Ссылки для упрощенного доступа

В Москву за авангардом


Шуховская башня - традиционный символ московского авангарда 1920-1930-х гг.
Шуховская башня - традиционный символ московского авангарда 1920-1930-х гг.
В исторической застройке Москвы архитектура авангарда – самая уязвимая. Такие здания редко имеют охранный статус, и большинство из них находится в плачевном состоянии. В культурном центре "Белые палаты на Пречистенке" состоялся семинар, посвященный этим памятникам архитектуры.

Шуховская башня, дом Мельникова и дом Наркомфина – вот, пожалуй, и все, что на слуху из наследия московского авангарда. Между тем, специалисты подсчитали: в российской столице не одна сотня таких объектов. Все они, говорит координатор проекта "Москонструкт" Елена Овсянникова, возникли в кратчайший период, в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века:

- Тогда был колоссальный строительный бум и несколько воспряла вся строительная промышленность, которая до того пребывала в абсолютной разрухе.

В основном возводились вместительные общественные здания – клубы, школы, фабрики-кухни, заводские корпуса и так далее. Угловые балконы, круглые окна рядом с прямоугольными, цилиндрические башни – вот лишь немногие приметы стиля, главной идеей которого была игра четкими геометрическими объемами. Сейчас, подчеркивает Елена Овсянникова, очень трудно оценить всю эту строгую красоту:

- Эти, находящиеся в разных частях города, объекты очень искажены. Повсеместно меняют окна на пластиковые, не сохраняя специфику рисунка переплетов. У них у всех переделаны кровли. Они закрашены невероятным количеством слоев краски. Очень много и других изменений, сделанных безо всякого понимания этого стиля.

Сосем уж плачевно состояние памятника федерального значения – школы имени Космодемьянских, построенной архитектором Звездина. Школа в руинах стоит пятый год. Не спасает даже статус памятника архитектуры федерального значения.

А вот абсолютный шедевр – комплекс зданий Тимирязевской академии Бориса Иофана и других архитекторов – до сего дня не удается даже внести в список памятников. Причину я вижу в том, что кое у кого существует прямая заинтересованность в огромных территориях, занятых этим комплексом.

Еще упомяну большое число общежитий в стиле авангард. Если называть вещи своими именами, многие из них доживают свой век. Неизвестно, сохранятся ли они через год-два. При этом у них абсолютно уникальные формы. Ссылаются на то, что они в очень плохом состоянии. Ну а кто виноват-то? - спрашивает Елена Овсянникова.

Как считает член координационного совета движения Архнадзор Марина Хрусталева, московские памятники авангарда должны быть включены в современную жизнь города. Они еще могут послужить, причем, при разумном подходе - с немалой выгодой:

- Большая часть может сохранять свою изначальную функцию, ведь до сих пор гаражи являются гаражами, учебные заведения по-прежнему являются вузами. А вот дома-коммуны, как теперь все прекрасно понимают, идеально могли бы быть приспособлены под недорогие, но интересные с художественной точки зрения отели. Таких отелей - трехзвездочного уровня, небольших, расположенных близко к центру - в Москве сейчас отчаянно не хватает.

Кроме того, памятники авангарда уже сейчас включены в маршруты чрезвычайно популярных пешеходных и велосипедных экскурсий, которые проводят энтузиасты. После ремонта и реставрации такие здания могли бы стать объектами коммерческого туристического показа. Многие города мира активно используют архитектурные достопримечательности для привлечения туристов. В том числе, во многих городах это было сделано сознательно и целенаправленно.

Например, Барселона занялась продвижением Гауди около 40 лет назад. Это была государственная городская программа, и Гауди совсем не был так знаменит, как сейчас, и Барселона не была таким оживленным туристическим городом. А сейчас эта связка - Барселона и Гауди - совершенно неразрывна.

Зачем едут туристы Москву, мы не очень хорошо знаем. Кто-то считает, чтобы смотреть русские церкви, кто-то – чтобы сходить по адресам Пушкина. Но я думаю, что однозначный образ Москвы до сих пор не осмыслен. Мы считаем, надо внимательно присмотреться ко всем архитектурным слоям столицы и найти те, которые были недостаточно освоены. До недавнего времени авангард совершенно не воспринимался официальной Москвой как художественный ресурс. Между тем во всем мире искусство русского авангарда ценится чрезвычайно высоко. Живопись из наших музеев желанна на самых престижных выставках других стран, и на аукционах такие картины продаются за баснословные деньги. Но живопись может передвигаться, а архитектура – нет. Уверена, что желающих увидеть ее найдется немало, но люди как минимум должны быть для этого информированы, - подчеркивает Марина Журавлева.

По официальным данным, Москву в год посещает четыре с половиной миллиона зарубежных туристов. Это небольшая для мегаполиса цифра, но и к ней следует отнестись критически. Большая часть людей, въезжающих по туристической визе, посещают Москву в связи с интересами бизнеса

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG