Более семидесяти шести тысяч жителей Черемховского района оказались в зоне экологической катастрофы. Из-за неудачной врезки злоумышленников в нефтепровод комбината Росрезерва «Прибайкалье», расположенного в городе Усолье-Сибирское, в реку Ангара вылилось несколько сотен тонн дизельного топлива. Нефтяное пятно попало, в частности, в зону черемховского водозабора. Спустя сутки в районе был объявлен режим «Чрезвычайная ситуация». Первые пробы воды показали, что предельно допустимые концентрации углеводородов превышены более чем в 30 раз. Почти неделю жители городов Черемхово и Свирск, а также посёлка Михайловка были без централизованного водоснабжения. Детские сады работу приостановили, медицинские учреждения работали, уроки в школах проводились по сокращенному режиму. Черемховские хлебопекрани из-за отсутствия воды остановили работу. Но сутки спустя их деятельность была восстановлена, благодаря тому, что был организован централизованный подвоз воды.
Жительница Черемхово Анна Полякова говорит, что пока они не столкнулись с этой бедой, даже не задумывались, как много нужно человеку воды. Конечно, воду подвозили, но ведь люди не были готовы к этой ситуации, поэтому элементарно не хватало тары, чтобы запастись необходимым количеством жидкости. Очень тяжело пришлось пенсионерам, у которых рядом нет родных и близких, а также семьям, где есть дети. Продолжает Анна Полякова.
Анна Полякова: Для кого-то это не стало проблемой. У наших знакомых в коттедже в центре города горячую воду не отключали, а холодную, питьевую, они привозили сами. А для нас и нашей семьи это была проблема, у всех маленькие ребятишки. А вот сестра моя вообще в это время попала в роддом и 28 апреля родила дочку. Хоть из крана и бежала тонкая струйка теплой воды, но какая она? Пришлось вооружиться тазиком и марганцовкой, но ведь это очень неудобно, так как ребеночек очень маленький и его нужно постоянно подмывать. Сами воду экономили, хорошо, что у родственников в деревне есть корова, поэтому они постоянно отправляли нам молоко.
Екатерина Вертинская: Анна говорит, что отключения воды у них периодически были: на два, на три, на четыре дня, но всегда предупреждали людей, и жители Черемхово могли подготовиться. А в данной, чрезвычайной ситуации больше всего их пугала неопределенность.
Анна Полякова: Отключили воду. На сколько ее отключили? Побежит? Какая? Факты в Интернете и по телевизору разнились с действительностью. Включаешь «Первый канал», а там объявляют: «Ситуация в иркутской области нормализуется, вода начала поступать в дома, только ее можно использовать для технических нужд». Открываешь кран, а ее нет. Звонишь родственника, они живут в благоустройстве, у них тоже воды нет. И сейчас хоть и дали воду, но все равно большие опасения. Так как изначально сообщали неправильную информацию: две тонны нефти поступило в реку, потом – 44, а сейчас уже – 300. Поэтому когда сейчас говорят, что в воде вредных веществ ниже норы, честно, не верится.
Екатерина Вертинская: Нефтяные пятна на Ангаре по-прежнему есть. Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петр Воронин заявил, что их прохождение не влияет на работу Черемховского водозабора. Он сообщил также, что специалистам ЖКХ тех населенных пунктов, которые расположены ниже по течению реки и имеют водозаборы, дано указание усилить контроль над содержанием в воде посторонних и вредных примесей.
Об экологических последствиях разлива 300 тонн нефтепродуктов в акваторию Ангары рассказала сопредседатель Иркутской региональной общественной организации «Байкальская Экологическая Волна» Марина Рихванова.
Марина Рихванова: Это очень большая авария для Ангары, я так думаю. Часть нефтепродуктов будет передвигаться дальше по Ангаре, и загрязнять остальные районы, а часть осядет и уже осела, наверное, на дно. И продолжаться загрязнение будет в течение десятилетий. Потому что это тяжелые фракции нефти, они постепенно перерабатываются природными микроорганизмами, но это происходит медленно, и продукты этой переработки являются канцерогенными веществами. В качестве прогноза можно сказать, что рост онкологических заболеваний будет происходить.
Екатерина Вертинская: Делая такой прогноз, Марина в первую очередь вспоминает о похожей трагедии, которая произошла в Заларинском районе Иркутской области почти 20 лет назад. Эколог рассказывает, что в 1993 году на нефтепроводе была авария и нефть, просочившись в землю, загрязнила источники воды. В поселке городского типа Тыреть централизованное водоснабжение и вода с нефтью стала поступать в квартиры. Продолжает Марина Рихванова.
Марина Рихванова: Сразу же загрязнились все и водопроводы, и канализация; и ванны, и раковины у местных жителей приобрели коричневую окраску. Им все равно для технических целей приходилось пользоваться этой водой, у них появились кожные заболевания на теле и появились случаи смерти от рака. Точной статистики у меня, к сожалению, нет по Тырети, но моя подруга университетская, которая там жила, уже умерла от рака. И такие примеры есть и в других странах.
Екатерина Вертинская: На днях стало известно, что 14-15 мая в Омске состоится суд по иску Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры к ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварии на нефтепроводе «Красноярск-Иркутск» в марте 1993 года. Ущерб оценивают в 940 миллионов рублей. По словам помощника Западно-Байкальского межрайонного прокурора Алёны Белозерцевой, по факту аварии было возбуждено уголовное дело, но еще в середине 90-х годов процесс был прекращен за истечением срока давности. В районе аварии ни разу не проводились работы по рекультивации пораженной почвы и очистки воды. Было несколько проверок, которые традиционно показывают, что содержание нефти в воде и почве до сих пор в сотни раз превышает нормативные показатели. По мнению экспертов, исправить ситуацию поможет лишь многоступенчатая очистка воды с заменой водоводов и рекультивация земель. Общая стоимость работ составляет около 1 млрд. рублей.
Что касается Черемховского района, то по сообщению пресс-службы правительства Иркутской области, специалисты все еще обрабатывают берега и акваторию сорбентами. Проводится постоянный контроль предельно допустимой концентрации углеводородов на водозаборе. Подвоз питьевой воды в населенные пункты Черемховского района продолжается.