Марина Тимашева: Закончился учебный год: новым начальником в министерстве образования и очередным митингом в защиту образования не от врагов – интервентов, а от собственного министерства. Наш рецензент Илья Смирнов мог бы получать в министерстве зарплату как штатный летописец-фельетонист, и еще единовременное пособие за неологизм “Единое Гэ”. Интересно, а на митинг он вышел в образовательной колонне?
Илья Смирнов: Нет.
Марина Тимашева: А почему? Неужели изменилось Ваше отношение к “образовательным реформам”? Или обнадёжил новый министр?
Илья Смирнов: Надежды сформулировал за меня один уважаемый коллега. “В кругах "реформаторов образования" его - Дмитрия Викторовича Ливанова - хорошо знают и ценят. К примеру, А. Асмолов упоминает Ливанова через запятую с ректором ВШЭ Кузьминовым. Еще бы, ведь Ливанов "имеет четкий опыт в области инновационной политики". Не секрет, что Министерство образования в России уже давно (с начала 90-х) превратилось в Министерство образовательных реформ'', а "образовательные реформы" означают не что иное, как организованное уничтожение системы образования… Новый министр, судя по всему, будет идти по тому же пути, что и его предшественники: "совершенствовать ЕГЭ", приобщать отсталую Россию к "болонскому процессу". Случаются, конечно, в истории виражи. Хрущев был сталинский выдвиженец, а потом политзаключенных освобождал.
Марина Тимашева: Но, с Вашей точки, более вероятно продолжение того, что академик В.И. Арнольд определил как ''серьезный и длительный вред''?
Илья Смирнов: Оно уже продолжается ''Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов уже успел сделать то, на что больше года не решался его предшественник Андрей Фурсенко. Он утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы''. А польза или вред – зависит от поставленной цели. Сколько соли положить в кастрюлю? Смотря что Вы готовите. Если соленые огурцы, правильный ответ один. Если суп, другой. А если это вообще не кастрюля, а цветочный горшок для кактуса, наверное, соли не нужно вообще. Чему и как учить? – зависит от того, каким мы – общество - видим своё будущее и соответственно готовим подрастающее поколение. Зачем крепостному фехтование? Незачем. Где в России впервые появилось всеобщее – для мальчиков – образование? У казаков – старообрядцев. Потому что круг решал все вопросы, вплоть до богословских, значит, неграмотный казак не мог достойно представлять свою семью. По ходу индустриализации возникает практическая потребность в квалифицированном работнике. И вот вам чеканные формулы Михаила Васильевича Ломоносова: ''… Испытатели натуральных вещей мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи, но больше утверждаются на достоверном искусстве''. По мере того, как женщины осваивают мужские ''искусства'' и отвоевывают мужские права, министры и депутаты приходят к выводу, что девочек надо учить так же, как мальчиков.
Марина Тимашева: Демократию можно считать большим казачьим кругом.
Илья Смирнов: Если так, то, чтобы решать на референдуме вопрос, например, об атомной энергетике, нужно иметь знания по физике, химии, медицине. И замечу в скобочках: противники демократии постараются вас оградить от ''лишних'' наук именно для того, чтобы вы не могли решать.
Итак, образование всегда подстраивается под социальный идеал.
Марина Тимашева: Простите. Ораторы слева как раз про идеалы и цели Вам доходчиво объяснят. Капиталисты не хотят учить рабочих, тем более бесплатно, у нас теперь капитализм, а министр выполняет волю капиталистов…
Илья Смирнов: А теперь скажите: почему капитализм столько лет поощрял образование? Распространял его вглубь и вширь, в народные массы. Возьмите пособие Умберто Эко "Как написать дипломную работу", там прямо сказано: ''В былое время университеты были элитарными … Но у нас высшее образование носит массовый характер. В университеты идет молодежь любых социальных слоев''.А уровень, зафиксированный в этом пособии, высочайший. Студент должен был проявить себя как настоящий исследователь. Это 70-е годы. И только потом начинается медленное, но неуклонное сползание с завоеванных позиций. ''Освобождение'' студентов, школьников, даже совсем маленьких детишек от ''лишнего'' интеллектуального усилия. Не тормози, памперсни.
Но капиталист – напоминаю – это человек, который извлекает доход из эксплуатации наемного труда. Ему нужен рынок рабочей силы. Зачем капиталисту мариновать здоровенного детину до 18, 19, 20 лет за школьной партой? Конкретный рецепт маринада зачитаю чуть позже из так называемого стандарта для старших классов. Зачем капиталисту факультеты несуществующих наук, причем не как барская причуда, а как массовое явление, целая отрасль производства непонятно кого?
Давайте не будем навешивать на капиталиста чужие грехи, у него довольно своих.
