Нападение на редактора отдела спецрепортажей "Новой газеты" Елену Милашину, которое было совершено в ночь на 5 апреля, в полиции склонны считать грабежом. У коллег избитой журналистки и у нее самой - другое мнение.
Поздним вечером Елена со своей подругой возвращались из редакции "Новой газеты" домой, в Балашиху. По ее словам, когда они подходили к дому, сзади вдруг появились двое мужчин. "Я оглянулась, но подумала, что они просто хотят нас обогнать. Когда я обернулась во второй раз, они начали нас бить", рассказывает Елена Милашина.
У подруги Елены, Эллы Асоян (она является представителем американской правозащитной организации "Фридом Хаус") вырвали из рук сумки. Одну – с документами и деньгами – удалось отбить, но ноутбук остался в руках нападавшего.
На крики о помощи подбежали три женщины – это помешало преступникам продолжить избиение. Как позже рассказывала Милашина, вызванная сразу полиция приехала через час с лишним. К этому времени Милашина и Асоян, почувствовав себя плохо, пошли домой. Но женщины-свидетельницы остались дожидаться полицейских. Когда Елена с подругой вернулись на место избиения, они увидели полицейский "уазик", в котором допрашивали одну из свидетельниц. "Мы стучали несколько раз в окна машины, на нас смотрели, улыбались и игнорировали. Мы подождали минут пятнадцать. Было холодно, страшно качало и трясло", – вспоминает журналистка.
Утром балашихинская полиция распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, что в 0:40 в дежурную часть поступило сообщение о грабеже женщины и на место происшествия немедленно выехала следственно-оперативная группа. Однако, говорится в пресс-релизе,"по прибытию на место происшествия полицейские потерпевшую не обнаружили". Правда, днем Елену Милашину все же нашли - когда она пришла в травмпункт.
Нападение на журналистку и ее подругу было совершено с особой жестокостью. У Милашиной - многочисленные ушибы головы и выбит зуб. Дело расследуется по статье "грабеж". Сама же Елена предполагает, что ограбление было инсценировано, потому что, по ее мнению, преступники не очень-то были заинтересованы в завладении сумками девушек, а сосредоточились на избиении.
Вот, что рассказала Радио Свобода пресс-секретарь "Новой газеты" Надежда Прусенкова:
– По всем внешним признакам нам, на первый взгляд, показалось, что это бытовое преступление, довольно типичное, к сожалению, для отдаленных районов, к тому же среди ночи. Но чем больше фактов и подробностей открывалось, тем больше возникало вопросов и странностей. На данный момент мы уже не исключаем, что причиной могла стать именно профессиональная деятельность Лены. Смотрите сами: если это грабеж, то к чему так зверски избивать беззащитных женщин. А у Лены серьезные травмы, она мне рассказывала что били очень сильно. У нее на голове врачи зафиксировали 14 гематом.
Как нам известно, дело взято на особый контроль не только подмосковными и московскими, но и федеральными властями. С учетом тех тем, которыми занимается "Новая газета" и конкретно Лена. Ведь она писала о расследовании всех терактов – Беслан. "Норд-Ост", а после смерти Анны Политковской перехватила тему всего Северного Кавказа. Еще на ее счету расследование того, как наркополицейские подкидывают наркотики и фабрикуют дела против непричастных граждан, – напомнила Надежда Прусенкова.
Американский "Комитет защиты журналистов" призвал российские власти безотлагательно расследовать нападение на журналистку "Новой газеты" Елену Милашину. Говорит глава Восточно-Европейского отдела "Комитета" Нина Огнянова:
– У нас много вопросов по поводу этого инцидента. Милашина известна своими журналистскими расследованиями, она бралась в прошлом за крайне опасные темы. Например, нарушения прав человека на Северном Кавказе, расследовала нападения на ее коллег, включая убийство Анны Политковской, убийства и исчезновения людей в Дагестане и Чечне. Зная, чем она занимается, учитывая ее известность, трудно представить, что она стала случайной жертвой грабителей. Атакующие проявили особую жестокость: двое мужчин нанесли ей удары по голове тяжелым предметом, Обычных грабителей интересует бумажник, сумка, а не то, как бы пожестче избить свою жертву, а это именно то, что случилось с Милашиной.
– Получала ли она угрозы в свой адрес?
– Я не знаю доводила ли ее газета эту информацию до всеобщего внимания, но в прошлом она была объектом многочисленных угроз и предупреждений. Ее работа, связанная с событиями на Северном Кавказе, провоцировала угрозы.
– Учитывая реакцию российский властей на подобные инциденты, велика ли вероятность того, что это преступление будет раскрыто?
– Россия печально знаменита традицией безнаказанности исполнителей и заказчиков атак на журналистов. За последнее десятилетие десять журналистов в России расплатились жизнью за свою работу, и лишь два дела были доведены до осуждения преступников. Поэтому невозможно не испытывать тревогу и по поводу безнаказанности нападавших на Елену Милашину. Но мы надеемся, что ее известность и общественное внимание к этому делу заставит власти серьезно отнестись к выполнению своего долга.
– К кому конкретно вы обращаете свой призыв?
– Расследование дела Милашиной ведется московским следственным комитетом – пока оно находится на региональном уровне, хотя к нему подключены несколько следователей федерального комитета. Ждем, к каким результатам приведет это расследование. Если преступники не будут найдены, следствие должны взять в свои руки структуры более высокого уровня, – сказала в интервью Радио Свобода Нина Огнянова.