Ссылки для упрощенного доступа

Экономист Константин Сонин - о перспективах Путина и России


Константин Сонин
Константин Сонин
В понедельник, 7 мая начинается шестилетний президентский срок Путина, после которого он будет иметь право баллотироваться на следующие шесть лет, и кто-то уже прогнозирует, что общее время его пребывания у власти в России может достичь четверти века. Есть однако и те, кто дает Путину на посту президента лишь несколько лет, заявляя о крайней неэффективности созданной им структуры власти и системы управления.

Могут ли проблемы в развитии страны привести к досрочному уходу Владимира Путина с должности президента? Об этом по просьбе Радио Свобода рассуждает проректор Российской экономической школы Константин Сонин.

- В какой мере экономика влияет на смены режимов и политических элит? Скажем, в развитых демократиях экономический кризис, кажется, приводит к смене правительства, для авторитарных или тоталитарных режимов это не столь очевидно. С другой стороны, распространено мнение, что Советский Союз рухнул из-за падения цен на нефть в 80-х годах.

- Это очень сложный вопрос. Как всегда, очень легко установить корреляцию и очень трудно установить причинно-следственную связь. Корреляция здесь есть и в демократических, и в недемократических режимах. Времена экономических трудностей, как правило, совпадают со временем смены лидеров - это верно и для демократических, и для авторитарных режимов. Но что является следствием, а что причиной, это гораздо более сложный вопрос.

Применительно к демократическим режимам можно говорить, что когда начинаются экономические трудности, то шансы переизбраться у действующего президента, например, Америки, устойчиво ниже, чем в случае быстрого экономического роста. В случае автократических режимов это более трудно, но в целом и там есть такая зависимость: вслед за экономическими трудностями наступает тяжелое время для лидеров.

- Каковы ваши прогнозы экономического развития России на ближайшие годы? И каким образом это может влиять на политическую систему в стране?

- Основной проблемой для России является не возможность какого-то резкого спада, подобного тому, который мы пережили в 2008 году или даже, упаси боже, тому, который мы пережили в 1991 году. Главная опасность для России – это низкие темпы экономического роста. Мы развивающаяся страна, мы намного беднее, чем богатые страны. Соответственно, мы должны - за счет того, что мы можем инвестировать больше, за счет того, что мы можем заимствовать технологии - расти быстрее. Мы должны расти на 3-4 процента в год быстрее, чем страны еврозоны и Америка. Если мы так не растем, если мы не растем на 4-5 процентов в год, - это значит, что у нас проблемы, это значит, что у нас кризис и будут потеряны десятилетия. Мне кажется, угроза медленного роста сейчас у нас остро стоит и, прежде всего, из-за того, что у нас такая архаическая система власти.

- Может ли такое замедление экономического роста влиять на политическую систему или она - с этой точки зрения - не подвергается никаким опасностям?

- Мне кажется, никакой непосредственной опасности для нынешней политической системы нет. То есть, если мы думаем про устойчивость политической системы, сравнивая с историей Советского Союза, мы сейчас находимся где-то в 70-х годах, а не в 1989 году. Если говорить об экономическом кризисе, сопровождаемом такими потрясениями, которые могли бы привести к падению режима Путина, то такого сценария, мне кажется, просто нет.

- Насколько нынешняя система власти зависит от цен на нефть?

- Она зависит сильно в том смысле, что если цены на нефть резко упадут, то возникнут проблемы, но проблемы эти будут с ростом и развитием, а не с уровнем потребления. Потому что у нашей страны очень низкий государственный долг, мы можем еще много занимать, у нас, в принципе, резервы большие. Кроме того, у нас структурные диспропорции совсем не такие, какие были в 1990 году. Поэтому если сейчас цены на нефть упадут вдвое, я думаю, примерно тот же уровень потребления или уровень потребления, ненамного меньший - скажем, на 10 процентов - еще можно будет поддерживать около 3-5 лет, то есть на протяжении всего горизонта планирования для Путина и его правительства.

- Путин в понедельник становится президентом. Кто-то говорит о том, что он пришел на 12 лет, кто-то дает ему не больше двух. Ваш прогноз?

- Если бы меня заставили поставить деньги на конкретный исход, я бы считал, что вероятность того, что он не дотянет до конца шестилетнего срока - больше половины, и основная причина этого – в современном мире. То, сколько лет он находится уже у власти - 13 лет - плюс еще 6 – получается 19 – это просто огромный срок. Если мы посмотрим на все страны, похожие на нас, мы увидим, что везде лидеры меняются быстрее. И нужно смотреть на Африку или на Азию, на какие-то экзотические диктатуры, чтобы увидеть лидеров, которые находились бы у власти дольше. Поэтому мой прогноз, что 6 лет он не будет находиться у власти.

- Вы утверждали, что никаких непосредственных угроз режиму Путина с точки зрения экономики нет. Каким, по вашему, может быть механизм смещения Путина с поста?

- Мне кажется, например, что если следующие три или четыре года темпы экономического роста будут 3 процента в год, а это совершенно реалистичный сценарий, близкий к сценарию Министерства экономического развития, то недовольство в высшем эшелоне станет критическим. Оно и сейчас уже очень велико. Если мы посмотрим на отношение к Путину в образованном классе, то оно зашкаливающе плохое. Ситуация такова, что его буквально никто не может публично поддержать. Просто нет публичного интеллектуала, который мог бы выйти и сказать: " Я считаю, что Путин – это хорошо". Чтобы это сказал какой-то независимый эксперт, такого вообще нет. Соответственно, мне кажется, это будет накапливаться и в какой-то момент прорвется, но до этого еще может пройти несколько лет.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG