Ирина Лагунина: 14-15 апреля в колумбийском городе Картахена пройдет Саммит Америка – встреча лидеров стран Западного полушария. О темах, которые будут обсуждаться на этой встрече, и о проблемах, с которыми саммит столкнулся еще до открытия, рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Владимир Дубинский.
Владимир Дубинский: Вокруг саммитов американских государств почти всегда возникают скандалы. Чаще всего они бывают связаны с такими латиноамериканскими персонажами, как Фидель Кастро и президент Венесуэлы Уго Чавес. Косвенно Кастро оказался замешанным в скандал и на сей раз, но главным действующим лицом стал президент Эквадора Рафаэль Корреа. За две недели до начала встречи в верхах он направил письмо хозяину саммита президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу, в котором заявил, что отказывается ехать в Картахену.
Корреа пишет, что это решение он принял потому, что на саммит не приглашена Куба, а также потому, что в повестку дня не включен вопрос о Фолклендских или, как их называют по-испански, Мальвинских островах.
Это письмо зачитал пресс-секретарь эквадорского президента Патрисио Баррига
Патрисио Баррига: Неприемлемым является то, что на этих встречах в верхах не обсуждаются такие фундаментальные вопросы, как бесчеловечная экономическая блокада Кубы и позорная колонизация Мальвинских островов.
Владимир Дубинский: Куба не была приглашена на саммит потому, что она - единственная в Западном полушарии страна, где у власти стоит диктаторский режим? и потому, что она не является членом Организации американских государств. Рафаэль Корреа попытался привлечь к своему протесту и другие страны, в частности, те, которые входят в так называемый Боливарианский альянс для народов нашей Америки. Эта организация была создана в 2004 году по инициативе Фиделя Кастро и Уго Чавеса. Но лидеры этих стран отказались последовать примеру Эквадора и на встречу в Колумбию все-таки поедут. Тем не менее, отмечают обозреватели, демарш эквадорского президента можно считать частично успешным. Кубинский вопрос на саммите обсуждаться будет. Говорит бывший заместитель министра обороны США по вопросам Западного полушария, а ныне сотрудник вашингтонского Центра международных стратегических исследований Стивен Джонсон. Он выступал на конференции в своем центре.
Стивен Джонсон: Кубинский вопрос не будет внесен в официальную повестку дня саммита, но, вероятнее всего, он станет предметом обсуждения и, наверняка, об этом будет говориться в новостях. Важно понять, что до тех пор, пока Куба не станет демократическими государством, на саммиты американских стран её приглашать не будут. Что бы ни говорили отдельные лидеры, это решение американские государства должны принимать сообща. Успехи демократии и продвижение прав человека – это главные достижения стран-участниц саммита. Те, кто говорит, что этот саммит должен стать последним без Кубы, правы. Но следует понять, что Кубе предстоит еще очень многое сделать по продвижению реформ, начатых Раулем Кастро, перед тем как эта страна сможет рассчитывать на полнокровное членство в Организации американских государств.
Владимир Дубинский: Что касается Фолклендских островов, то, считает Стивен Джонсон, вряд ли по этому вопросу на саммите будут приняты какие-то новые решения.
Стивен Джонсон: Вероятнее всего, это чисто символический вопрос. Аргентина, вне рамок саммита, пытается уговорить своих южноамериканских соседей, чтобы они ее поддержали. В частности, Аргентина хочет, чтобы южноамериканские страны бойкотировали авиационное и морское сообщение с этим островами до тех пор, пока по ним не будет найдено решение, удовлетворяющее Аргентину. Так что эта страна действует по дипломатическим каналам, вновь пытаясь найти легитимность своей позиции. Напомню, что последний раз, когда она пыталась решить этот вопрос военным путем, это привело к катастрофическим последствиям. Я не думаю, что Аргентина пойдет на такие шаги еще раз, но, безусловно, этот вопрос будет важной темой обсуждения.
Владимир Дубинский: Ожидается, что как обычно на встречах подобного рода, центральной на саммите в Картахене будет тема отношений США с остальными странами континента. Какими бы быстрыми темпами ни развивались латиноамериканские страны, Соединенные Штаты продолжают оставаться доминирующей державой. Обозреватели отмечает, что президент Обама, пользуется в Латинской Америке большой популярностью, но за время его пребывания в Белом Доме, Соединенные Штаты все же не полностью использовали потенциал отношений со своими соседями по полушарию. Говорит чилийский экономист, сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне Даниель Кауфман.
