Ссылки для упрощенного доступа

Сербия


Ирина Лагунина: В воскресенье в Сербии пройдет второй тур президентских выборов. Две недели назад никто из кандидатов не перешел барьер в 50 процентов, и во второй тур прошли нынешний президент Сербии Борис Тадич и лидер Сербской прогрессивной партии Томислав Николич. Разница между ними была лишь в три десятых процента в пользу Тадича. Теперь прогнозируется, что больше шансов на победу у Бориса Тадича. Рассказывает наш корреспондент в Белграде Айя Куге.

Айя Куге: Сейчас оба кандидата обмениваются взаимными обвинениями, которые становятся все тяжелее. Томислав Николич обвиняет демократов в том, что они, якобы, подделали результаты голосования. Борис Тадич выглядит увереннее – он обеспечил себе поддержку большинства политических партий в Сербии, а его соперник не нашел ни одного союзника. Однако исход второго тура выборов в президенты нельзя считать известным. Это мнение профессора Белградского университета Владимира Вулетича.

Владимир Вулетич: Надо учесть, что в первом туре выборов разрыв был незначительным. Также надо учесть, что аналогичная ситуация была и на предыдущих выборах 4 года назад. И хотя сейчас Тадич, несомненно, является фаворитом, это мало что значит на практике: люди все-таки должны пойти на избирательные участки. Это как в футболе – если у вас команда-фаворит, но игроки расслабились, то результата не будет. Если Борис Тадич не завершит кампанию так, как он ее вел все это время, то ничего не будет известно до конца.

Айя Куге: Для Бориса Тадича это шанс в третий раз стать президентом страны. Конституция Сербии предусматривает лишь два президентских мандата подряд, но была найдена возможность допустить и третий – оправдывая тем, что во время первого мандата Тадича (с 2004 по 2008 год) Сербия не была самостоятельным государством, а входила в союз с Черногорией. На всех предыдущих президентских выборах борьба велась именно между Тадичем и Николичем, и Николич во втором туре всегда проигрывал. Теперь Борис Тадич повторяет, что не все равно, кто будет президентом Сербии, обращая внимание избирателей на изменчивость и непредсказуемость характера Томислава Николича.

Борис Тадич: 20 мая - день, когда Сербия решит, каким будет ее будущее. Я хочу сказать вам: не все равно, кто президент Сербии, это абсолютно не все равно! Свидетелям того являюсь я, и последние пять лет, когда я принимал решения, они не были решениями “все равно”.

Айя Куге: Да, это так: в Сербии сейчас распространен тезис, что все равно, кто будет президентом – для многих граждан оба кандидата одинаково неподходящие. Борис Тадич раньше считался демократическим лидером европейского толка, наследником убитого премьер-министра, реформатора Зорана Джинджича. Однако он своей порой неискренней политикой по отношении к Косову и к Боснии и Герцеговине до конца этот имидж не оправдал. Тадичу все чаще вменяют в вину то, что он создал сильную партократию и сконцентрировал все рычаги государства в своих руках, несмотря на то, что согласно Конституции, у президента Сербии не много власти.
Соперник Тадича Томислав Николич в 2008 году расколол ультранационалистическую Сербскую радикальную партию и создал Сербскую прогрессивную партию, делая вид, что он превратился в умеренного националиста Европейской ориентации. Кому доверить управление государством? Вот мнение социолога Душана Богдановича.

Душан Богданович: Ни у одного, ни у другого нет видения будущего, они не предложили ничего конкретного. У них все на уровне лозунгов, на уровне более или мене умеренных обещаний, но конкретной концепции того, что делать, чтобы спасти Сербию от пропасти, мне распознать не удалось. Основная разница между ними в том, что за Борисом Тадичем в определенном смысле стоит капитал убитого премьер-министра, реформатора Зорана Джинджича. Однако этот капитал Тадич довольно активно расходует, и мне кажется, что растратит его очень быстро. Но если этот цикл выборов должен лишь обеспечить Борису Тадичу место в истории как политику, который три раза был президентом Сербии, тогда не стоит от него ожидать серьезной политики и серьезного соревнования концепций, программ и идей.

Айя Куге: В предвыборной президентской кампании было несколько крупных скандалов. Перед первым туром Томислав Николич, про которого известно, что он закончил лишь строительный техникум, сообщил, что у него есть высшее образование – в 2007 году он окончил какой-то частный факультет по менеджменту в городе Нови Сад. Но ему мало кто поверил, пошли пересуды, что диплом он купил.
Но Томислав Николич нанес ответный удар – через несколько дней после первого тура он сообщил, что демократы украли у него и его партии около пятнадцати процентов голосов. Свои обвинения он подкрепил мешком с использованными бюллетенями, который, как он утверждал, был найден в мусорном ящике. А потом добавил, что таких выброшенных бюллетеней, якобы, то ли десятки, то ли сотни тысяч. Вскоре прокуратура Сербии сообщила, что мешок и 2109 бюллетеней в нем, которые предоставила Сербская прогрессивная партия, действительно, подлинные, но они были унесены из избирательного участка под Белградом уже после подсчета голосов. Доказательством этого послужил протокол итогов выборов в данном избирательном участке, который подписали также представители партии Николича. Вот что сообщил представитель сербской прокуратуры Томо Зорич.

