Глава следственного комитета России Александр Бастрыкин взял под собственный контроль расследование уголовного дела о превышении должностных полномочий сотрудником правоохранительных органов, который ударил ногой в живот участницу прошедшей 6 мая оппозиционной акции "Марш миллионов". В интернете неустановленного пока омоновца уже окрестили прозвищем "майский садист".
О том, что по факту избиения участницы "Марша миллионов" заведено уголовное дело, журналистам сообщил официальный представитель следственного комитета России Владимир Маркин:
– В рамках уголовного дела принимаются меры к установлению свидетелей происшествия, а также конкретных сотрудников столичной полиции, применивших насилие в отношении девушки. Кроме того, следователям предстоит установить другие обстоятельства происшествия, – сказал Владимир Маркин.
Свою служебную проверку инициировала и московская полиция. В пресс-службе главного управления МВД по Москве в пятницу сообщили, что проверены были все сотрудники ОМОНа гарнизона столичной полиции, которые 6 мая несли службу в районе Болотной площади. По предварительным данным, ни один из них не был запечатлен на распространенном в интернете видео избиения участницы акции протеста.
Кампанию по привлечению общественного внимания к этому инциденту инициировал блогер Олег Козырев. На своей страничке в "Живом журнале" он опубликовал видеозапись, на которой видно, как сотрудники ОМОНа волокут по асфальту участника марша миллионов. Другой полицейский поворачивается к ним и бьет задержанного ногой в область живота. Козырев призвал пользователей интернета содействовать установлению личности омоновца, которого он назвал майским садистом и сравнил с "жемчужным прапорщиком" Олегом Бойко. Напомним, что Бойко, избивший человека на несанкционированном митинге у Гостиного Двора в Петербурге 31 июля 2010 года и признанный судом виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия, получил довольно мягкое наказание – 3,5 года лишения свободы условно, при том, что прокурор просил для него 4 года в колонии-поселении.
Сообщение Олега Козырева перепостили у себя многие пользователи интернета, история "майского садиста" вызвала широкое обсуждение в сети. В блогах появилась также и запись, в которой интернет-пользователь Андрей Прохоров утверждает, что на скандальной видеозаписи омоновец бьет не девушку, а молодого человека. По его мнению, удар полицейского приходится не в живот, а по ноге участника акции протеста. Вот как на это заявление отреагировал у себя в блоге Олег Козырев:
"Нелепые кремлетролли активно пытаются распространить инфу, что на видео не девушка, а парень, не понимая не только то, что без разницы, кто там, – т.к. полиция не может бить задержанного любого пола, – но и то, что бить парня в пах это вообще-то еще более говорит о жестокости полиции", – пишет блогер Олег Козырев.
По мнению председателя правозащитной ассоциации "Агора" Павла Чикова, вне зависимости от пола потерпевшего, в действиях омоновца можно усмотреть состав преступления:
– В случаях применения насилия полицией имеет ключевое значение контекст произошедшего. Были ли правомерными действия того человека, в отношении которого применили физическую силу, или не были? Было это задержание или нет? Из видео видно, что человека задерживали. Двое полицейских держали его за руки, тащили куда-то. Очевидно, что он был задержан. Имеет также значение основание задержания, статус человека в момент применения к нему физической силы. Важно также и насколько эта сила была необходима. На видеозаписи видно, что человек не сопротивляется, его действия уже сковали другие сотрудники полиции, а ударивший его омоновец не принимал непосредственного участия в задержании. Он нанес удар ногой, как бы походя, в область таза, насколько можно увидеть на кадрах. На мой взгляд, действия этого полицейского не были оправданы с точки зрения закона – это превышение должностных полномочий с применением насилия.
А вот как Павел Чиков оценивает перспективы расследования уголовного дела по этому факту:
– У нас есть хороший прецедент с так называемым "жемчужным прапорщиком" в Санкт-Петербурге, дело которого по очень похожим обстоятельствам было доведено до приговора. В этом смысле Москва пока территория девственная – ни одного сотрудника полиции за применения насилия в отношении митингующих здесь не осуждали. В этом смысле сам факт возбуждения уголовного дела уже имеет большое значение. Кроме того обычно по сложившейся практике в России уголовные дела в отношении полицейских заводят, чтобы все-таки отправить их в суд, то есть возбуждают те дела, которые имеют судебную перспективу. Очевидно, что в Москве к этому делу будет приковано большое внимание общественности, правда, ключевое значение имеет личность потерпевшего – что это за человек, насколько он будет готов контактировать с прессой, общественностью, согласиться ли он, например, на нашу юридическую помощь. Не получится ли так, что полиция постарается урегулировать этот вопрос за рамками уголовного процесса? – задается вопросом Павел Чиков.
Как сообщают в московских правоохранительных органах, пока что участница или участник марша миллионов, которого бьют на видео, в полицию не обращался. Также до сих пор не объявился ни один свидетель.