Ссылки для упрощенного доступа

"Титаник" тонет на суше


Среди отзывов на гибель "Титаника" 15 апреля 1912 года самый неожиданный и, так сказать, некорректный – запись в Дневнике Александра Блока: "Есть еще океан".

Русский поэт, как известно, вообще был поклонник стихий. Он и большевицкую революцию приветствовал как освобождающий и освежающий стихийный взрыв. В том, что эта стихия ничего хорошего на русскую землю не принесла, он убедился очень скоро. Но его пример соблазняет нас подумать над другой темой: а во благо ли - угнетение стихий, победа над ними, одним словом то, что называется научно-техническим прогрессом?

Гибель "Титаника" была событием в высшей степени символическим, неким пророческим предупреждением человечеству, начинавшему терять голову в упоении собственными колоссальными достижениями. Громадный корабль, чудо техники ХХ века, был объявлен непотопляемым. Это была не только уверенность в его техническом совершенстве, но и самодовольство человечества, в непомерной гордыне провозгласившего себя владыкой мира и повелителем стихий: то, что древние называли "хубрис" - узурпация человеком высших, божественных прав, захват престола богов. В греческой мифологии таких борцов с богами называли титанами.

В их честь был назван корабль, вышедший в гордый рейс в апреле 1912 года. И вот это корабль погиб, столкнувшись с айсбергом, затонул за три часа. Это было не просто кораблекрушение, но первая глава мировой катастрофы, вскоре последовавшей. Через два года после гибели "Титаника" началась первая мировая война. Гибель "Титаника" была ее прологом, поднявшим занавес над зловещим представлением новейшей истории.

Много писали о технических недоделках в "Титанике": недостаточная герметизация нижних отсеков, плохое качество клепальных работ, некомплект спасательных шлюпок, даже непроведение шлюпочных репетиций. Но в свете последовавших скоро событий стало ясно, что дело не в недостатках той или иной техники, а в самом ее гипертрофированном избытке. Сама война стала технической, и не люди на войне управляли этой техникой, а она ими. Человек, человечество в целом оказалось заложником технологического прогресса, экстенсивного распространения техники. А после первой мировой войны случилась и вторая, и атомная бомба была изобретена и применена.

Мировых войн не было уже семьдесят лет, и зловещая бомба после Хиросимы не взрывалась. Но техника продолжает свою экспансию и в мирное время. Ее нынешний объект – Земля, природа в целом. Миру грозят необратимые климатические сдвиги. Об этом давно и много пишут, но вот новейший комментарий к недавним громким событиям так называемой Арабской весны. Мы готовы радоваться народным движениям против застойных коррумпированных режимов, но за этими событиями, оказывается, стоит нечто другое и куда более серьезное. Уже несколько серьезных докладов различных международных организаций (их перечисляет Томас Фридман в Нью-Йорк Таймс от 8 апреля) указывают на главную причину арабской нестабильности: революционные события в арабских странах стали следствием экологического кризиса, уже в полную меру обрушившегося на эти страны. Не Мубарак, Каддафи или Асад главная беда этих стран, а иссякновение запасов пресной воды, следом идущие засухи, вызывающие падеж скота и уменьшение сельскохозяйственных площадей, и уже отсюда – растущая по экспоненте дороговизна продуктов питания.

И никакими океаническими волнами, в которых погиб "Титаник", не залить безводные пустыни, распространяющиеся по Земле. "Есть еще океан", но есть еще и жаждущая Земля, которую не оросить соленой водой океана.
XS
SM
MD
LG