В Деле Девушек, которые четвёртый месяц наказаны заключением за то, за что наказывать нельзя, поражают не людоедские высказывание запредельных персонажей, от Чаплина и выше. Поражают представители «православия с человеческим лицом», те, кто подчёркивает свою толерантность, экуменизм, европейскость, при каждом поводе дистанцируется от руководства РПЦ МП, хотя подчёркивает, что альтернативы быть не может в принципе.
Библеист Глеб Ястребов: «Не очень культурные и не очень умные девушки решили спеть на амвоне самодельную и эксцентричную молитву».
Писательница Ольга Седакова: «Самым приятным в наших шествиях для меня было как раз противоположное карнавальному движение – люди не прятались, а открывались: себе, другим и публичному пространству… Здесь было заявление некоей простой нормы жизни, человечной, достойной, порядочной, доброжелательной и цивилизованной. Мы здесь с нашими детьми, стариками, инвалидами, домашними собачками. Со своими учеными, писателями, художниками. Мы внимательны и уважительны друг к другу. Протест нормы против зла, патологии, мерзости, безвкусия, непристойности. Можно сказать: антикарнавал. (В этом отношении злополучный панк-молебен, на мой взгляд, повернул все назад, к давно знакомым формам эпатажа)».
Лидер тех самых шествий «доброжелательных и цивилизованных» Алексей Навальный: «Акция их в ХСС - идиотская и спорить тут нечего. Какой аргумент ни возьми, от "в мечеть-то вы не пошли" до "а зачем вообще" - всё правда. Мне бы, мягко говоря, не понравилось, если в тот момент, когда я в церкви, туда забежали какие-то чокнутые девицы и стали бегать вокруг алтаря. Имеем неоспоримый факт: дуры, совершившие мелкое хулиганство ради паблисити".
Писательница Майя Кучерская: «Это невероятно раздутое из-за политического подтекста хулиганство дурочек-с-переулочка».
Библеист Андрей Десницкий: «Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам. Гораздо лучше будет сказать так: «мы – за сбережение нашего наследия и за уважение друг ко другу. … Для христиан вполне естественно добиваться уважительного отношения к своим святыням, вплоть до внесения соответствующих норм в уголовное законодательство».
Телеведущий Александр Архангельский (цитирую подробно, т. к. сам расшифровал с записи телепрограммы государстенного телевидения): "Печально, что современная культура считает для себя приемлемым неуважение к чужому чувству и оправдывает это эстетическим правом. ... Матерные частушки ... никакого богохульства не содержали, разве что благоглупость. ... Не ограничились своим музейно-эстрадным пространством, а полезли в храм. ... Это безобразие опасно не само по себе, а по своим возможным следствиям. Право у нас не прецедентное, а жизнь вполне. Если можно один раз, то почему нельзя второй. ... Причём каждый следующий шаг должен быть радикальнее предыдущего, иначе никто не заметит. Первым достаточно устроить выставку в музее, затронув прямо или косвенно святыни. Вторым приходится лезть под своды с пением. Третьи будут должны уже выкрикнуть что-нибудь богохульное, а четвертые, глядишь, побегают по алтарю голяком... Как остановить дурную бесконечность? Как православным оградить себя от посягательств слишком актуального искусства?... Учитывая, что ничего реально злодейского эти дурочки не совершили, ласково их пожурить, подарить иконки и отпустить с миром - идите и больше так не делайте. Что, кстати, и предложил известный церковный публицист диакон Андрей Кураев... Глупых девочек надо пожалеть и простить. И ещё потому, что внешний мир увидит: сегодняшняя церковь живет по другим законам... Об эту реакцию как о невидимый порог разобьются последующие провокации - зачем усиливать давление, если просто не на что давить".
Все называют Девушек «дурами», «дурачками», «не очень умные», «безвкусие, непристойность». Все - «либеральны» в том отношении, что решительно против тюремного заключения (хотя Архангельский и Десницкий всё же используют вполне однозначный советский лексикон: «оградить», «провокация», «добиваться уважительного отношения к своим святыням, вплоть до внесения соответствующих норм в уголовное законодательство»). А могли бы бритвой по глазам!!!
Православность тут ни при чём. Телеведущая Ольга Бакушинская (римо-католичка): «Отец Андрей Кураев выступает с весьма адекватной оценкой... поступка этих девушек, считая его безобразным».
Конечно, людоедские призывы какого-нибудь священника из храма с говорящим денотатом «Хамовники» ничуть не похожи на элегантно заточенные выступления гламурных протестантских лидеров или ватиканских сидельцев. Но ведь содержательно, по сути, Хамовники и Храмовники проповедуют одно и то же: царство кесаря обязано нам помогать, а нашим врагам наоборот! Потому что мы умные и говорим правду и полезность, а они дуры и дураки, хулиганки и мерзавцы, социально опасные элементы.
Примечательны отсылки к Кураеву — после всех его высказываний о евреях, которые-де сами себя отправляли в газовые камеры, об униатском священнике Александре Мене и т. п., после ожесточённой (и успешной) борьбы со свободой совести, после рассуждений о еврейской подоплёке 8 марта, «либералы» считают возможным и нужным вести отсчёт от этого человека. Ну как же - он умный, IQ-близкий.
Дело Девушек стало тестом на глубину одичания. Тест показал, что одичание зашло глубоко. Дикое мещанство — все эти суждения в понятиях «дурочки», «нецивилизованные». Это стилистика и миропонимание Жданова и Хрущёва, а не европейских либералов.
Абсолютно адекватные оценки Дела Девушек представителями европейской цивилизации — настоящими — даны. В русской печати, кажется, адекватность проявила только Анна Зобнина в интервью журналу «Сноб»:
«Это целенаправленный, стратегически грамотный, профессиональный феминизм, позиционирующий себя на грани с арт-активизмом и внутри общего оппозиционного движения. … В России, к сожалению, феминизм для большинства оскорбление и табу. ... даже среди образованных людей уровень неграмотности в вопросе феминизма зашкаливает. … Всё происходящее напоминает театр абсурда… поэтесса Ольга Седакова заявляет, что воинствующий феминизм Pussy Riot не имеет ничего общего с феминизмом на Западе, а в это время ссылку на сайт Freepussyriot.org размещает на своей странице одна из ведущих европейских организаций по правам женщин, гендерная платформа Нидерландов WO=MEN. И среди этого хаоса Надежда Толоконникова, 23-летняя студентка, из тюрьмы, без интернета, книг и поддержки, выдает серьезный философско-политический манифест о гендерном равенстве, который низводит всё происходящее до уровня карнавала безумия».
Девушки — дурочки с закоулочка? Сами вы — цивилизованные, аккуратно и воспитанно выражающие свои «протестные настроения» так, чтобы ни один палач не пострадал, чтобы не отпугнуть от себя коммунистов, нацистов и националистов, чтобы настоятель-черносотенец не прогнал с исповеди — сами вы в закоулочке, и ваш драгоценный «храм Христа Спасителя» - закоулочное, тёмное и вонючее подражание православию, а вовсе не Православие. Чистенькими хотите остаться? Ишь, добренькие какие — мол, пожурить да отпустить. Вы своих настоятелей и архиереев журите, когда те насилуют Евангелие. Не хотите? Что ж, это умно, очень умно... Умнички!
Неужели надо отдельно издавать феминистическое Евангелие, где будет сказано: “Кто же скажет сестре своей: “дурочка”, подлежит синедриону; а кто скажет: "безумная", подлежит геенне огненной” (ср. Мф. 5, 22)?!!!