Даниель Кауфман: В Латинской Америке произошли самые радикальные изменения. Мы более не живем в эпоху диктаторов. Времена, когда у нас шли гражданские войны, канули в лету. Вместо этого мы видим укрепление демократии и быстро развивающуюся экономику. Иными словами, мы выросли и повзрослели. А что же Соединенные Штаты? На мой взгляд, политика США по отношению к нам не очень изменилась за последние десять-двадцать лет. С одной стороны, это хорошо, так как в этом есть некое постоянство, и США о нас не забывают. Но вопрос вот в чем: сумели ли США адаптироваться к переменам, произошедшим у нас?
Владимир Дубинский: По мнению Стивена Джонсона из Центра международных стратегических исследований, ожидать прорывов в отношениях США с латиноамериканскими странами на нынешнем саммите не следует.
Стивен Джонсон: К сожалению, надо констатировать, что администрация президента Обамы сейчас более занята таким вопросами, как состояние экономики, Ближний Восток а, в последние время также и проблемами тихоокеанского региона и отношениями с азиатскими странами, не говоря уже о военных операциях, которые ведут США. Внимание администрации явно не обращено на Латинскую Америку, и это, конечно, не остаётся незамеченным лидерами стран региона.
Владимир Дубинский: Вряд ли, считает Стивен Джонсон, на саммите, вообще, будут достигнуты какие-то крупные соглашения. Речь – говорит он - идет о встрече представителей тридцати трех стран, чьи цели часто расходятся. Гораздо более полезными - считает специалист – являются встречи на региональном или двустороннем уровнях. Он имел в виду прошедшие в Вашингтоне недавно встречи президентов США, Канады и Мексики, а также визит в американскую столицу президента Бразилии Дилмы Русеф. Тем не менее, консультации в Картахене могут быть полезными. Среди вопросов, которые представляют интерес для всех стран Америки, Джонсон назвал проблему неравномерного распределения экономических благ в регионе, координацию усилия по ликвидации последствий стихийных бедствий, меры по продвижению в Западном полушарии новейших технологий, в первую очередь интернета.
На саммите будут говорить также о перспективах региональной интеграции в области инфраструктуры. Речь идет автомобильных и железных дорогах, нефте - и газопроводах и использовании энергетических ресурсов. Особое внимание будет уделено борьбе с преступностью.
Стивен Джонсон: Печальный факт заключается в том, что 32 самых опасных в мире города расположены на американском континенте, и с этим необходимо что-то делать. Ежегодный объем торговли наркотиками достигает четырехсот миллиардов долларов, и это ужасно сказывается на положении деле в нашем полушарии.
Владимир Дубинский: В одной только Мексике за последние годы в результате насилия, связанного с деятельностью наркомафии погибли почти пятьдесят тысяч человек. Правительство соседней Гватемалы признает, что оно проигрывает в войне с организованной преступностью. «Стратегия, которой в борьбе с наркомафией мы придерживались последние тридцать-сорок лет, фактически провалилась, и нам необходимо это признать» - заявил накануне саммита президент Гватемалы Отто Перес Молина в интервью газете Вашингтон Пост».
Латиноамериканские страны отмечают, что единственная модель, которой они придерживаются в борьбе с наркомафией – это модель, предложенная Соединенными Штатами. Она заключается в криминализации употребления наркотиков во всех странах региона и в жестком – вплоть до применения военной силы - преследовании наркобанд. В Латинской Америке считают, что эта модель не принесла желаемых результатов. Необходимо искать альтернативные методы борьбы с наркомафией - говорят латиноамериканские лидеры. Но пока они не сумели выдвинуть никаких приемлемых альтернативных предложений. В последнее время в Латинской Америке все чаще раздаются голоса в пользу легализации некоторых наркотиков , в частности, марихуаны. Но судя по тому, что в недавнем телевизионном интервью сказал вице-президент США Джозеф Байден, рассчитывать на то, что США с этим согласятся, не следует.
Джозеф Байден: На эту тему стоит поговорить. И вот почему: в ходе обсуждения это проблемы мы сможем опровергнуть аргументы в пользу легализации наркотиков. Можно понять тех, кто страдает от насилия, связанного с торговлей наркотиками и кто считает, что легализации наркотиков каким-то образом положит конец этому насилию. Но это не так. Это просто-напросто не так.
Владимир Дубинский: Договорятся ли участники саммита в Колумбии о каких-то новых мерах по борьбе с наркомафией, неизвестно. Но совершенно очевидно, что этот вопрос становится критически важным. Тем более, что наркобандиты явно не сидят сложа руки. За неделю до начала саммита, из Центральной Америки поступили сообщения о том, что две самые опасные и жестокие бандитские группировки – гватемальская Марас Сельватручас и мексиканская Сетас, возможно, решили заключить альянс для того, чтобы захватить контроль над путями доставки наркотиков из Южной Америки в Северную.
