Ссылки для упрощенного доступа

Компенсации акционерам ЮКОСа: когда и сколько?


Михаила Ходорковского конвоируют в зал суда. Москва, 2011 год.
Михаила Ходорковского конвоируют в зал суда. Москва, 2011 год.
Согласно информации газеты "Московские новости", Комитет министров Совета Европы взял дело ЮКОСа под усиленный надзор, выявив системные нарушения в российском судопроизводстве. Европейский суд между тем начинает процесс определения размеров компенсации акционерам нефтяной компании. На кону - 98 млрд. долларов из российского бюджета.

Постановление ЕСПЧ о неправомерном взыскании с ЮКОСа долгов по налогам за 2000-2001 год вступило в силу три месяца назад. За это время сторонам предлагалось договориться о размерах компенсации, однако такая договоренность не была достигнута: российская сторона сохранила неизменной позицию, согласно которой она не считает, что должна что-либо выплачивать акционерам ЮКОСа, имена которых остаются неизвестными. Адвокаты последних утверждают, что их насчитывается десятки тысяч, и требуют выплаты компенсации из российского бюджета в размере 98 млрд. долларов. Теперь сумму выплат определит ЕСПЧ. Усиленный надзор за делом со стороны Комитета министров Совета Европы вводится автоматически - в связи с тем, что по мнению суда, обстоятельства, способствовавшие краху ЮКОСа, явились следствием системных недочетов в российском судопроизводстве.

В эфире Радио Свобода ситуацию прокомментировал адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант:

- Кабинет министров Совета Европы действительно осуществляет контроль за исполнением решений Европейского суда по правам человека. Этот контроль, разумеется, не означает, как это может представляться кому-то, что у них есть силовой ресурс или прав применять меры принуждения. Ничего этого, конечно, нет. Это исключительно политические механизмы. Это механизм консультаций, механизм опросов, механизм переговоров - вот такие формы контроля. Но говорить о том, что если там нет человека с ружьем, то, значит, это не контроль и не механизм, тоже неправильно, это другая крайность. В общем, какого-то чуда от самого факта помещения этого решения под усиленный контроль не произойдет, и самого решения о размерах компенсации еще нет, оно еще только будет принято. Но когда и если оно будет принято, то в силу значимости вопроса и того, какие интересы и какого уровня интересы вокруг этого дела сосредоточены, я полагаю, что введение такого механизма контроля будет только на пользу.
XS
SM
MD
LG