К нам деграданс пришел в 90-е в злокачественной форме т.н. ''образовательных реформ''. Причем ''реформаторы'' особенно и не скрывали целей. Александр Моисеевич Шкроб как-то посетил их собрание: "Помилуйте, как же нам при таком образовании восстановить промышленность, да еще на более высоком технологическом уровне? - А зачем?… все равно мы не будем конкурентоспособны".
Марина Тимашева: Но с тех пор прошло 11 лет
Илья Смирнов: Министры менялись, игра на понижение продолжалась. Вот в ВШЭ подводят итоги правления Фурсенко: ''Лев Львович, как вы оцениваете реформы образования последних восьми лет? - У Андрея Фурсенко есть ряд крупных достижений, против которых боролись влиятельные силы. Прежде всего, он не убрал ЕГЭ, хотя этого добивались и ректоры, и губернаторы, и СМИ, и значительная часть учительского корпуса''. И дальше по пунктам, всего шесть, а пятый такой: ''Был развеян миф о лучшем в мире российском образовании''.
Понимаете? У них это достижение. Хотя обычно такая формулировка употребляется, когда речь идет о большом ущербе, нанесенном врагу: под Москвой был развеян миф о непобедимости германской армии.
Люди даже не притворяются.
Но нужно понимать отличие от традиционных мракобесов, которые в 19 веке рассуждали так: зачем учить шахтерских детей, лучше спустить их пораньше в шахту. Сейчас никто школьника в шахту не погонит. Он отсидит в школе положенные часы и годы, и даже больше, чем положено, не 10 лет, как в СССР, а 11 или даже 12. Только потратит это время не на изучение наук.
Марина Тимашева: А на что?
Илья Смирнов: Если честно, не знаю, как это назвать. Помните, мы год назад говорили про ''стандартные новообразования'' - проект Федерального государственного образовательного стандарта. Натолкнувшись на сопротивление «предметников» и прочих недобитых ''совков'', эта ''реформа'' от школьного порога отползла /. И вот она надвигается снова, с косметическими изменениями. Я не буду давать общих оценок, просто воспроизведу с сайта фрагмент по моей специальности. Знаете, какая у нас первая из общественных наук? Нет, не история.
''Россия в мире (базовый уровень): требования к предметным результатам освоения интегрированного курса ''Россия в мире'' должны отражать
1) сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
2) сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
3) сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания её прошлого и настоящего;
4) сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире…''.
И так далее, всего 9 пунктов.
Марина Тимашева: Интересно, какие оценки были у самих сочинителей по русскому и по литературе? ''Должны отражать сформированность представлений…''.
Илья Смирнов: Если слить канцелярщину и откровенную бессмыслицу:
"понимание толерантности и мультикультурализма в мире..."
остается на трубе именно то, что всегда относилось к предмету ИСТОРИЯ. Причем пункт 9 "синтез разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития России" - задача не для школьников, даже не для аспирантов, а для академиков.
Скажите на милость, если школьники якобы и так ужасно перегружены - зачем ''интегрировать'', то есть высасывать из пальца новые предметы? Почему о месте России в мире нельзя рассказать на уроках истории и географии?
Именно затем. Чтобы не знали ни истории, ни географии, ни места России в мире.
Марина Тимашева: Но тогда получается опять же приглашение на митинг под красным знаменем и под лозунгом ''Долой министерство!''
Илья Смирнов: Есть тонкость. Та часть элиты, которая у власти, волей –неволей вынуждена, кроме самоутверждения, заниматься еще и реальными проблемами. Электричеством, мостами, водопроводом. А для этого нужны нормальные специалисты. Но, как заметил академик Геннадий Андреевич Месяц: ''если до 1990 года 40% диссертаций защищалось по техническим специальностям, а по гуманитарным только 20, то сейчас наоборот … Раньше дело делали, а теперь все в основном болтают'' Теперь те же чиновники, которые всё это обеспечили, наступая на горло собственной песне, планируют' ''перераспределить бюджетные потоки''. ''Больше платить за обучение по приоритетным направлениям'', и там число бюджетных мест увеличить. ''Приоритетными были названы 14 направлений: это ''Информационная безопасность'', ''Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника'', ''Металлургия, машиностроение и материалообработка'', Авиационная и ракетно-космическая техника'', ''Оружие и системы вооружения'', ''Морская техника'', ''Транспортные средства'', ''Приборостроение и оптотехника'', ''Электронная техника, радиотехника и связь'', ''Автоматика и управление'', ''Информатика и вычислительная техника'', ''Химическая промышленность и биотехнологии'', ''Архитектура и строительство'', а также ''Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды''. А непрофильные направления предполагается, наоборот, сократить.
Марина Тимашева: А Вы уверены, что это не пустые слова, что деньги на ''морскую технику'' не уйдут опять, минуя моряков и судостроителей, какому-нибудь московскому ''бренд-менеджеру''? Помнится, и про отмену концентров шли разговоры, а перед выборами даже про отмену ЕГЭ.
