Ссылки для упрощенного доступа

Pussy Riot: расследовать больше нечего


Завершено предварительное следствие по уголовому делу панк-группы Pussy Riot, участниц которой обвиняют в хулиганстве за молебен "Богородица, Путина прогони" в храме Христа Спасителя в Москве. Также стали известны результаты третьей психолого-лингвистической экспертизы, которые опровергают предыдущие две: специалисты усмотрели в действиях девушек мотивы разжигания ненависти и вражды.

Следственные действия с участницами панк-группы Pussy Riot – Марией Алёхиной, Надеждой Толоконниковой и Екатериной Самуцевич, завершены. Об этом сообщил один из адвокатов девушек Николай Полозов. Кроме того, следователи ознакомили адвокатов с новой экспертизой по делу, результаты которой в отличие от предыдущих двух, не в пользу участниц Pussy Riot.

Первые две экспертизы, которые проходили с февраля по середину мая, обнаружили в действиях девушек только оскорбления чувств верующих, что является административным правонарушением, а не уголовным, уточняет другой защитник участниц группы Pussy Riot Марк Фейгин. Он также отмечает, что третью экспертизу следствие назначило ещё до завершения второй. Авторы этого исследования усмотрели в действиях девушек мотивы религиозной ненависти:

– 14 мая следователь назначил новую экспертизу. Её провели в сверхсжатые сроки – 23 мая она завершилась. Вопросы задали трём экспертам из разных исследовательских учреждений. Три вопроса касались практически всё того же: имеется ли мотив религиозной ненависти, имеются ли признаки вражды. И они пришли к выводу, что в действиях участниц группы Pussy Riot имеется состав преступления, предусмотренного статьей 213, часть 2. Кроме того, эксперты исследовали видеоклип как творческое произведение, а не то, что происходило в Храме Христа Спасителя – а такого рода материалы у следствия есть. Мы всегда против этого возражали и настаивали на том, что клип не отражает полностью событий 21 февраля.

Мы не понимаем, почему первые две экспертизы не удовлетворили следствие, а именно третья стала ключевым звеном в формировании закончившегося предварительного расследования и уточнённого обвинения по статье 213, части 2. Хотя это вопрос риторический. На этой стадии мы имели возможность сделать копию экспертизы, переписали от руки сами вопросы, выводы, источник и авторов. Когда с делом ознакомятся потерпевшие, его передадут нам. Тогда мы сможем снять копии и более авторитетно составить заявление об обжаловании, – сказал Марк Фейгин.

Участниц панк-группы Pussy Riot обвиняют в хулиганстве, совершённом организованной группой по предварительному сговору по мотивам религиозной розни. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД по Москве, Марии Алёхиной официальное обвинение предъявлено в понедельник. Надежде Толоконниковой оно было предъявлено неделю назад, Екатерине Самуцевич его предъявят в ближайщие дни, учтоняет адвокат Николай Полозов. Потерпевшими по делу Pussy Riot были признанны охранники, свечница и прихожанин Храма Христа Спасителя, которые раннее проходили в качестве свидетелей. По рещению суда до 24 июня девушки остаются под арестом.

– Дело, конечно же, дойдёт до суда. Сейчас речь может идти только о том, дадут ли им реальный срок или условный, – говорит правозащитник Зоя Светова, – Девочки попросили у верующих прощения, они извинились, если кому-то причинили боль. Нет смысла держать их в клетке, под стражей. Это наказание показательное. Недавно мы стали свидетелями того, как обвиняемого в убийстве Анны Политковской Дмитрия Павлюченкова отправили под домашний арест, потому что у него якобы есть проблемы со здоровьем. И участниц Pussy Riot можно было бы отправить под домашний арест. Их держат в тюрьме, чтобы сломать и заставить их признать свою вину, чтобы доказать всем, что они действительно виновны, потому что всё больше и больше людей понимают, что они невиновны и что процесс этот – показательный и политический.

С момента ареста девушек в феврале этого года правозащитники и гражданские активисты проводили акции в их поддержку. В конце апреля лидер движения "Мы" Роман Доброхотов попытался провести такой же молебен в храме Христа Спасителя, как и участницы группы Pussy Riot, но по всем церковным канонам, чтобы не оскорбить чувств верующих. Тогда акция завершилась задержаниями. В мае, когда Мосгорсуд оставил в силе решение о продлении ареста девушек до 24 июня у здания суда гражданские активисты организовали лагерь "Оккупайсуд". Его также неоднократно разгоняли, а участников – задерживали.

– Сейчас надо усилить протестную деятельность, – считает Роман Доброхотов, ­– На фоне судебных решений, по которым освобождают виновных чиновников, угроза получить 7 лет для девочек, которые спели что-то в неподобающем месте, выглядит абсурдной. Если мы обратим на это внимание общественности, то у нас есть шансы свести приговор к условному наказанию. Я не верю, что российский суд может признать их невиновными под таким прессингом. Мы планируем проводить другие мероприятия, большое количество художников и политических активистов готовы нас поддержать.

4 июня стало известно, что представители Общества защиты прав потребителей подали иск против Русской православной церкви. На основе жалоб потребителей специалисты общества провели проверку в храме Христа Спасителя. Они установили, что на территории храма работают автомойка, шиномонтаж, столовая, ларьки, торгующие сувенирами. Отдельные помещения храма сдаются под проведение различных мероприятий. Фактически, на этой территории действует бизнес-центр, заключают специалисты. В иске Общество защиты прав потребителей требует обязать храм Христа Спасителя "прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей". Представители Русской православной церкви заявили, что не имеют никакого отношения к этим юридическим лицам, претензии нужно предъявлять фонду Храма Христа Спасителя.
XS
SM
MD
LG