехал работать, ему нужно где-то жить, есть, спать – то есть, кто-то это должен ему предоставить. В контексте нашего Налогового законодательства, которое пронизывает жизнь во всех ее направлениях, то, что человек получает от организации в виде бесплатной помощи, по общему правилу должно облагаться налогом. Налоговый кодекс в настоящее время содержит положение о том, что выплаты, производимые волонтерам, не облагаются налогами и социальными взносами при условии, если их отношения с организацией оформлены в соответствии с законом о благотворительной деятельности и договором. То есть такое оформление больше нужно организациям, которые взаимодействуют с волонтерами, чем самим волонтерам.

– Выходит, сейчас в российском законодательстве уже есть соответствующие нормы, которые регулируют волонтерскую деятельность?

– Поэтому я и сказал, что для меня неочевидна необходимость издания такого закона. В законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях указано, что договор между организацией и волонтером может заключаться даже в устной форме. А в письменной форме обязательно только в том случае, если волонтерам предоставляются какие-то компенсации. Выплаты. Что еще может регулировать этот закон, я себе плохо представляю. Есть, скажем, такая проблема – что делать, если волонтер получит травму во время операции, кто будет ему компенсировать затраты на лечение? Если бы решался этот вопрос, тогда бы я поддержал новое регулирование.

– В действующем российском законодательстве есть юридическое определение слову "волонтер"?

– Оно есть в законе о благотворительной деятельности, определение волонтерства есть в нашем законодательстве о проведении Олимпийских игр в Сочи и Универсиады в Казани. В тексте сказано, что волонтеры не подчиняются положениям закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. В московском городском законе есть понятие – волонтеры и добровольцы. Острой необходимости издавать закон только для того, чтобы зафиксировать, что человек является волонтером, я не вижу. Если закон будет решать какие-то проблемы из тех, что существуют на сегодняшний день, если улучшат положение волонтеров при определенных условиях, предоставляющих каких-то дополнительные гарантии, то его, наверное, стоит принимать. Но у меня нет уверенности, что будет принят закон, который возложит на государство какие-то дополнительные финансовые обязательства.
XS
SM
MD
LG