Владимир Дубинский: Вокруг саммитов американских государств почти всегда возникают скандалы. Чаще всего они бывают связаны с такими латиноамериканскими персонажами, как Фидель Кастро и президент Венесуэлы Уго Чавес. Косвенно Кастро оказался замешанным в скандал и на сей раз, но главным действующим лицом стал президент Эквадора Рафаэль Корреа. За две недели до начала встречи в верхах он направил письмо хозяину саммита президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу, в котором заявил, что отказывается ехать в Картахену.
Корреа пишет, что это решение он принял потому, что на саммит не приглашена Куба, а также потому, что в повестку дня не включен вопрос о Фолклендских или, как их называют по-испански, Мальвинских островах.
Это письмо зачитал пресс-секретарь эквадорского президента Патрисио Баррига
Патрисио Баррига: Неприемлемым является то, что на этих встречах в верхах не обсуждаются такие фундаментальные вопросы, как бесчеловечная экономическая блокада Кубы и позорная колонизация Мальвинских островов.
Владимир Дубинский: Куба не была приглашена на саммит потому, что она - единственная в Западном полушарии страна, где у власти стоит диктаторский режим? и потому, что она не является членом Организации американских государств. Рафаэль Корреа попытался привлечь к своему протесту и другие страны, в частности, те, которые входят в так называемый Боливарианский альянс для народов нашей Америки. Эта организация была создана в 2004 году по инициативе Фиделя Кастро и Уго Чавеса. Но лидеры этих стран отказались последовать примеру Эквадора и на встречу в Колумбию все-таки поедут. Тем не менее, отмечают обозреватели, демарш эквадорского президента можно считать частично успешным. Кубинский вопрос на саммите обсуждаться будет. Говорит бывший заместитель министра обороны США по вопросам Западного полушария, а ныне сотрудник вашингтонского Центра международных стратегических исследований Стивен Джонсон. Он выступал на конференции в своем центре.
Стивен Джонсон: Кубинский вопрос не будет внесен в официальную повестку дня саммита, но, вероятнее всего, он станет предметом обсуждения и, наверняка, об этом будет говориться в новостях. Важно понять, что до тех пор, пока Куба не станет демократическими государством, на саммиты американских стран её приглашать не будут. Что бы ни говорили отдельные лидеры, это решение американские государства должны принимать сообща. Успехи демократии и продвижение прав человека – это главные достижения стран-участниц саммита. Те, кто говорит, что этот саммит должен стать последним без Кубы, правы. Но следует понять, что Кубе предстоит еще очень многое сделать по продвижению реформ, начатых Раулем Кастро, перед тем как эта страна сможет рассчитывать на полнокровное членство в Организации американских государств.
Владимир Дубинский: Что касается Фолклендских островов, то, считает Стивен Джонсон, вряд ли по этому вопросу на саммите будут приняты какие-то новые решения.
Стивен Джонсон: Вероятнее всего, это чисто символический вопрос. Аргентина, вне рамок саммита, пытается уговорить своих южноамериканских соседей, чтобы они ее поддержали. В частности, Аргентина хочет, чтобы южноамериканские страны бойкотировали авиационное и морское сообщение с этим островами до тех пор, пока по ним не будет найдено решение, удовлетворяющее Аргентину. Так что эта страна действует по дипломатическим каналам, вновь пытаясь найти легитимность своей позиции. Напомню, что последний раз, когда она пыталась решить этот вопрос военным путем, это привело к катастрофическим последствиям. Я не думаю, что Аргентина пойдет на такие шаги еще раз, но, безусловно, этот вопрос будет важной темой обсуждения.
Владимир Дубинский: Ожидается, что как обычно на встречах подобного рода, центральной на саммите в Картахене будет тема отношений США с остальными странами континента. Какими бы быстрыми темпами ни развивались латиноамериканские страны, Соединенные Штаты продолжают оставаться доминирующей державой. Обозреватели отмечает, что президент Обама, пользуется в Латинской Америке большой популярностью, но за время его пребывания в Белом Доме, Соединенные Штаты все же не полностью использовали потенциал отношений со своими соседями по полушарию. Говорит чилийский экономист, сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне Даниель Кауфман.