Томо Зорич: В данном случае речь не идёт об изменении воли граждан на выборах, не о краже голосов, а о краже избирательных бюллетеней – то есть архивного материала по окончании выборов, после того, как голоса уже были подсчитаны. Голоса граждан Сербии никто не забрал, украдены бюллетени. Нет сомнений, что это уголовное дело. Прокуратура ведет расследование, разыскиваются лица, которые забрали эти бюллетени, и, без сомнения, мы всех, кто этим занимался или помогал им, привлечем к уголовной ответственности. Еще раз повторяю: подделка на выборах воли граждан Сербии не произошла.

Айя Куге: Директор белградского Центра за свободные выборы и демократию ЦЕСИД Марко Благоевич не допускает возможности крупных махинаций с результатами выборов в Сербии.

Марко Благоевич: Кража таких размеров сегодня в Сербии невозможна, по крайней мере, я себе не представляю, как ее можно провести. Красть по мелкому – возможно, также возможны разные нарушения процесса выборов. В конце концов, выборов без разных нарушений в мире нет, но это не организованная система, созданная с намерением обмана и кражи. У нас в избирательных участках в комиссиях сидит очень много людей, это целая армия численностью в сотни тысяч человек. Они представляют все партии и всех кандидатов в президенты, они сидят и следят за пальцами друг друга. В этих комиссиях было около 17 тысяч представителей Сербской прогрессивной партии, они присутствовали во всех избирательных участках. Не могу себя представить, как в данной ситуации на выборах возможна кража таких размеров.

Айя Куге: Общество в Сербии очень чувствительно к краже голосов – все ещё помнят 5 октября 2000 года, когда именно из-за того, что власти не признали настоящих результатов выборов, граждане Сербии свергли режим Слободана Милошевича.
Но сегодня в крупную подделку результатов не верит также директор Центра новой политики, юрист Владимир Тодорич. Однако он не исключает возможности, что атмосфера недоверия из-за обвинений в краже голосов может вылиться в протесты на улицах Сербии.

Владимир Тодорич: Для нынешних выборов было характерно то, что ночью, сразу после выборов, почти все партии сообщали одинаковые результаты, если эти результаты отличались, то лишь на три-пять десятых процента голосов. Теперь они показывают какие-то бюллетени, якобы найденные в мусорном ящике, - кто-то совершил кражу бюллетеней. Однако это никак не может поставить под сомнение честность выборов – голоса подсчитаны и протоколы остаются для подтверждения воли граждан. Теперь важно, чтобы Сербия не впала в спираль насилия. В стране есть сильное социальное недовольство, и нельзя недооценивать ситуацию. Многие говорят: никаких протестов не будет, ничего не случится, они не смогут никого собрать - на улицы вышли лишь триста человек. Однако кризис в стране глубокий. Посмотрите, сколько у нас несбывшихся ожиданий после 5 октября 2000 года, ничего не шло, как мы планировали! Но есть один хороший момент, который совершенно не вызывает сомнения: в Сербии с тех пор больше никогда не были зарегистрированы кражи на выборах.

Айя Куге: Кандидат в президенты, лидер Сербской прогрессивной партии Томислав Николич сначала сообщил, что не будет принимать участия во втором туре, и призвал граждан на уличные протесты, но потом передумал. Теперь он клянется, что силой будет защищать голосование от подделок.

Томислав Николич: На этот раз я готов физически, лично драться в избирательных участках, где будут кражи. Это я вам впервые говорю: мы будем защищать силой каждый голос!

Айя Куге: Почему Томислав Николич пошел на такое нагнетание атмосферы? Вопрос белградскому политическому обозревателю Джороже Влаичу.

Джордже Влаич: По многим критериям для Томислава Николича эти выборы ставят вопрос “быть, или не быть”. Он снова в ситуации, в которой находился, когда руководил Радикальной партией после отправки в Гаагу Воислава Шешеля – когда эта партия имела хороший результат на выборах, но была не в состоянии составить правительство. Так и теперь, несмотря на то, что Прогрессивная партия имеет даже больше депутатских мандатов, чем Демократическая партия, она не в состоянии формировать правительство – они не могут найти политических партнеров. С другой стороны, если Николич как лидер партии, отделившейся от радикалов, на этот раз не победит над Тадичем, которому лично проигрывал уже несколько раз, то он может отправиться на политическую пенсию. В случае проигрыша, Николич потерял бы политическое влияние и любой авторитет, что было бы сложно пережить.

Айя Куге: А цель угроз?

Джордже Влаич: С одной стороны, эти угрозы имеют целью поднять предвыборную температуру и мобилизовать как его сторонников, так и право-ориентированных избирателей - из Демократической партии Сербии, националистической организации “Двери”, избирателей Радикальной партии, не преодолевшей 5% барьер в парламент. Николич ожидает, что такой резкой риторикой привлечет избирателей.
И улучшит свой результат. В данный момент, согласно опросам общественного мнения, Тадич имеет огромное превосходство над Томиславом Николичем, что никогда раньше не случалось. Раньше Тадич побеждал Николича с небольшим перевесом голосов.

Айя Куге: Полагает белградский политический обозреватель Джордже Влаич.
XS
SM
MD
LG