Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты – о подростковой преступности и борьбе с нею


Некоторые политики считают, что чем раньше "трудного" подростка посадить в тюрьму, тем лучше
Некоторые политики считают, что чем раньше "трудного" подростка посадить в тюрьму, тем лучше
Нашумевшее дело об избиении старшеклассницами своей сверстницы в городе Гусеве Калиниградской области дало повод вновь заговорить о возможном снижении в России возраста, начиная с которого подростков можно привлекать к уголовной ответственности. Соответствующий законопроект готовится в Государственной думе.

Следствие до сих пор не может решить, по какой статье следует привлекать к ответственности двух школьниц, Дарью Горячевскую и Анну Шатун, жестоко избивших свою сверстницу, Елену Сухорукову. История получила широкую огласку, потому что видеоролик с избиением был выложен затем в интернет.

Сначала дело отказывались возбуждать, потом отменили уже возбужденное уголовное дело. Теперь расследование возобновлено по указанию областного прокурора – случилось это вскоре после митинга возмущенных жителей Гусева у городской администрации. На него собрались порядка 200 человек, которые потребовали "справедливого наказания" для двух девушек. Некоторые демонстранты высказывались за поправки в федеральное законодательство, снижающие возраст уголовной ответственности для малолетних правонарушителей с 14-ти до 12 лет.

– Действительно, в Госдуме этот законопроект уже обсуждается, – говорит Людмила Карнозова из Центра судебно-правовой реформы. – Я была дико возмущена случаем с избиением, но почему в этой связи говорят о снижении возраста уголовной ответственности с 14-ти до 12-ти лет? Я с этим категорически не согласна. Как обычно, у нас ищут не там, где потеряли, а под фонарем. Нам нужна ювенальная юстиция для несовершеннолетних. Надо проводить психолого-педагогическую работу, развивать практики восстановительного правосудия. Тут много чего надо делать. Ну что будет с ребенком, которого посадили в 12 лет в колонию? Или даже не посадили, а назначили условное наказание? Чем раньше заклеймим, тем лучше что ли? В чем идея?
Подросток, совершивший подобное преступление, конечно, должен осознать, что общество его осуждает. Но нужно не просто "социально пришибить" его в юном возрасте, нужно чтобы у подростка были пути позитивной социализации. Но об этом думать очень сложно. Поэтому легче сказать: ужас-ужас, давайте снизим возраст уголовной ответственности! – заключает Людмила Карнозова.

– Очевидно, что подростки, которые совершили это правонарушение, находились в ситуации социально-психологической дезадаптации, – говорит руководитель Центра для трудных подростков "Перекресток" Кирилл Хломов. – Что тут повлияло: ситуация в классе, или в семье – нужно разбираться. Они оказались способны на такую жестокость. В нашей стране плохо идет работа с подростками. Мало специалистов по социально-психологической работе, не поддерживаются программы в области ювенальной юстиции. Если бы в этом направлении велась качественная работа, можно было предотвратить подобные ситуации. И то, каким образом реагирует общество – что надо затравить теперь этих подростков – не способствует декриминализации России, а, скорее, наоборот. В России высокий уровень подростковой смертности, подростковых преступлений, подростковой жестокости. Исходя из моего опыта (а я работал почти по всей России), похожие случаи происходят регулярно. Просто они не были раскручены. До них обществу не было дела. То, что сейчас обществу есть до этого дело, хороший знак. Но важно, чтобы этот случай не стал "показательным", а действительно помог изменить в стране социально-психологическую работу с подростками, - убежден Кирилл Хломов.

Тем временем, проект закона о снижении возраста наступления уголовной ответственности с 14-ти до 12-ти лет планируется внести на рассмотрение Госдумой до конца весенней сессии. Об этом сообщил журналистам 10 апреля лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
XS
SM
MD
LG