Илья Смирнов: Да ни в чем я не уверен. Если бы всерьез хотели готовить специалистов, не стали бы в школе урезать естественные науки. Но проблема в другом. Что даже самые слабые ''проблески растерянной человечности'' сверху вызвали уверенный протест. Я Вам зачитаю на сей раз с оппозиционного сайта ''netreforme''.
''Участники митинга выдвигают следующие требования к Министерству образования и науки, членам Федерального собрания, президенту и правительству РФ''
Начинается с совершенно разумного: ''не принимать закон ''Об образовании'' и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для старшей школы'', а дальше:
''3.Повысить государственное финансирование высшего образования без сокращения бюджетных мест.
…
5. Установить оплату труда научных и педагогических работников не ниже средней по промышленности в России за ставку.
6. Обеспечить всех нуждающихся студентов и сотрудников вузов жильем…
…
9. Отказаться от закрытия учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры без согласия трудовых коллективов и родителей''
То есть, молодой человек из бедной семьи после школы или после армии пошел работать, и за счет налогов с зарплаты он должен оплачивать досуг своего более обеспеченного сверстника, пока тот изволит изучать рекламу или еще что-нибудь столь же полезное. Спонсировать ему льготный проездной, а теперь еще и жильё.
И упаси Боже закрыть Высшую Академию Трансперсональной Культурологии без согласия ''трудового коллектива'', который под этой вывеской торгует филькиными дипломами.
Вроде бы, лозунг поднимается правильный: ''образование – не сфера услуг''. А содержание – пустите Дуньку в Европу. Там, в ''постиндустриальном обществе'' у них ''чуть ли не всеобщее высшее образование… У них расширяется этот сектор…, а у нас сужается… в Европе высшее образование бесплатное. Причем, чем человек больше учится, тем больше он нужен, потому что всем необходимы квалифицированные специалисты…''.
Что же – чем больше человек учится, например, астрологии или методике преподавания ''Места России в мире'', тем больше он нужен? Интересно, кому и зачем?
И эту логику перенимают уважаемые специалисты. Извините, Марина, если затрону Ваших коллег.''В театральном вузе вас научат говорить, двигаться, танцевать, петь, снабдят культурным багажом. И я не вижу ничего зазорного в том, чтобы сначала окончить актерский факультет, а потом заняться, например, бизнесом. Потому что в бизнес придет человек образованный, обаятельный, незакомплексованный, умеющий себя держать в любых ''предлагаемых обстоятельствах''.
Все это очень благородно, как говорил персонаж братьев Стругацких, но при одном условии. Чтобы наши уважаемые бизнесмены становились обаятельными и незакомплексованными за собственный счет. А не за счет бюджета.
Марина Тимашева: У Вас получается, как в песне Высоцкого.
Илья Смирнов: В министерстве сеют мрак Пять министров кряду
И на митинге бардак, Полная засада!
Я надеюсь не на партии, а на конкретных людей в конкретном деле. Смотрите: медицину гробили по тому же сценарию, что и образование. Помните 93 год? В районной поликлинике расписание приема: терапевт, хирург, экстрасенс. По логике вещей, врачей должно было становиться всё меньше, а колдунов всё больше. Но согласитесь: при всех огромных претензиях к нашему здравоохранению этого не произошло. И общая ситуация все-таки изменилась к лучшему. А образование просто сдали. Великий математик Владимир Игоревич Арнольд, который героически защищал свою науку – редкое исключение. Вспомните, как ликвидировали экзаменационное сочинение. Хорошо просчитанный удар не только по школе – по всей русской культурной традиции. Кто выступил против? Несколько школьных учителей? А где наши знаменитые писатели? Что, если бы при вручении орденов и премий, на прочих официальных мероприятиях они вежливо, но твердо просили первых лиц оставить русскую литературу в покое? Но нет. У них другие интересы.
А теперь получается, что врач учит уму – разуму минобраз, заодно еще премьер-министра. Леонид Михайлович Рошаль: ''До 30-50% выпускников не идут работать после окончания института, которые обучаются за госсчет''. А почему, собственно? Люди оплатили твое образование, чтобы потом ты их лечил. Ты передумал, решил, что тебе интереснее, например, играть на бирже. Твое право. Но верни деньги, чтобы подготовить замену из тех, кто готов не играть, а работать.
Если восстановить здравый смысл в одном конкретном деле, то и социальный идеал немножко скорректируется, правда?
Марина Тимашева: Но общих проблем это не решит.
Илья Смирнов: Я понимаю, что не решит. Не зря же Александр Гордон целую передачу посвятил космической миссии: если в родной колыбели человечества нас ничего не способно отвлечь от игрушек и мобилизовать на великие свершения, то, может быть, обратить взоры к Марсу – на предмет его колонизации? Или всерьез заняться астероидами, представляющими опасность для Земли? Но это особая тема.
Марина Тимашева: Мы с Ильей Смирновым поговорили об образовательных реформах: что предлагает Министерство образования, что – оппозиция, и пришли к невеселым выводам.