Даниель Кауфман: В Латинской Америке произошли самые радикальные изменения. Мы более не живем в эпоху диктаторов. Времена, когда у нас шли гражданские войны, канули в лету. Вместо этого мы видим укрепление демократии и быстро развивающуюся экономику. Иными словами, мы выросли и повзрослели. А что же Соединенные Штаты? На мой взгляд, политика США по отношению к нам не очень изменилась за последние десять-двадцать лет. С одной стороны, это хорошо, так как в этом есть некое постоянство, и США о нас не забывают. Но вопрос вот в чем: сумели ли США адаптироваться к переменам, произошедшим у нас?
Владимир Дубинский: По мнению Стивена Джонсона из Центра международных стратегических исследований, ожидать прорывов в отношениях США с латиноамериканскими странами на нынешнем саммите не следует.
Стивен Джонсон: К сожалению, надо констатировать, что администрация президента Обамы сейчас более занята таким вопросами, как состояние экономики, Ближний Восток а, в последние время также и проблемами тихоокеанского региона и отношениями с азиатскими странами, не говоря уже о военных операциях, которые ведут США. Внимание администрации явно не обращено на Латинскую Америку, и это, конечно, не остаётся незамеченным лидерами стран региона.
Владимир Дубинский: Вряд ли, считает Стивен Джонсон, на саммите, вообще, будут достигнуты какие-то крупные соглашения. Речь – говорит он - идет о встрече представителей тридцати трех стран, чьи цели часто расходятся. Гораздо более полезными - считает специалист – являются встречи на региональном или двустороннем уровнях. Он имел в виду прошедшие в Вашингтоне недавно встречи президентов США, Канады и Мексики, а также визит в американскую столицу президента Бразилии Дилмы Русеф. Тем не менее, консультации в Картахене могут быть полезными. Среди вопросов, которые представляют интерес для всех стран Америки, Джонсон назвал проблему неравномерного распределения экономических благ в регионе, координацию усилия по ликвидации последствий стихийных бедствий, меры по продвижению в Западном полушарии новейших технологий, в первую очередь интернета.
На саммите будут говорить также о перспективах региональной интеграции в области инфраструктуры. Речь идет автомобильных и железных дорогах, нефте - и газопроводах и использовании энергетических ресурсов. Особое внимание будет уделено борьбе с преступностью.
Стивен Джонсон: Печальный факт заключается в том, что 32 самых опасных в мире города расположены на американском континенте, и с этим необходимо что-то делать. Ежегодный объем торговли наркотиками достигает четырехсот миллиардов долларов, и это ужасно сказывается на положении деле в нашем полушарии.
Владимир Дубинский: В одной только Мексике за последние годы в результате насилия, связанного с деятельностью наркомафии погибли почти пятьдесят тысяч человек. Правительство соседней Гватемалы признает, что оно проигрывает в войне с организованной преступностью. «Стратегия, которой в борьбе с наркомафией мы придерживались последние тридцать-сорок лет, фактически провалилась, и нам необходимо это признать» - заявил накануне саммита президент Гватемалы Отто Перес Молина в интервью газете Вашингтон Пост».
Латиноамериканские страны отмечают, что единственная модель, которой они придерживаются в борьбе с наркомафией – это модель, предложенная Соединенными Штатами. Она заключается в криминализации употребления наркотиков во всех странах региона и в жестком – вплоть до применения военной силы - преследовании наркобанд. В Латинской Америке считают, что эта модель не принесла желаемых результатов. Необходимо искать альтернативные методы борьбы с наркомафией - говорят латиноамериканские лидеры. Но пока они не сумели выдвинуть никаких приемлемых альтернативных предложений. В последнее время в Латинской Америке все чаще раздаются голоса в пользу легализации некоторых наркотиков , в частности, марихуаны. Но судя по тому, что в недавнем телевизионном интервью сказал вице-президент США Джозеф Байден, рассчитывать на то, что США с этим согласятся, не следует.
Джозеф Байден: На эту тему стоит поговорить. И вот почему: в ходе обсуждения это проблемы мы сможем опровергнуть аргументы в пользу легализации наркотиков. Можно понять тех, кто страдает от насилия, связанного с торговлей наркотиками и кто считает, что легализации наркотиков каким-то образом положит конец этому насилию. Но это не так. Это просто-напросто не так.
Владимир Дубинский: Договорятся ли участники саммита в Колумбии о каких-то новых мерах по борьбе с наркомафией, неизвестно. Но совершенно очевидно, что этот вопрос становится критически важным. Тем более, что наркобандиты явно не сидят сложа руки. За неделю до начала саммита, из Центральной Америки поступили сообщения о том, что две самые опасные и жестокие бандитские группировки – гватемальская Марас Сельватручас и мексиканская Сетас, возможно, решили заключить альянс для того, чтобы захватить контроль над путями доставки наркотиков из Южной Америки в Северную.